Туризм в Бурятии: игра без правил

Резиденты федеральной целевой программы «Подлеморье» подвели печальные итоги развития туризма на Байкале

Прошедшие в Бурятии межпарламентские слушания «Перспективы развития туризма в Байкальском регионе» и участие в статусном мероприятии министра по развитию Дальнего Востока Александра Козлова вновь заставили говорить о туризме на Байкале.

Резиденты федеральной целевой программы «Подлеморье» подвели печальные итоги развития туризма на Байкале

Способна ли республика превратиться в туристическую Мекку, суждено ли туризму стать в Бурятии движущей силой экономики, мы решили спросить у тех, кто не на форумах, а на деле занимается этим много лет. Слово - собственнику гостевого дома «Теремки» (пос. Старый Энхалук) Алексею Котову.

Спасибо Чепику

Как это все начиналось у нас двенадцать, десять лет назад. Тогда с идеей туризма носился зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик. На это республика получила из федерального бюджета 500 млн. рублей, что по тем временам было немало. Заявили о создании четырех кластеров, в том числе и в Кабанском районе. Не знаю, как в Кяхте, Прибайкалье, Тарбагатае, а в Кабанском районе, куда по статистике приезжает самое большое количество туристов, в целом кластер «Подлеморье» (2012 - 2018 годы) состоялся.

Помню, нас, так называемых резидентов, собрали в спешном порядке и попросили за неделю подготовить проектно - сметную документацию на будущие объекты. Я тогда возмутился, что хороший проект иные институты год готовят, но мы сделали все за неделю. Первым резидентом был Сергей Рогов, потом Дарья Ринчинова, потом шел я. Глядя на нас, должны были подтянуться и другие владельцы турбаз. Задача резидентов состояла в том, чтобы показать свои затраты, легализоваться, оповестить о планах по строительству собственных объектов, а государство под эти объекты обещало выполнить свою часть затрат по созданию инфраструктуры. Это были дороги, очистные, водоснабжение, электроснабжение. То есть мы под все это должны были построить комфортабельные номера, зарегистрироваться и начать работать цивилизованно.

Чепика много ругали. Он несколько раз был у меня на турбазе, однажды привез на Байкал тогдашнего руководителя Агентства Ростуризма Олега Сафонова. Помню, мы с Сафоновым стояли на крыльце моей турбазы, я ему жаловался на Чепика, а Чепик нас в это время красиво фотографировал. Но когда Чепик ушел, выяснилось, что его вспоминают с благодарностью, потому что благодаря ему в республику удалось заманить деньги, построить великолепную дорогу на Сухую и сделать немало другого.

Главная проблема

Условия целевой программы ТРК «Подлеморье» менялись на ходу. Сначала говорили - вы стройтесь, а мы частично возместим вам затраты. Потом начали говорить только о дорогах, очистных, водоснабжении. Программа сработала, но не до конца. Минус всего этого был в том, что очистные и водоснабжение решено было спустить на муниципалитет и в этом была главная ошибка, потому что муниципалитет свою миссию не выполнил. Время шло, с боем курантов 31 декабря 2017 года программа закончилась. Получилось так, что ни очистные, ни централизованное водоснабжение в «Подлеморье» не появились, но при этом с нас начали спрашивать так, словно все это имеется.   

Вода стала проблемой номер один. Вода, собственно, есть, но по нормам скважина для питьевой воды должна быть обнесена забором 50 на 50 метров, а таких скважин на нашем побережье нет. На Байкале очень плотная застройка, никто не располагает таким участком свободной земли, а, значит, не может обеспечить необходимую санитарно-эпидемиологическую зону. Мы получили на нашу воду лицензию, заключения, где все говорят - вода чистая, вода замечательная. Но ею разрешено мыть руки, применять для технических нужд, а использовать в приготовлении пищи нельзя. То есть, мы можем принимать гостей, но кормить их не можем. Абсурд - принимая туристов на самом чистом озере мира, напоить водой Байкала мы их не можем.

Вторая проблема

У нас так и не появились очистные, хотя под очистные мы сделали свои гостевые дома благоустроенными и теперь вынуждены нанимать машины по перевозке жидких бытовых отходов, чтобы везти эти отходы от берега за сто с лишним километров. В конце концов, это не проблема. Проблема в том, что построенные в рамках федеральной программы 14 подстанций от Заречья до Энхалука так и не заработали. Если говорить про наш поселок, то в Старом Энхалуке появились целых две подстанции, которые стоят просто так. То есть, летом у нас по-прежнему 160 Вт и напряжение в сети зависит от каждого включенного чайника. В этом плане система электроснабжения, построенная за 48 млн. рублей, так и не заработала. Оборудование ржавеет. Звоним, интересуемся, нам говорят, что с баланса минимущества Бурятии все это передали на баланс МРCК, а дальше ничего не знают.  

Простой пример - гениальный проект «Байкальская рыбалка». В этом году сюда приехало 1400 участников, а могло приехать и 2 тысячи, и больше. Им негде было жить. Самые умные участники, те, кто здесь уже был, забронировали турбазы еще с января. Многие приехали на Байкал только на сутки, а хотели остаться на два-три дня. Их негде было селить и нечем было кормить. Мой пример. Если бы у меня было электричество от той самой подстанции, которую построили по федеральной программе ТРК «Подлеморье», я бы на своей турбазе для «Байкальской рыбалки» мог принять не 24 человека, а 150. С электричеством я мог бы работать и всю зиму, но что имеем, то имеем. Все это тормозит развитие туризма на Байкале. Все это создает то, что мы наблюдаем сегодня - 90 процентов турбаз работают с нарушениями. Если брать поселок Старый Энхалук, из 10 турбаз 7 выставлены на продажу. Такие вот итоги.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру