На Стеклозаводе из отходов производства начали выпускать туалетную бумагу имени Улан-Удэ

Производитель намерен попасть с ней в Книгу рекордов Гиннеса

Минувшей осенью в СМИ и по соцсетям разошлась информация о том, что в 17 рулонах туалетной бумаги, продающейся в Улан-Удэ, спрятано столько же купонов на общую сумму 3 тысячи рублей.

Производитель намерен попасть с ней в Книгу рекордов Гиннеса
Юрий Соктоев.

И каждый из них соответствует реальной купюре. Любой покупатель мог найти «счастливый билет» и обменять на реальные деньги, получив их на банковскую карту.

Столь необычную акцию устроил бизнесмен Юрий Соктоев, который заботится об окружающей среде и превращает бумажные отходы в востребованный товар. О том, как он совмещает нужное с полезным, узнал корреспондент «МК в Бурятии».

Ставка на экологию

Юрий Соктоев родился и рос в Северобайкальске, а жил и учился в Улан-Удэ. Его дедушка был БАМовцем, и внук пошел по той же стезе — окончил строительный факультет ВСГУТУ и стал инженером-строителем. Вскоре юноша открыл компанию «Аркада-С» и с 2011-го по 2018 годы занимался малоэтажным строительством каменных и деревянных домов. Отдавался этому делу всей душой: отлаживал процессы, улучшал качество, внедрял бизнес-инструменты… Он выступал повсеместно как отраслевой эксперт, а фирма завоевала признание как одна из лучших в бурятской столице.

Но специфика давала знать о себе. Когда завершался «высокий сезон», останавливалась и вся деятельность. Если шесть-семь месяцев сотрудники, набранные на постоянную основу, трудились, не покладая рук, то остальное время сидели, сложа их, и «проедали» ту прибыль, которую зарабатывали за лето. К тому же грянул экономический кризис, и настал сложный период.

— В 2016 году я поехал по программе стажировки в Японию, где проникся атмосферой бережливого производства, — вспоминает Юрий. — Мы, прибывшие с Дальнего Востока, посещали промышленные и перерабатывающие предприятия, побывали на огромном мусоросжигательном заводе, который снабжает четверть населения города Саппоро — 2 с лишним млн человек — электроэнергией, получаемой из различных отходов.  В пункте управления установлен большой экран, и на нем видно, что из трубы идет не черный дым, а безвредный пар. 70% золы уходит в цемент.

Бывал наш герой и на острове Одайба, чье основание сделано из прессованного мусора, и в музее для дошкольников, где с младых ногтей учат сохранению природы. Соктоев задумался о создании подобного на малой родине, ведь проблема ТБО стоит здесь буквально ребром, и обозначил главные критерии — отсутствие сезонности, устойчивость перед кризисом и высокий показатель повторных покупок.

— Если человек заказал строительство дома однажды, неизвестно, когда закажет снова, — поясняет молодой человек. — За семь лет я не смог найти в строительной сфере самореализации, столь важной для меня. А хотел применять свои знания, выпускать крутой продукт и поставлять целыми контейнерами другим регионам и странам. Поэтому в 2018 году продал «Аркаду-С», успешно работающую до сих пор, и с 2020-го взялся за производство… туалетной бумаги.

Новая жизнь старых газет

Родные и знакомые с улыбкой восприняли открытие необычного бизнеса — мол, надо же додуматься до такого! Однако Юрий Соктоев вместе с коммерческим директором взглянули на ситуацию широко, расписали бизнес-план и поняли, насколько перспективен выпуск в нашем регионе бумажного изделия для санитарно-гигиенических целей. Оценили основного конкурента — знаменитую туалетную бумагу от Набережночелнинского комбината, подсчитали логистические расходы на каждый ее рулон — два рубля, а то и дороже. Задумались: «Неужели мы не можем забирать 30-50% от 1,5 млн рулонов «серой» бумаги, потребляемой Бурятией?», и решили: «Конечно, можем!». Дополнили собственным видением японский опыт, разработали уникальную технологию по аналогии с древнекитайской — и пошло-поехало.

В 2021 году на территории бывшего Стекольного завода появился небольшой завод площадью 423 квадрата. Строили его с нуля: заливали фундамент, монтировали кровлю, прокладывали сети, приобретали оборудование… Соблюли и требования к производственным помещениям — потолки на высоте 5 метров и температуру около 20 градусов. Процессом руководил сам Юрий, средства вносили еще три компаньона — порой закладывали имущество. Всего же вложили более 20 миллионов рублей.

— Многие предприниматели начинают без опыта масштабные инвестиционные проекты, — отмечает мой собеседник. — Но одно дело, если вы с ходу пытаетесь поднять 100-150-килограммовую штангу в спортивном зале и совсем другое, если будете поднимать 20-30-килограммовую каждый день — натренируетесь через год-два. То же самое в предпринимательстве — научитесь постепенно. Производительность нашего предприятия — до 700 тыс. рулонов за месяц, а сбыт на данный момент составляет 30 тыс. рулонов, но, надеемся, достигнет больших показателей.

Для своей продукции завод использует преимущественно макулатуру — бумагу и книги, газеты и журналы, кроме глянцевых и ламинированных, которые перерабатывать проблематично, а для мягкости изделия применяет минимум картона. За плату — кстати, самую высокую по нашему городу — принимает все это у частных лиц в пункте сбора и у разных организаций по месту их нахождения. «Мы вывозим большие объемы — свыше полутора тонн — от банков, типографий, правоохранительных органов и занимаемся переработкой при их представителях, ведь дело касается персональных данных, — говорит Соктоев. — Макулатуру сортируют заранее те, кто сдают ее, иначе мы потратим много времени».

«Бумажные» отходы привозят на предприятие, отделяют от папок, файлов, скрепок и других элементов, затем отправляют в гидроразбиватель, где перемешивают, и емкость объемом 50 кубов, где измельчают, чтобы получались длинные волокна высокой прочности. Эту массу помещают поочередно в бумагоделательную машину и напорный ящик, далее подают на сеточный стол и, наконец, пускают по линии на барабаны, высушивают и ставят на намоточный станок — получаются большие «бобины». Финальный аккорд: «карандаши» диаметром 10 сантиметров и длиной 1-2 метра вдевают в этикетку и разрезают на рулоны.

Что в имени твоем

— Сперва мы придумали название «Моя бумага», — рассказывает Юрий. — Но оно оставило бы продукт очередной неизвестной маркой и не вызвало бы интереса у покупателей. Можно выставлять свою продукцию на отдельную полку с надписью «Сделано в Бурятии», как пытались делать при появлении этого бренда, вкладывать сотни тысяч рублей, чтобы донести до людей: производитель — местный! Но нет ни лишних денег, ни стопроцентной гарантии, что мы пробьемся сквозь окружающий информационный шум.

Тогда бизнесмены выбрали наименование «Улан-удэнская туалетная бумага», которое предлагает «родной» товар с не худшим качеством (а, возможно, и лучшим), чем у известных аналогов, и притягивает к себе потребителя. «Опознавательный знак» придумали не сразу. «Первые его варианты оказались невзрачными, с отсылкой к советским временам и банальной информацией, — признается Соктоев. — Но по счастливой случайности я взял месяц пробной подписки от портала РБК, наткнулся на ряд статей от студии Артемия Лебедева, где подробно описан процесс создания оболочки для товаров и наполнения ее контентом».

В итоге сделали ярко-зеленую этикетку с уклоном в экологию, заметно выделяющуюся на полках магазинов и явно претендующую на узнаваемость у жителей. Расчет простой: когда народ привыкнет к ней, будет не читать надпись, а протягивать руку и брать изделие. Выпустили и «умную» упаковку с хвостиком: если потянуть за него, можно отклеить ярлычок и за несколько секунд развернуть рулон. К слову, материал легко растворяется в воде. «Один человек сказал: «Это — iPhone в мире туалетных бумаг», — улыбается собеседник.

Инновационную «туалетку» оценили и торговые сети. Сейчас она продается в 64 «Титанах», 9 «Николаевских», 16 филиалах «Все для дома» и на оптовой базе «Бариса» в обычном варианте за 14-15 рублей, а также в нескольких «Светофорах» в эконом-варианте, цена которого — 5 рублей за штуку (100 рублей — за упаковку). Внутреннюю конкуренцию ему составляет туалетная бумага «Жасмин» того же сегмента и местного производства.

— Мы стремимся занять определенную долю регионального рынка, а не вытеснить оттуда всех конкурентов, которые мотивируют развиваться и быть эффективными. Главная проблема реализации — низкая известность у населения. Пока наш продукт представлен больше в столице Бурятии, нежели в районах, осведомленность о нем небольшая, но 95% отзывов положительные, — подчеркивает предприниматель. — Некоторые говорят, что улан-удэнская туалетная бумага тоньше «набережночелнинской». Действительно, плотность ее была 32 г/кв.м, а стала 30 г/кв.м, вес составил 143 г. На такой же перейти собирается основной конкурент, чтобы не поднимать цену.

Перейти Рубикон

Тем временем наши земляки улучшают свою продукцию, делают ее более ровной и плотной. Они добились хорошего качества всего за четыре месяца, просят подождать примерно столько же, чтобы выйти на новый уровень, и поддержать начинание. Если хотя бы один из пяти жителей Бурятии будет регулярно брать бумажные рулоны с ярко-зеленой этикеткой с магазинных полок, удастся пройти «долину смерти бизнеса» и преодолеть точку безубыточности.

Дальнейшие планы — построить новое здание, купить большую бумагоделательную машину и через 3-5 лет выпускать по 20 млн рулонов каждый месяц. А заодно — обеспечить 100 рабочих мест (на сегодня создано уже 25), выдавать хорошие заработные платы и платить бОльшие налоговые отчисления, чем сейчас. В ближайшей же перспективе — экспортировать продукцию, выходить на межрегиональный и международные рынки — Иркутскую область, Забайкальский край, Республику Якутия и Монголию. Буквально на днях прошли деловые переговоры с лояльно настроенными монгольскими фирмами и наметилось сотрудничество.

— Значительную поддержку оказывает Центр предпринимательства «Мой бизнес», который провел маркетинговое исследование, помог с отсрочкой платежа по кредиту в 10 млн рублей и выделил средства для поиска дистрибьютора — 119 тыс. рублей. Для нас это — ощутимое подспорье, — говорит Юрий Соктоев. — Нужно искать альтернативу, уходить от вырубки деревьев и целлюлозы из них. Недавно вели переговоры с производителями технической конопли из Джидинского района. Хотелось бы делать из нее собственное сырье, как делают из льна, крапивы и бамбука, засеивать дальневосточные гектары.

Ну а после Нового года производитель «Улан-удэнской туалетной бумаги» собирается построить из нее самую высокую пирамиду в мире — 4 метра 70 сантиметров, побив предыдущее достижение американцев — 4 метра 20 сантиметров, и попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Грандиозная задумка требует 45 тыс. рулонов, внушительных затрат и кропотливого труда, но, по мнению нашего героя, игра стоит свеч.

— Когда мониторишь соцсети, часто встречаешь кучу негатива. Многие считают, мол, в республике невозможно реализовать ничего. Большинство производственников — эдакие «рубаха-парни»: могут выпустить хороший продут, но не могут продвинуть его. Наша задача — показать жителям Бурятии, что здесь реально открыть успешное производство, причем не государственный, а частный бизнес — было бы желание. Но это тема отдельного разговора.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: «Улан-Удэнская – это звучит гордо»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру