Почему проект, получивший одобрение в Москве и сулящий выгоду Бурятии, остался под сукном

Отсутствие железнодорожного сообщения с севером тормозит развитие Бурятии и отпугивает инвесторов

В 2017 году в Бурятии обсуждалась идея строительства железнодорожной «ветки», которая соединила бы по территории республики Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали.

Отсутствие железнодорожного сообщения с севером тормозит развитие Бурятии и отпугивает инвесторов

Проектом очень заинтересовался глава Алексей Цыденов, тогда еще будучи врио, а до него проект пытался инициировать Вячеслав Наговицын.

Необходимые расчеты проводились с 1996 года. Первоначально предполагалось строительство железной дороги от станции Могзон в Забайкальском крае до поселка Новый Уоян в Северобайкальском районе Бурятии. Эта ветка практически вертикально пронизывает Бурятию с юга на север, через Еравнинский, Баунтовский эвенкийский и Северобайкальский районы. Приблизительная ее протяженность — около 700 км. Позже, в 2008 году, правительство Бурятии предложило второй вариант, где исходной точкой является Новоильинск, как более удобный для республики.

Профессор БГУ, бывший министр экономики Бурятии Николай Атанов отмечает, что расчеты по варианту «Могзон — Новый Уоян» прошли согласования в правительстве России.

— Но потом наши решили поменять пункт на Новоильинск, а это означает все заново делать. И Москва сказала: «Вы там у себя разберитесь, куда вам надо, а то на Могзон уже все готово, можно запускать». И до сих пор нет путей ни с Могзона, ни с Новоильинска. Сам же проект просто необходим не только для Бурятии, вообще для развития северных территорий Сибири давным-давно, — говорит Николай Атанов.

Николай Атанов.

«Где тут дороги и линии электропередач?»

Многие эксперты Бурятии также оценивают проект как очень перспективный. Среди них — известный экономист, экс-советник главы республики Алдар Бадмаев.

— Во-первых, у нас БАМ на отрезке почти 1700 км вообще не имеет веток, которые соединяли бы его с Транссибом. И получается, если на БАМе произойдет какая-то авария, все поезда встанут вообще полностью. Второй момент — отсутствие железнодорожного сообщения на территории Бурятии является серьезной проблемой для освоения целого ряда месторождений, которые находятся на севере республики. А также в целом развитию экономики и социальной сферы, потому что у нас с севером Бурятии сообщения нормального нет, — говорит Алдар Бадмаев.

Алдар Бадмаев.

Напомним, связь с северными районами Бурятии — давняя проблема. Приходится либо делать крюк через Иркутск, если добираться железнодорожным транспортом, либо лететь самолетом, не говоря уже об экстремальных вариантах, таких как автотранспорт по льду Байкала. Баунтовский район тоже связывает с Улан-Удэ лишь автодорога плохого качества, добираться по которой приходится почти сутки. Автодорога «Курумкан — Новый Уоян» тоже не самое удобное средство коммуникации.

Что касается разработки месторождений полезных ископаемых на севере Бурятии, то известный эксперт-геолог, председатель комиссии по территориальному развитию, экологии, природным ресурсам Общественной палаты РБ Евгений Кислов отмечает, что именно неразвитость инфраструктуры — одна из причин, отпугивающая инвесторов.

— Где тут дороги и линии электропередач? Вот БАМ, вот Транссиб, и вот однопутная неэлектрифицированная ветка на Монголию. Все, железных дорог-то нет! В Бурятии есть месторождения крайне дефицитного сырья, имеющего стратегическое значение, но Россия не пытается освободиться от импортозависимости. Ждем, когда жареный петух клюнет, как клюнул США, когда Китай прекратил поставки барита. И все, бурение подводной нефти в США прекратилось. Ждем, чтоб Китай нам так же сделал? У нас в Бурятии есть месторождения барита в Еравнинском и Северобайкальском районах, — рассказывает Евгений Кислов.

Евгений Кислов.

По его мнению, для разработки северных месторождений актуально строительство автодороги «Курумкан — Новый Уоян», но еще актуальнее было бы строительство железнодорожной ветки между БАМом и Транссибом. Причем в таком проекте были бы заинтересованы Иркутская область и Забайкальский край, так повысится доступность к Сухоложскому месторождению золота в Бодайбинском районе ИО, и к Удоканскому месторождению меди в Забкрае.

Евгений Кислов также отмечает: на севере Бурятии много ценных месторождений — качественное сырье для цемента под Таксимо, асбестовое месторождение Молодежное в Муйском районе, Мухайское месторождение нефелиновых сиенитов в Баунтовском районе, Холоднинское колчеданно-полиметаллическое месторождение, закрытое экологическим «лобби», другие залежи ценных ископаемых. Для освоения всего этого железная дорога с севера на юг республики оказалась бы очень большим подспорьем, заодно стало бы расти социально-экономическое благосостояние северных районов республики и вообще зоны БАМа на севере Сибири.

Череда препятствий

— Мы сейчас предлагаем прокладывать ветку до Нового Уояна не от Могзона, а от Новоильинска. Этот вариант в большей степени удовлетворяет именно Бурятию. Но забайкальцы все равно выигрывают, потому что резко увеличится транспортная доступность северных районов Забайкальского края. То есть мы и забайкальцы находимся в одной лодке, и можем выступать единой командой, — говорит Алдар Бадмаев.

Как прокомментировали в пресс-службе министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, в настоящее время реализация проекта отложена на более поздний срок. В ведомстве ссылаются на письмо минтранса России, где сообщается о нехватке средств у федерального бюджета и ОАО «РЖД». Отмечается, что финансирование проекта предполагалось за счет заинтересованных инвесторов, а господдержку оказывать через механизмы государственно-частного партнерства. Также нет технико-экономического обоснования с указанием объемов грузоперевозок, расчетов окупаемости.

«Кроме того, необходимо учитывать, что наращивание объемов перевозок на Восточном полигоне зависит от возможности увеличения пропускной способности участков Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которая в настоящее время, по информации ОАО «РЖД», полностью исчерпана. В этой связи необходимо также определение источников финансирования мероприятий по усилению ближних и дальних подходов Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей к северному участку железнодорожной линии «Могзон — Озерное — Новый Уоян», — сообщили в пресс-службе минтранса РБ.

Ввиду всего перечисленного «реализация проекта пока не рассматривается». Однако сторонники строительства железнодорожной ветки не согласны.

— По мнению федерального центра и специалистов РЖД, у нас пока еще не хватает грузопотока. Но в чем, на мой взгляд, их ошибка, они считают на основе существующего грузопотока, базового уровня. Учитывая ситуацию в экономике и падение производства, по сравнению с советским периодом, получается, что объемы грузов недостаточны, чтобы строить такую ветку. Но все такого рода проекты на самом деле всегда делались на перспективу, с расчетом на вырост. И то, что сейчас, скажем так, вопрос упирается в данные, которые нас «утаскивают в прошлое», это стратегическая ошибка на самом деле, — считает Алдар Бадмаев.

Эксперт отмечает, что в свое время подобная аргументация была против строительства Мокской ГЭС на реке Витим, которая могла бы обеспечить электроэнергией север трех сопредельных регионов.

— Нам точно так же говорили, что объем потребления недостаточный, и будет некому продавать электроэнергию. Но практика показывает, что сейчас проблема встала во весь рост, а мы отстаем. Сейчас БАМ расширяют, и сразу же на повестке возникает вопрос, что с учетом роста грузопотока, оказывается, не хватает электроэнергии, чтобы перевозить грузы, не говоря уже о недропользовательских проектах, которые сейчас поднимаются, — говорит эксперт.

Открытие Северомуйского железнодорожного тоннеля на Байкало-Амурской магистрали. 2003 г.

Он отмечает, что развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке уже сильно отстает, имеющиеся мощности, особенно на Транссибе, по сути, сохранили параметры столетней давности. И сейчас, когда Китай из-за конфликтов с США решил сделать ставку на сухопутную логистику, в том числе и через Россию, выяснилось, что пропускная способность железных дорог в ДФО неудовлетворительная.

Вопрос придется решать

Учитывая ценные месторождения севера Восточной Сибири, а также необходимость расширять транспортную инфраструктуру, вопрос железнодорожной ветки между БАМом и Транссибом через территорию Бурятии все равно рано или поздно придется решать. Исходя из интересов Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, тут, скорее всего, потребуются скоординированные усилия трех губернаторов. Руководитель, при котором начнется строительство, может войти в историю региона как «отец стройки века», каковыми в свое время стали Транссиб в России и БАМ в СССР.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 11 августа 2021

Заголовок в газете: Между БАМом и Транссибом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру