Серьезных аварий избежали, количество жалоб – снизилось
- Алексей Анатольевич, в мае в Бурятии закончился отопительный сезон. Каким он был? Удалось ли снизить количество нештатных ситуаций на сетях ТЭЦ и котельных?
- Могу сказать, что отопительный сезон был напряженным, нештатные ситуации возникали, без этого в существующем состоянии оборудования в энергетике не обойтись. Но серьезных аварий удалось избежать. А количество жалоб потребителей – снизилось.
- А почему в ряде домов в Улан-Удэ произошел перегрев?
- Все – из-за неотрегулированности самих зданий. Мы стараемся совместно с управляющими компаниями корректировать работу по отладке гидравлического режима и установке регулирующего оборудования в домах. Чтобы перегревов не возникало, надо ставить на внутридомовых системах отопления смесительные клапаны для регулирования температуры горячей воды. А это уже зона ответственности УК и ТСЖ. Привлекаем к этой работе жилищную инспекцию и Комитет городского хозяйства города Улан-Удэ. Понимание есть, двигаемся в конструктивном режиме.
- Не очень понятная история получилась в мае с отключением горячей воды и проведения гидравлических испытаний в Улан-Удэ. Сначала сроки отключения назывались одни, потом – другие. В итоге «тепленькой» не стало на несколько дней раньше, чем думали все горожане. Свою позицию высказала мэрия – она «связывалась с ТГК-14, но в компании отказались сдвигать даты». Вышла какая-то несогласованность действий между энергетиками и чиновниками…
- С отключением горячей воды ситуация простая и крайне понятная. Городская администрация определила даты окончания отопительного сезона и согласовала график проведения гидравлических испытаний. После этого ТГК-14 сделала заявки на вывод оборудования ТЭЦ в простой, они были подтверждены системным оператором. Но за несколько дней до «часа икс» мэрия решила перенести отключение с выходного на ближайший будний день. Мы подали заявку об этом изменении системному оператору, но получили отказ. То есть, причиной «подвижек» явилась технологическая система планирования режимов работы ТЭЦ.
- Многие жители Улан-Удэ возмущались, что горячую воду отключили, во-первых, в холодные и дождливые дни, во-вторых, в разгар пандемии коронавируса. В местных пабликах часто можно было встретить посты: «Как соблюдать гигиену из-за COVID-19 в отсутствие горячей воды?». Что тут можно сказать? Могут ли быть корректировки по датам отключений, когда есть такие форс-мажорные обстоятельства, как пандемия вируса?
- Все видят только верхушку айсберга. Когда в конце апреля повысилась температура наружного воздуха и в квартирах стало жарко – виновата ТГК-14. Отключили отопление и горячую воду (а об окончании отопительного сезона объявили городские власти) – опять виновата наша компания. Но мы вновь и вновь подчеркиваем – в ЖКХ не бывает «простых решений». Это сложная система со множеством участников процесса. Все графики согласовываются заранее. Да, могут приниматься иные решения, но они должны быть не экстренными, а взвешенными, их должны утвердить все стороны процесса. Здесь всегда надо учитывать технические возможности, а также то, как повлияет это на подготовку к следующему отопительному сезону.
Щиты управления обрабатываются несколько раз в день
- Как построена работа объектов «ТГК-14» в период действующих ограничительных мероприятий по противодействию распространения коронавируса, какие меры приняты на местах для защиты сотрудников, от работы которых зависит жизнедеятельность всего Улан-Удэ? Как у вас соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы, насколько строг контроль?
- Компании ТЭК, являющиеся стратегически важными для жизнеобеспечения страны, также соблюдают меры по нераспространению коронавируса, при неукоснительном поддержании надежности и бесперебойности энергоснабжения. Так, в ПАО «ТГК-14» в целях недопущения распространения вирусных инфекций, сотрудники максимально переведены на дистанционный режим работы. Оперативный и иной персонал, чье присутствие на рабочем месте необходимо для производственного процесса, работает с соблюдением повышенных требований к санитарной обстановке и проходит обязательный медицинский контроль. Закуплено специальное оборудование для обеззараживания воздуха и обработки производственных и бытовых помещений. Наша компания скорректировала свой бизнес-план, в котором предусмотрено выделение дополнительных средств на эти цели до конца года. Обслуживание клиентов ПАО «ТГК-14» по максимуму переведено на online-сервисы.
- Есть ли какое-то понимание, перестали ли потребители платить меньше в период коронавирусной пандемии? О каких цифрах можно говорить? Какую работу ведет компания именно с такими «новыми» должниками? Многие из них ведь потеряли работу в марте – апреле. Учитывает ли это компания, когда «вычисляет» таких людей?
- Безусловно, в период пандемии произошло снижение платежей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года случился спад на 10 процентов. Но отмечу, что при общем снижении потребители стали больше оплачивать счета в онлайне – через мобильное приложение и сайт ТГК-14, а также через универсальное мобильное приложение ЕИРЦ. Мы зафиксировали увеличение таких интернет-платежей на 73 процента.
Сейчас компания прекратила начислять пени за просроченные платежи, приостановлено ограничение горячего водоснабжения. ПАО «ТГК-14» предлагает жителям Улан-Удэ оформить договоры реструктуризации задолженности. Но населению надо понимать – платежи за тепловую энергию являются единственным источником для подготовки к отопительному сезону. Спасибо всем потребителям, которые оплачивают счета вовремя.
- Глава Бурятии Алексей Цыденов озвучил, что ПАО «ТГК-14» попало в список системообразующих организаций, которые имеют право на господдержку. Расскажите, в чем конкретно она заключается и как это может отразиться на обычных потребителях?
- Действительно, ТГК-14 вошла в перечень системообразующих организаций на федеральном уровне. Сейчас правительство РФ предпринимает разнообразные меры поддержки предприятий в пандемию COVID-19. Для нашей компании негативные последствия такого «коронавирусного» периода заключаются в снижении цены на отпускаемую электроэнергию и сокращении потребления тепловой энергии, а также в росте дебиторской задолженности потребителей. А это существенно уменьшает наши финансовые возможности при подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду.
Меры поддержки включают в себя субсидирование по правилам, утверждаемым Правительством РФ, и государственные гарантии в порядке и на условиях, предусмотренных также постановлением российского Правительства. Сейчас все эти правила и условия находятся в стадии разработки. На данном этапе ПАО «ТГК-14» использует заемные финансовые ресурсы, чтобы готовиться к новому отопительному сезону. Мы надеемся как на поддержку властей, так и на повышение платежной дисциплины потребителей.
Подчеркну, что господдержка энергетиков предназначена, в первую очередь, для обеспечения надежного энергоснабжения. На обычных потребителях она сказаться не должна. Для физических лиц государство предусмотрело другие меры помощи.
За 5 лет компания значительно сократила выбросы
- Смог зимой в Улан-Удэ – постоянная тема для разговоров в последние дни. Про это говорят все – от экологов и чиновников до общественников и урбанистов. Часто в плохой экологии винят котельные ТГК-14. Особенно «под прицелом» – ТЭЦ-1. Некоторые утверждают, что котельная выбрасывает в воздух до 33 процентов от всего вала загрязнений. А так ли это на самом деле? Есть ли у компании экологическая политика, на каких принципах она строится?
- Действительно, тема загрязнения воздуха в Улан-Удэ является одной из самых популярных, все пытались разобраться в этой теме. Активисты озвучивали ничем не обоснованные обвинения, а некоторые даже пытались «заработать себе очки» и в политическом, и в информационном пространстве. Однако нашлись и те, кто действительно разбирается в причинах, и объективности ради отмечали, что малые котельные, котлы частного сектора, печи вносят свой весомый вклад в загрязнение Улан-Удэ. Кроме того, географическое расположение Улан-Удэ никто не отменял, а также мы видим, что количество автотранспорта в столице растет, как ни крути.
ТЭЦ и котельные позволяют организовать комфортное проживание тысячам улан-удэнцев, к тому же я подчеркиваю, что они изначально были спроектированы для работы на угле. Все наше оборудование, особенно котлы, обязательно оборудованы специальными очистительными установками. Обслуживанием и контролем каждого такого оборудования занимается ответственный сотрудник, отслеживающий техническое состояние и исправность золоуловителя.
Всевозможные надзорные органы проверяют ТГК-14 постоянно. Отмечу, что экологическая политика ТГК-14 строится на выполнении всех требований и норм, внедрении эффективного оборудования на производстве. Ответственно заявляю, что за последние пять лет нам удалось значительно сократить выбросы. По расчетам наших специалистов, доля объектов ТГК-14 в общем «котле загрязнений» составляет не более 12%. На сегодняшний день очевидно, что больше всего свою лепту в образовавшийся смог обеспечивают частный сектор и неконтролируемые выбросы от объектов предпринимательской сферы города.
- Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков заявил, что для снижения вредных выбросов рассматривается вопрос о модернизации котельной «Юго-Западная» со строительством цеха по производству «бездымного» топлива, которое смогут использовать жители частного сектора в отопительный сезон. Что вы можете сказать по этому поводу? Насколько реальна польза полукокса?
- Работа по производству обогащённого топлива крайне важна. Это направление имеет хорошие перспективы. ПАО «ТГК-14» находится в постоянном диалоге по данному вопросу, мы готовы участвовать, надеемся быть полезными. Конкретные детали и польза будут ясны после разработки проекта. Если он покажет перспективность этого направления, то на котельной будет устанавливаться соответствующее оборудование.
- Планируется ли в этом году крупные проекты по ремонту и техническому перевооружению теплотрасс в Улан-Удэ? Где сейчас самые проблемные места в городе? Насколько часто надо чинить теплотрассы?
- Крупные ремонты и реконструкции теплотрасс на этот год выполняются по муниципальным контрактам – это реконструкция сетей с увеличением диаметра от котельной Юго-Западная и по ул. Октябрьская. Все эти проекты реализуются Администрацией города и реализуются под их контролем. Стараемся вместе минимизировать сроки отключения горячей воды, отрабатывая возможные подключения потребителей по резервным схемам.
В рамках своей ремонтной и инвестиционной программ ПАО «ТГК-14» проводит замену наиболее изношенных участков трубопроводов практически во всех районах города. В ходе реализации ремонтной программы 2020 года планируется перекладка 50-ти участков тепловых сетей Улан-Удэ общей протяженностью 14 км трубопроводов.
В ТГК-14 разработана и введена в эксплуатацию балльно-рейтинговая система оценки состояния трубопроводов. Суть системы заключается в определении наиболее изношенных участков теплотрасс, требующих ремонта в первую очередь. После этого составляется план ремонта и замены трубопроводов на межотопительный период. Все работы будут закончены по разным участкам в разное время, это произойдет до начала отопительного сезона.
Подчеркну, что износ сетей все время увеличивается. Ежегодно нам удается ремонтировать 8–14 км сетей – это с учетом выделяемых в рамках тарифов средств. А для уменьшения износа в год необходимо перекладывать не менее 30 км.
- Планируется ли введение новых энергомощностей? Какова ситуация с ТЭЦ-2? Готово ли правительство Бурятии поддержать этот проект? Что для этого делается?
- Введение новых энергомощностей не планируется. В 2021–2023 годах произойдет замена генератора ТГ-6. Что касается ТЭЦ-2, то отмечу, что наша компания регулярно поднимает вопрос о необходимости строительства. Но сейчас продвижение проекта приостановлено из-за несогласия Министерства энергетики РФ и системного оператора.
- В прошлом году 29 мая была введена в работу новая турбина № 6 на ТЭЦ-1. Какие результаты спустя год эксплуатации?
- Новая турбина после реконструкции показала себя очень эффективно. Работая в режиме противодавления, она позволила повысить экономические показатели станции, снизить расход охлаждающей воды и топлива.
Нужно тепло или «хайп»?
- Почему на имени компании так любят хайповать общественники и даже депутаты горсовета? И почему этот хайп чаще всего связан с так называемыми «батарейщиками»? Можно ли сказать, что сейчас ситуация с батарейщиками разъяснилась и стабилизировалась?
- ПАО «ТГК-14» является крупнейшей компанией на территории Бурятии, повод поднять свои рейтинги на имени компании – это соблазн для многих общественников. По ситуации с «батарейщиками» мы приняли меры для урегулирования ситуации и исполнили все поручения Главы Республики Бурятия. Произведены перерасчеты по жилым помещениям, в которых отсутствовали отопительные приборы. Восстановлена система отопления в жилых помещениях за счет средств компании. На сегодняшний день ситуация полностью решена.
В Улан-Удэ сейчас 115 тысяч квартир, которые мы обеспечиваем теплом, большая часть горожан оплачивает все вовремя, за что им большое спасибо. Должников, конечно, тоже хватает. Есть группа людей, которые просто привыкли ни за что не платить. У них долги по коммуналке, по кредитам, по налогам. Ситуация по неплатежам сложная. Активисты не подавали ни одного обращения о том, что кто-то мерз. Вопрос у них только в том, что они не хотят платить. И хотят использовать все это как платформу для собственного пиара. В число «батарейщиков» входили, в том числе, некоторые депутаты и кандидаты в депутаты горсовета, которые много лет не платили за свои квартиры. Сейчас по каждому неплательщику ведется индивидуальная работа.
- Поясните, пожалуйста, по поводу ситуации в доме в Улан-Удэ, жители которого доказали, что перерасчет норматива отопления, произведенный ТГК-14, почти на 50 процентом превышает реальную сумму платежа. Некоторые СМИ сообщали, что в итоге этим потребителям сделали перерасчет почти на полтора миллиона рублей. Теперь активные граждане призывают встать на баррикады и других горожан. Из-за чего все случилось? Это частный случай, или юристы компании ожидают массовых перерасчетов платы за тепло?
- Указанный факт не соответствует действительности. Дело в том, что сумма сложилась за два расчетных года с декабря 2017 года по ноябрь 2019 года, ПАО «ТГК-14» произвела перерасчет в соответствии с показаниями приборов учета. Муниципальная жилищная инспекция провела проверку в отношении нашей компании, по ее результатам нарушений в действиях ТГК-14 не выявлено. Во время проверки выяснилось, что расчет платы за отопление был произведен без нарушений. Кроме этого, никаких обращений по поводу перерасчета по общедомовому прибору учета от жильцов других домов к нам не поступало.
Хочу обратить внимание, что такой способ расчета применяется ПАО «ТГК-14» с момента установки приборов учета. И изначально это было сделано в соответствии с постановлением правительства РБ. Позже наша компания неоднократно обращалась в республиканские органы власти и предлагала перейти к способу оплаты за услугу отопления ежемесячно по факту показаний приборов учета. Но это не было принято во внимание.
- А какая работа ведется с должниками? Знаю, что есть часть потребителей, которые обеспеченны, имеют хорошие зарплаты, при этом у них огромные долги по несколько сотен тысяч рублей. Конкретно с ними как проводите работу? Как богатые должники реагируют, когда, например, судебные приставы арестовывают у них джипы за «коммуналку»?
- Так как Правительство РФ приняло решение о запрете начисления пени и ограничения предоставления коммунальных услуг в случае их несвоевременной оплаты гражданами до 1 января 2021 года, единственной возможностью недопущения прироста задолженности является взыскание в правовом порядке. На 1 мая у нашей компании – более 40 тысяч неоплаченных исполнительных листов на общую сумму 233 миллионов рублей. При этом 10 процентов потребителей платят только по исполнительным листам.
Если у человека отсутствует возможность оплаты единовременно, можно заключить договор о реструктуризации. Таким образом, потребитель получит субсидии даже при наличии долга. За прошлый год ТГК-14 заключило 2326 таких соглашений на сумму задолженности более 50 млн рублей.
Субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг можно также оформить в Центре социальной поддержки населения. ТГК-14 заключило соглашение с Минсоцзащиты Республики Бурятия, в рамках этого соглашения за 2019 год мы приняли более 15 тысяч заявок.
Уже говорил выше и снова подчеркну – оплата за поставленную тепловую энергию является источником для приобретения топлива, проведения ремонта и профилактики оборудования ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, котельных и тепловых сетей, выплаты заработной платы работникам ТГК-14, а также является ключевым показателем, влияющим на деятельность теплоснабжающей организации в целом.
Реакция должников, когда арестовывают их имущество, чаще всего крайне негативная. В результате ареста им приходится в полном объеме оплачивать задолженность, плюс они лишены возможности этим имуществом пользоваться. Например, в 2019 году филиал ПАО «ТГК-14» «Теплоэнергосбыт Бурятии» наложил арест на 21 автомобиль. Да, и среди должников есть и чиновники разного уровня власти, и депутаты, и руководители крупных организаций, и даже судьи. Исключений нет – по всем ведется работа в рамках действующего законодательства, выпускаются судебные приказы, исполнительные листы направляются на удержание по месту работы.
Своих ветеранов не забываем
- Есть ли кадровые проблемы в ТГК-14? Ведётся ли работа с молодежью, есть ли программы для поддержки новых молодых сотрудников?
- Численность персонала ПАО «ТГК-14» на 31 декабря 2019 года составляет 4 936 человек. В том числе в Забайкалье – 2 712 человека, в Бурятии – 2 224 человека. Отмечу, что сейчас основная часть коллектива – это наиболее активная возрастная группа, работники от 30 до 50 лет. Их количество – 56,5 процента от общей численности.
Но есть и проблемы. Это низкий приток выпускников профильных профессиональных образовательных организаций, текучесть кадров. Для нас очевиден факт ухода специалистов энергетиков в другие отрасли промышленности – газовую, нефтяную, оборонную – из-за более высокого уровня оплаты труда. На протяжении уже более трех лет в регионах присутствия компании наблюдается высокий уровень миграции населения, в том числе и наших специалистов.
Можно сказать, что мы отстаиваем каждого принятого специалиста. В компании реализуется комплекс мер по адаптации и профессиональному становлению новых работников, им оказывается социальная поддержка. Особое внимание уделяется молодым специалистам. Так, не первый год успешно реализуется проект «Наставничество». База таких наставников сформирована из наиболее опытных, высококвалифицированных работников, знающих особенности и специфику работы по должности ученика, имеющих богатый опыт, достигших значительных успехов в своей профессиональной деятельности и обладающих необходимыми способностями для работы с принятыми сотрудниками.
А по программе «Привлечения и удержания квалифицированных кадров на отдаленных станциях Общества» в 2019 году принята заявка от молодого специалиста Тимлюйской ТЭЦ – выпускника техникума 2019 года на выплату подъемных (в размере 100 тысяч рублей), как меры поддержки выпускнику, трудоустроившемуся на отдаленную станцию ТГК-14. Выделенные средства пошли на улучшение жилищных условий – строительство собственного жилья нашего сотрудника.
Деятельность компании на территории Бурятии сегодня нацелена на выстраивание продуктивного сетевого взаимодействия как с общеобразовательными организациями, в рамках профориентационной деятельности, так и с профессиональными образовательными организациями. Важно, чтобы в компанию приходили уже смотивированные выпускники, имеющие представление о реалиях производства.
- Видели новость, о том, что на ТЭЦ-1 отреставрировали монумент энергетикам-ветеранам. Это здорово! Расскажите, сколько сейчас в ТГК-14 ветеранов войны, которые уже в мирное время работали в отрасли энергетики? Как вы поздравили их с 75-летием Победы?
- В энергетике всегда бережно относились к традициям. И юбилей Победы – это особенная дата. Из поколения в поколение в ТГК-14 стараются сохранить и передать потомкам информацию о том, как единая армия энергетиков СССР помогла стране победить в Великой Отечественной войне. На официальном сайте компании создан специальный раздел «Энергия Победы», где ветераны рассказывают о тех непростых годах, когда они, несмотря на трудности, смогли победить. К сожалению, сегодня в живых осталось очень мало из тех, кто ковал Победу и кто поднимал страну из разрухи в послевоенное время. У каждого нашего ветерана накануне 9 Мая с соблюдением всех мер предосторожности побывали сотрудники компании, поздравили с важной датой, вручили подарки. Помощь не является разовой, мы постоянно стараемся не забывать этих людей. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить всех с юбилейной датой – 75-летием Победы. Пожелать всем здоровья и чистого неба над головой!