Дмитрий Дружинин: «Бурятии нужен экономически обоснованный тариф»

«ЭкоАльянс» переходит из режима выживания к планируемому росту

Жители Бурятии привыкли к тому, что с регоператором «ЭкоАльянс» постоянно связаны какие-то негативные новости и непрекращающаяся, подчас огульная критика его деятельности. «МК в Бурятии» решил встретиться с директором предприятия Дмитрием Дружининым, чтобы получить информацию о достижениях и проблемах «ЭкоАльянса» из первых уст.

«ЭкоАльянс» переходит из режима выживания к планируемому росту
Дмитрий Дружинин. Фото: пресс-служба «ЭкоАльянс».

— Дмитрий Константинович, скоро будет год, как вы возглавили «ЭкоАльянс», есть ли изменения в деятельности регионального оператора по сбору ТКО?

— Безусловно, изменения есть. В январе этого года, когда я пришел в «ЭкоАльянс», начал анализировать состояние предприятия. Тогда я рассматривал текущий 2021 год, как год выхода из кризиса — и такую задачу передо мной ставил глава республики. К концу года могу сказать, что в основном часть острых проблем регионального оператора решена. В течение следующего 2022 года мы будем добиваться стабилизации, тем более что предприятие уже не лежит на боку — встает на ноги. На 2023 год мы сможем формировать инвестиционную программу, чтобы из режима выживания переходить к планируемому росту.

Кадровое решение главы республики по моему назначению было связано с необходимостью перезапуска деятельности регоператора. Перестраивать деятельность предприятия оказалось сложно — было поначалу непонимание и сопротивление со стороны части подрядчиков: февральская забастовка, потом мартовская, вал недовольства населения из-за проблем с вывозом мусора.

Однако благодаря поддержке главы республики, нашего профильного зампреда правительства, депутатов Народного Хурала Бурятии, муниципальных властей и, в первую очередь, мэрии Улан-Удэ, мы в основном выправили ситуацию. По Улан-Удэ, где больше всего проживает людей, совещания по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) проводим в ежедневном режиме. Графики вывоза нормализовались, сейчас жалоб стало значительно меньше. Администрация Улан-Удэ в скором времени передает нам четыре мусоровоза, они нужны для резерва. В перспективе надо наращивать собственный автопарк.

В декабре в Железнодорожный район заходит РТ-НЭО, это регоператор из Иркутской области. Для нас это большая поддержка, так как соседи помогают нам также с внедрением информационной системы по вывозу ТКО. Благодаря этой системе мы будем контролировать все процессы сбора и вывоза ТКО, все будет прозрачно и понятно.

— Итак, о каких достижениях вы можете рассказать?

— Мы активно работаем с внутренними резервами — развиваем сбыт наших услуг, повышаем сборы и снижаем издержки. К сожалению, в 2019 году бывшее руководство практически не занималось сбытом. Вообще непонятно, что и как тогда велось, нет даже первичной бухгалтерской документации.

Целенаправленная работа в этом направлении началась в 2020 году, однако сейчас нам приходится заниматься этим глубже и основательнее — все равно, что пахать целину. Только в июне 2021 года мы получили информационную базу по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и выяснилось, что у значительного числа юрлиц, а это тысячи плательщиков, нет договоров на вывоз ТКО. Работаем с ними, повышая, таким образом, собираемость платежей. В работе с юридическими лицами еще есть резервы. Кстати, иркутяне рассказывают, что в соседнем регионе по отношению к неплательщикам ведется жесточайшая политика, применяются санкции, штрафы. Мы же хотим побудить наших потребителей-юрлиц к сотрудничеству.    

Пользуясь случаем, еще раз хочу принести извинения по поводу сентябрьского сбоя в выставлении счетов с завышенными суммами платежей — около 300 юрлиц получили такие счета. Дело было в том, что начисление производится с помощью программы, и наши специалисты поспешили, и в расчетах вместо площади помещения программа ошибочно указала площадь здания, поэтому и получились такие большие цифры. Сейчас уже внесли все корректировки.

Еще из новостей — мы планируем изменить порядок вывоза ТКО в частном секторе. Сейчас там для сбора мусора используется подворовый объезд, на который уходит много времени. Чтобы экономить время и ГСМ, будем ставить контейнеры — когда есть мусорный бак, у жителей есть постоянная возможность выбрасывать мусор. Мы уже опробовали подобную схему — провели эксперимент по одному ДНТ. Однако контейнеры можно поставить не везде. Там, где с этим проблема, планируем применять комбинированный метод. По возможности ставим контейнеры, а где нет такой возможности, там по четкому графику и согласованному маршруту будет проходить машина. И это значительно снижает затраты, не ущемляя права потребителей.

Несмотря на все проблемы, по сборам у нас положительная динамика, хочется поблагодарить за сотрудничество наших добросовестных плательщиков.

Так, за 10 месяцев мы собрали 46 миллионов рублей дебиторской задолженности. Для сравнения — за весь прошлый год было собрано всего 12 миллионов рублей. Вообще мы в этом году собрали на 120 миллионов рублей больше, чем в прошлом году за этот же период. Работаем достаточно интенсивно в этом направлении — это и досудебные претензии, и звонки, и разноска уведомлений. Ситуации же бывают разные, кто-то просто не хочет платить, а кто-то просто забывает оплачивать, суммы ведь небольшие.

Самая стабильная собираемость, конечно же, в Улан-Удэ, люди привыкли оплачивать коммунальные услуги. Но дают прирост по сборам и районы, например, за октябрь этого года Тарбагатайский район — 120% от начисления, Закаменский — 119%, Северобайкальский — 114%. Хотя есть районы, где сбыт идет пока ни шатко, ни валко, это Джидинский — 61%, Заиграевский — 59%, Баунтовский район — 58%. Работу с районами в этом направлении тоже продолжаем. Тем более в двух районах — Джидинском и Заиграевском — новые руководители. Думаю, ситуацию исправим.

Фото: пресс-служба «ЭкоАльянс».

— Какая главная задача, на ваш взгляд, в настоящее время стоит перед «ЭкоАльянсом»?

— Наша самая главная задача — это повышение качества оказания услуг. Но качество услуг связано с финансовым положением регионального оператора. Плата гражданина за услугу — это основа основ. На сегодня в Бурятии плата за вывоз ТКО составляет 73 руб. за кубометр, тогда как, например, в Московской области — 270 руб./куб. Да, там численность населения выше — около 7 миллионов человек, однако территория региона более компактная, соответственно, вывозить мусор там проще.

А территория Бурятии растянута в меридиональном направлении, средний пробег нашей техники достигает 300 км. в сутки. Причем везем мы не уголь и не золото, а твердые коммунальные отходы. В этой связи регоператор несет значительные расходы по вывозу ТКО. Несмотря на повышение сборов по текущему году, наша работа, по сути, является планово убыточной. И будет таковой, пока не будет экономически обоснованного тарифа.

По стране в ряде регионов плата за услугу — более 100 руб. И в этих регионах регоператоры работают вполне эффективно. А там, где она менее 90 рублей, там и возникают проблемы, связанные с нехваткой средств. Так, в Дагестане, где размер оплаты составляет 46 рублей, происходит настоящий коллапс мусорной реформы.

— Дмитрий Константинович, помнится, что в 2019 году предлагался размер оплаты на уровне 120-140 рублей?

— Да, на старте реформы в 2019 году в республике обсуждался тариф на уровне 120-140 руб. за кубометр. Однако принят был на уровне 67 руб., недавно он подрос до 73 руб. Представители РСТ сейчас говорят, что тогда регоператору почему-то не удалось обосновать затраты по такому уровню стоимости услуги. Но это говорит о невысоком уровне профессионализма руководства регоператора в тот период.

Пока у нас такая низкая цена за услугу, регоператор будет постоянно в критической зоне. Нам нужна экономически обоснованная оплата. И сейчас у нас два выхода из текущей критической ситуации регоператора — либо постоянное субсидирование предприятия для покрытия расходов, либо повышение стоимости услуги на 28-30%, то есть до 92-95 руб.

Это повышение может составить всего 20 рублей с человека в месяц, не такая большая сумма. Вряд ли из-за такого повышения возникнут какие-то социальные проблемы, тем более что социально незащищенные группы населения защищены социальными субсидиями. При этом столь незначительное повышение оплаты дало бы предприятию необходимый прирост валовой выручки в месяц. Этого вполне хватит для ведения безубыточной деятельности.

Фото: пресс-служба «ЭкоАльянс».

— Значит, стоит ожидать резкого роста стоимости услуги?

— Согласно законодательству РСТ не может одномоментно поднять тариф более чем на 4%. То есть при максимальном повышении в течение года цена за услугу составит 76 рублей. Такой уровень, разумеется, не решит экономических проблем регоператора. Ведь дело в том, что рост стоимости ГСМ к этому времени уже составил 8%. Из-за повышения цен на топливо мы постоянно оказываемся в минусах.

По стране есть ряд примеров значительного повышения тарифа. Например, в Ростовской области. Мы еще не связались с ростовчанами, чтобы изучить их опыт. Скорее всего, у них есть какая-то региональная программа, и, видимо, приняты соответствующие областные, региональные законы, компенсирующие выпадающие доходы регионального опрератора.

Важно понимать, что субсидии, выделенные «ЭкоАльянсу» ранее, не пропадут бесследно. Они будут обязательно учтены Республиканской службы по тарифам в будущих периодах и включены в стоимость услуг и будут влиять на перспективное снижение цен, то есть используются на благо народа.

В плане субсидирования мы не уникальны — почти все регионы поддерживают своих регоператоров, за исключением 10-15 регионов, включая Московскую область. В некоторых регионах объем субсидирования регоператора составляет около 1 миллиарда рублей. А в некоторых субъектах федерации регоператоры это государственные или муниципальные предприятия, которые финансируются из бюджета напрямую.

— Вы говорили еще о завышенных расценках на перевозку мусора.

— Да, это еще один фактор, который загоняет нас в долги — необоснованные расценки на перевозки. По ряду районов расценки просто космические! Так, в Тарбагатайском районе было 460 руб. за кубометр. Почему столько, непонятно, ведь район не такой протяженный. Более того, на территории района находится полигон ТКО, и не надо везти мусор за сотни километров. Сейчас снизили до 240 рублей, но до этого снижения подрядчик возил два года, получая необоснованно завышенную маржу, а регоператор эти деньги терял.

Вообще нам в этом году удалось добиться снижения стоимости услуг подрядных организаций на 6,2 млн рублей в месяц или 74,4 млн. в год(!). То есть понимаете: почти за два года компания понесла необоснованные затраты почти на 150 миллионов. И в основном это аффилированные компании - ООО «Атлантида», все тот же ООО «Бабр».

Еще один пример: в достаточно удаленном Кяхтинском районе расценки составляют 208 руб./куб., там пробеги большие, но работа идет. При этом есть районы, где расценки такие же низкие. А вот в Улан-Удэ подрядчик «Бабр» по Железнодорожному району возил за 240 руб./куб., хотя полигон тут рядом с городом — то есть и тут расценки явно завышенные. СКА по Советскому району тоже возил по задранным расценкам — за 240 рублей. Разумеется, за три года работы по этим расценкам у регоператора наросла кредиторская задолженность перед такими подрядчиками. Ранее прежнее руководство регоператора не обращало внимания на это, невзирая на значительные расходы предприятия по этой причине. Просто загоняли себя в долги, за которые нам приходится расплачиваться.

До сих пор по этим долгам у нас нерегулярные платежи. Из-за этого случилась февральская забастовка, по этому поводу у нас был диалог со всеми. Ситуация сложная, но подрядчики заверили, что работать будут. Как только появляется возможность, платежи проводим. Но денег больше не стало, ведь затраты растут.

Понятно, что расценки надо регулировать. Мы не против того, чтобы подрядчики получали прибыль, но в разумных и соразмерных пределах.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 8 декабря 2021

Заголовок в газете: Дмитрий Дружинин: «Республике нужен экономически обоснованный тариф»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру