Фестиваль открылся премьерой балета «Красавица Ангара» и продолжился гала-концертом. В программе приняли участие звезды Бурятского театра оперы и балета, артисты Большого театра, Новосибирского театра, представившие фрагмент «Лебединого озера», а также монгольские танцоры с номером из балета «Уран Хас». Программа началась в 14.00 с выступления оперных солистов, исполнивших классические арии и романсы. Проходили мастер-классы по классическому танцу от хореографа Алисы Шикиной и по современной хореографии от Антона Дорофеева. Особый колорит мероприятию придавала работа фудкортов и торговых рядов, где можно было приобрести изделия местных ремесленников и сувениры от «Байкальской почты».
За кулисами кипела не менее интересная жизнь: артисты Бурятского театра оперы и балета в специальных костюмах с логотипом театра готовились к выступлениям. Гости фестиваля могли поучаствовать в мастер-классах по созданию балетных аксессуаров от театральных бутафоров, научиться основам сценического грима или сделать памятные фото с солистами на специальной фотозоне у воды.

Два фестивальных дня подарили зрителям незабываемые впечатления. Величественный Байкал с его кристально чистыми волнами, стремительный полет чаек, золотисто-коричневый песок пляжа и покачивающиеся на волнах яхты создавали волшебную атмосферу, в которой искусство балета звучало особенно проникновенно.
Организаторы продемонстрировали безупречную подготовку мероприятия, где каждая деталь была тщательно продумана, чтобы подарить гостям настоящий праздник искусства на берегу самого глубокого озера планеты. Представители Бурятского государственного академического театра и министерства культуры сообщили, что все билеты были распроданы задолго до события. В сравнении с прошлогодним фестивалем, собравшим 1 тысячу зрителей на площадке в местности «Пески», в 2025 году мероприятие значительно расширило масштабы — была задействована большая площадка с увеличенным количеством участников.
Самый главный спектакль
Исполнительница главной роли — Красавицы Ангары — Александра Богданова рассказала «МК в Бурятии» о своей роли и подготовке к спектаклю. 23-летняя балерина сообщила, что в четвертый раз исполняет партию Ангары — до этого она танцевала ее один раз в театре и дважды на гастролях. «Байкал придает силы, эмоции меня переполняют, — поделилась Александра. — Недавно мы были на гастролях в Иркутске, на Ангаре. В этой роли мне нужно показать не просто девушку, а саму реку — ее легкость, текучесть, плавность, рассказать историю любви с Енисеем и сложные отношения с отцом Байкалом».
Богданова отметила, что эта партия является визитной карточкой театра и всей рес-публики, что делает ее исполнение особенно ответственным. «Спектакль пройдет одним блоком без антракта — это будет насыщенно, но и тяжеловато. Главная роль требует особой концентрации, ведь все внимание зрителей приковано только к тебе», — объяснила балерина.

Особое внимание артисты уделили подготовке к выступлению на открытой площадке у Байкала. «Мы тщательно продумывали каждый выход, ведь на этой сцене нет кулис. Приехали с утра, чтобы освоиться. Главное — чтобы на сцене не было песка, иначе можно поскользнуться. К счастью, сцену регулярно чистят», — рассказала Александра перед выступлением.
Александра Богданова окончила Бурятский республиканский хореографический колледж имени Сахьяновой-Башеева в 2019 году и сразу была принята в театр оперы и балета. За шесть лет работы солисткой она освоила множество репертуарных партий. «В нашем театре нет жесткой конкуренции, все поддерживают друг друга, театр становится настоящей семьей», — поделилась балерина.
Алдар Болтанов, исполнитель роли Енисея, также подчеркнул особую значимость своей партии. «Эту роль исполняли великие артисты нашего театра — Андрей Тимофеевич Башеев (Енисей) и Лариса Петровна Сахьянова (Ангара). Для меня большая честь продолжать эту традицию».
По его словам, премьера «Красавицы Ангары» на Байкале стала историческим событием для Бурятии и самого театра. «Многие мечтали увидеть этот спектакль на берегу Байкала, ведь он посвящен именно ему. Для меня большая гордость и ответственность участвовать в этом событии. Енисей в моем представлении — светлый, чистый и смелый персонаж. Его смелость проявляется в постоянном противостоянии злу, а главная сила — в чистой, как река, любви к Ангаре».
Артист вспоминает годы учебы: «Когда я учился в хореографическом училище, изучал историю постановки, биографии великих артистов нашего театра. Они были удивительно светлыми людьми и хотели, чтобы их ученики стали не только хорошими танцовщиками, но и хорошими людьми. Особенно мне нравится памятник Красавице Ангаре у нашего театра. На протяжении всей карьеры меня вдохновляет наш легендарный национальный балет».
Алдар Болтанов окончил Бурятский хорео-графический колледж в 2018 году и с тех пор танцует в театре оперы и балета под руководством педагога Юрия Фроловича Муруева. Многократно исполнял партию Енисея как на сцене родного театра, так и на гастролях.
Аюша Аюшеев, исполняющий роль Шамана, рассказал о своем подходе к персонажу: «В этой роли важно показать полную покорность своему господину — Черному Вихрю. Мои герой и его подчиненные всеми силами стараются помочь ему достичь победы».
Аюшеев окончил Бурятский хореографический колледж в 2015 году и с тех пор является артистом театра оперы и балета. Его исполнение роли Шамана добавляет спектаклю глубину и драматизм, подчеркивая противоборство двух сил — света и тьмы.
«Лариса Сахьянова ожила»
Перед началом спектакля народная артистка Республики Бурятия Лия Балданова рассказала зрителям историю балета «Красавица Ангара».
Со сцены знаменитая балерина, ученица Абашеева и Сахьяновой, прочитала либ-ретто и поделилась интересными фактами о создании спектакля: «Автором либретто стал Намжил Балдано, а основой послужила поэма Николая Дамдинова, написанная в 1953 году. Музыку создали композиторы Бау Ямпилов и Лев Книппер, разработавшие специальную балетную аранжировку. Постановку осуществил знаменитый Игорь Моисеев, который ставил все танцы в балете. Легендарное адажио создал Михаил Заславский — для аутентичности национального колорита он объездил всю республику».
Балданова особо отметила историческую важность премьеры: «Спектакль был посвящен XXI съезду СССР. В первой постановке участвовали выдающиеся артисты — выпускница Московского хореографического училища Лариса Сахьянова и выпускник Ленинградского хореографического училища Петр Абашеев. Слияние двух школ, высочайший профессионализм артистов и магия музыки получили восторженные оценки».
Народная артистка подчеркнула значение первого исполнителя роли: «Лариса Сахьянова была невероятно талантливой и музыкальной балериной. Ее «поющие руки» буквально обрамляли музыку, создавая удивительную гармонию движений. Она сделала огромный вклад в развитие образа Ангары — многие элементы, демонстрирующие ее уникальную растяжку, сохранились в балете до сих пор. Если в мировом балете есть Плисецкая и Уланова, то у нас есть легендарная Сахьянова — воздушная, мелодичная, с прекрасным прыжком».
Лия Балданова процитировала слова самой Сахьяновой: «Она говорила, что хочет, чтобы зрители видели в ней не технику, а саму Ангару». Самым дорогим комплиментом в своей карьере Балданова считает слова ветерана театра: «Лариса Сахьянова ожила».
«Красавица Ангара» впервые предстала перед зрителями в 1959 году, а сегодня Байкал стал ее живой декорацией. Главный балетмейстер Бурятского театра оперы и балета Баярто Дамбаев отметил: «Наши артисты испытывают особое волнение — в спектакле задействованы 47 исполнителей».
Министр культуры республики Соелма Дагаева подчеркнула значимость постановки: «С 1959 года «Красавица Ангара» не сходит со сцены, выдержав испытание временем и став подлинным культурным достоянием. Бурятская школа балета, основанная на русских классических традициях, продолжает покорять зрителей. В этом году театр с успехом гастролировал по России и за рубежом. Особенно памятной стала реакция министра культуры Красноярска — профессионального артиста балета, который после просмотра спектакля «Земля веры. Баргуджин Токум» выразил желание глубже изучить культуру и традиции Бурятии».
Директор театра Дмитрий Дылыков вспомнил скромные начала фестиваля: «В первый год мы буквально приглашали отдыхающих на берегу Байкала посмотреть балет. Сегодня же нас ждал аншлаг — 3 тысячи зрителей собрались на премьеру и гала-концерт. Байкал, наш балет и эта удивительная публика создали непередаваемую атмосферу радости. Особенно зрителей впечатлил новый перформанс Алисы Шикиной на музыку Александра Дружинина, вдохновленный «Красавицей Ангарой», а также серия мастер-классов».

Фестиваль «Балет на Байкале» подтвердил статус знакового культурного события, объединяющего классические традиции и природную мощь священного озера.
О балетных пачках и костюмах
Светлана Шунхурова, портной швейного цеха театра, создавшая костюм для Енисея, рассказала о тонкостях своей работы: «Создание сценических костюмов — кропотливый процесс, занимающий от 3 дней до 2 недель. Мы используем как машинную, так и ручную работу». Заведующая цехом Татьяна Геннадьевна Малых, посвятившая театру более 40 лет, бережно передает свое мастерство молодым коллегам. «У нас работают настоящие фанаты своего дела, — продолжает Шунхурова. — В цехе два отдела, где трудятся 13 человек, включая специалиста, который занимается исключительно изготовлением головных уборов».
Эволюция балетных пачек отразила технический прогресс: если раньше их шили из накрахмаленной марли и тарлатана, то современные синтетические материалы сделали уход за ними значительно проще. «Теперь пачки можно стирать — для этого костюмеры аккуратно снимают и расшивают лиф, верхний слой, затем стирают в прохладной воде и сушат в горизонтальном положении», — объяснила специалист.
Лица фестиваля
Среди зрителей была замечена Елена Дорофеева, супруга хореографа Антона Дорофеева, прогуливавшаяся по берегу с песиком по кличке Унчик. «Быть женой известного человека непросто, но невероятно интересно, — поделилась Елена. — Жизнь с творческим человеком требует жертвенности, но когда видишь результат, понимаешь — оно того стоит». Для нее это был первый опыт посещения фестиваля.

Специально из Иркутска приехали Дмитрий с дочерью Аленой, которая мечтает стать балериной Бурятского театра. «В прошлом году смотрели фестиваль онлайн, а в этом решили приехать лично, — рассказал отец. — Вся семья поддерживает Алену в ее стремлении к балету».
Волонтеры и ремесленники
Фестиваль объединил множество волонтеров. Кристина, участница экоквеста, рассказала: «Наш проект сочетает экологическое просвещение с традициями Бурятии. Через легенды и игры мы знакомим гостей с уникальной экосистемой Байкала».

Среди ремесленников выделялась Галина Алексеевна Баталова из Улан-Удэ, представляющая авторские украшения из эпоксидной смолы. «За 7 лет работы мои изделия побывали даже на московской выставке, где стали лидерами продаж», — с гордостью отметила мастерица.
Атмосфера праздника
Фестиваль «Балет на Байкале» создал уникальную атмосферу, где искусство гармонично сочеталось с природной красотой. «Этот синтез вызывал невероятные ощущения у зрителей всех возрастов», — отмечали организаторы. Для многих гостей из других регионов фестиваль стал открытием новой Бурятии.
В организации масштабного мероприятия участвовали 150 человек: волонтеры, технические службы, административный персонал. Фестиваль состоялся при поддержке президентского фонда культурных инициатив и министерства культуры Бурятии, с участием партнеров. Онлайн-трансляции велись через сервисы «ВКонтакте» и «Одноклассники».