Бурятский театр оперы и балета впервые побывал с гастролями в Красноярске

Гастроли приурочены к 85-летию Бурятского театра оперы и балета и прошли с 10 по 13 июня на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Пуб-лика окунулась в национальные мифы и легенды. Артисты показали два балета: «Землю веры - Баргуджин Тукум» (12+) Анастасии Дружининой в постановке Никиты Дмитриевского и «Красавицу Ангару» (6+) Бау Ямпилова и Льва Книппера в редакции Морихиро Иваты.

Бурятский театр оперы и балета впервые побывал с гастролями в Красноярске
Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

История сотрудничества двух крупнейших оперных театров насчитывает десятилетия. Еще в советское время коллективы активно обменивались солистами оперы и балета, щедро делились опытом. Даже Баярто Дамбаев, главный балетмейстер Бурятского театра оперы и балета, заслуженный артист России, служил в Красноярском театре оперы и балета один сезон (1995-1996 гг.) и с теплотой вспоминает то время:

— Театр мне знаком, очень приятно сюда приезжать. Алексей Николаевич Павленко, заслуженный артист РСФСР, известный в Бурятии и далеко за ее пределами, выступавший в качестве солиста на нашей сцене, возглавлял здесь труппу с 1994-го по 1997 г. и преподавал в Красноярском хореографическом училище. Хочу отметить такой интересный исторический факт, что наши артисты, в том числе Лариса Петровна Сахьянова, лично участвовали в закладке камня перед строительством здания Красноярского театра оперы и балета. В разное время здесь работали наши артисты и педагоги, — говорит он.

Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

С Красоперой сотрудничают известные певцы, тенора Михаил Пирогов и Мэргэн Санданов, здесь выступает молодой артист балета из Бурятии Бато Тушинов. Но гастроли состоялись впервые, и символично, что они прошли в год 85-летия Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

— Мы приехали по приглашению директора Красноярского театра оперы и балета Светланы Владимировны Гузий и благодарим наше министерство культуры и министра Соелму Баяртуевну Дагаеву за поддержку нашей гастрольной деятельности. В этом сезоне мы активно ездим по регионам. До конца сезона нам еще предстоят гастроли в Монголию. Весной побывали в Марий Эл и Чувашии. В Красноярск мы приехали с нашей балетной труппой из Иркутска, где были неделю. Мы привезли наши национальные балеты. Это современный спектакль, созданный к 100-летию Республики Бурятия, «Земля веры — Баргуджин Тукум» и, конечно, нашу «визитную карточку» «Красавицу Ангару». Прошло по два показа каждого балета, и мы рады, что в зале были аншлаги. Перед нами с «Большими гастролями» в Красноярск приезжала труппа Приморской сцены Мариинского театра, после нас — музыкальный театр имени Наталии Сац. Поэтому вдвойне приятно, что зрители пришли на наши спектакли и искупали артистов в овациях, — отметил директор Бурятского театра оперы и балета Дмитрий Дылыков.

Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

Руководство и артисты балета отмечают важность гастролей на сцене Красоперы. Зритель здесь подготовленный и, как говорится, «насмотренный», а труппа профессиональная и считается одной из лучших в стране. Поэтому удивить публику сложно, но бурятские артисты справились и покорили сердца.

Бурятский Енисей на Енисее

Спектакль «Красавица Ангара» называют «визитной» карточкой Бурятского театра оперы и балета. Почему? Потому что со дня премьеры в 1959 году балет ни разу не сошел с репертуара и всегда собирает аншлаги как в Улан-Удэ, так и в любом другом городе.

— Мы сами удивляемся этому феномену, потому что балет сделан очень давно и постоянно идет на нашей сцене, ни разу не выходил из репертуара, пережил три новые редакции. И всегда зритель ходит! И всегда полные залы! Мне кажется, в нем есть уникальный культурный код, который зашит в музыке, в либретто, в хореографии, — говорит директор Дмитрий Дылыков.

Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

А на этот раз в зале царила особая магия. Сюжет построен на истории любви дочери Байкала Ангары и синеглазого Енисея. Перед исполнителем главной партии, молодым солистом Эрдэмом Сандаковым стояла непростая задача.

— Очень волнительно выступать здесь, на берегу Енисея в образе Енисея. Я сходил на набережную, напитался его энергией, наб-людал за ним. Думаю, мне это помогло, — поделился Эрдэм Сандаков.

Партию Ангары исполнила Харука Ямада, которая дебютировала в этом образе в январе. Восходящая звезда бурятского балета Алдар Болтанов предстал перед публикой главным антагонистом — Черным вихрем, влюбленным в дочь Байкала.

Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

— Очень нравится. Прекрасные артисты и очень красивые костюмы. Приезжайте к нам еще. Приятно, что в Бурятии решили поставить спектакль, связанный с нашим регионом, — говорят зрители Денис и Елена Хоменко.

— Потрясающий театр в Улан-Удэ, я с ним знакома очень давно. В 2023 году я побывала на фестивале имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева. У меня есть свой любимчик Аюша Аюшеев, я его сегодня видела в роли шамана, также и Михаила Овчарова. И еще потрясающее событие — у вас каждый год проводят «Балет на Байкале». Я обязательно поеду, уже взяла билеты. «Красавицу Ангару» я уже видела, но сколько раз будете приезжать, столько раз буду ходить, — говорит зрительница Светлана Шельпякова.

Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

Балет «Красавица Ангара» вновь собрал восторженные отзывы и бурные овации и доказал, что его ждет большое и светлое будущее. На вопрос, в чем же заключается секрет успеха, главный балетмейстер Баярто Дамбаев отвечает:

— Над «Красавицей Ангарой» работали великие люди — Лев Книппер и Бау Ямпилов, Михаил Заславский и Игорь Моисеев… Была проведена большая предварительная научная работа: историческая, этнографическая. Именно поэтому балет актуален до сих пор. Все наши ведущие солисты проходят через этот балет, если подходят под амплуа. Это своего рода старт для профессиональной творческой жизни. Интересный спектакль, музыка очень балетная, легкая для восприятия, в ней отражена вся динамика и палитра характеров.

«Лучшая реклама Бурятии»

Известный российский хореограф Никита Дмитриевский знаком красноярскому зрителю. В 2023 году он поставил современный балет «Катарсис Данте». В том же году, месяцем ранее, состоялась и премьера в Улан-Удэ спектакля в его постановке «Земля веры — Баргуджин Тукум» современного бурятского композитора Анастасии Дружининой. Это история о любви Тумэна и Асуйхан на вершине веры, где буддизм встречается с шаманизмом.

— Мы рады приветствовать на гостеприимной красноярской земле Бурятский театр оперы и балета. Замечательный спектакль, замечательные артисты. А самое главное — я поймал себя на мысли, что хочу поближе узнать о шаманизме, о буддизме, что хочу приехать в Бурятию и познакомиться с вашей культурой поближе, — отметил министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов, добавив, что «этот спектакль можно назвать лучшей рекламой Бурятии».

Фото: Евгений Корюкин ( Красноярский театр оперы и балета)

Символично, что спектакль был поставлен в год празднования 100-летия Республики Бурятия. Балет основан на древних легендах Баргуджин Тукума — мифической земли веры. Визуальный ряд впечатляет масштабными декорациями, авторскими костюмами и завораживающей световой партитурой. Постановка сочетает элементы бурятских традиций и современного модерн-балета, что делает ее уникальной как с точки зрения хореографии, так и музыкального сопровождения.

— Очень интересная постановка. Я сама танцую, люблю современный балет. Для меня это что-то новое. За каждым движением, действием интересно наблюдать, — отметила зрительница Анисия Короткова.

— Завораживающе, сказочно, восторг-восторг-восторг! Все девочки, все мальчики красивые, статные. Сказочная атмосфера. Хотим еще! — поделились Наталья и Дарья Панюшкины.

— Очень вдохновляюще. Больше всего понравилось, как артисты передали эмоции. Шаманские обрядные танцы, интересно, — говорит зритель Давид Юрин.

Главные партии в балете «Земля веры — Баргуджин Тукум» на сцене Красоперы исполнили ведущие солисты Эльдар Ванданов и Александра Богданова. В спектакле множество массовых сцен, где задействована вся балетная труппа. Сложную хореографию и огромную проделанную работу оценил и заслуженный артист РСФСР, экс-солист Бурятского театра оперы и балета, экс-худ-рук балета Красноярского театра оперы и балета Алексей Павленко:

— Труднейший спектакль для кордебалета, столько всего! Достойно показали этот спектакль, слышали, как вас принимали сегодня, не отпускали с поклонов. Дай Бог, чтобы в вашем репертуаре появлялись такие спектак-ли, которые приносили бы и радость, и вдохновение, и чтобы вы росли.

Всего за 4 дня спектакли Бурятского государственного академического театра оперы и балета, правда, под фонограмму посмотрели более 3 тысяч зрителей. Первые гастроли в Красноярске состоялись успешно.

— От лица директора Светланы Владимировны Гузий, от всего коллектива Красноярского театра им. Дмитрия Хворостовского, от лица всех наших зрителей хочу сказать невероятное спасибо, что Бурятский театр оперы и балета приехал, нашли время в своем графике. Вы не только попали в ожидания зрителей, их оправдали, но и превзошли. Я надеюсь, вам приятно, как принимает пуб-лика. В апреле наш театр закрывается на реконструкцию, но после открытия мы снова ждем к нам в гости, — говорит заместитель директора Красноярского театра оперы и балета Юлия Бочарова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 18 июня 2025

Заголовок в газете: КАК БУРЯТСКИЙ ЕНИСЕЙ ВЫСТУПИЛ НА ЕНИСЕЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру