Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т совершил первый испытательный полет

Машина стала первой в России, созданной по документации в цифровом формате

Глубоко модернизированный легкий многоцелевой вертолет соосной схемы Ка-226Т совершил первый полет на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов». Авиастроители Улан-Удэнского авиационного завода холдинга «Вертолеты России» (госкорпорация Ростех) рассказали о том, как собирали его.

Машина стала первой в России, созданной по документации в цифровом формате
Команда инженеров У-УАЗ. Фото: пресс-служба У-УАЗ.

Документация «в цифре» – новый вызов авиастроителям Бурятии

Это первая российская винтокрылая машина, конструкторская документация на которую полностью создана в цифровом формате. Для предприятия это был первый опыт безбумажной технологии запуска в производство вертолета по конструкторской документации, созданной разработчиком — АО НЦВ «Миль и Камов». Запустить вертолет в производство в тесной кооперации с Кумертауским авиационным производственным предприятием позволили электронная документация и новое программное обеспечение: сопровождение «в цифре» идет по всему циклу изготовления вертолета Ка-226Т.

С одной стороны, то, что впервые чертежи узлов и агрегатов были представлены в цифровом 3D-формате, облегчило работу тех, кто трудится над созданием новинки. С другой — всему персоналу У-УАЗ нужно было осваивать инновации, обучаться, нарабатывать новые компетенции, в том числе инженерам, которые разрабатывают технологии производственных процессов.

«Обучаться этому пришлось и технологам, и рабочим», — отметила Екатерина Цейханфу, начальник технологического бюро завода агрегатной сборки (ЗАС) по Ка-226. Ее труд по освоению новой машины был отмечен в 2020 г. на конкурсе «Гордость завода»: она была признана лучшей в номинации «Признание года».

«Это был для нас хороший опыт. Применение электронной документации позволило быстрее произвести подготовку производства и улучшило точность сборки фюзеляжа в целом. Мы впервые собирали вертолет с нуля по безбумажной специализированной технологии. Теперь рабочий на своем рабочем месте может на мобильной стойке открыть модель, все там померить, затем открыть технологию с этой же стойки и прочитать все пооперационно. Это наглядно и удобно».

Теперь все признают, что удобно. Но потребовалось время, чтобы освоить новый подход. Плюсы стали явными, когда он встал на поток…

Особенности сборки вертолета в производстве

Освоение нового всегда сложно, убежден старший производственный мастер ЗАС, начальник участка сборки Ка-226Т АО «У-УАЗ» Александр Бурков. Он знает, какой труд стоит за конечным результатом отработки машины всем коллективом. Тогда работали, что называется, и днем, и ночью…

В 2018 году, когда в ЗАС шло освоение первых агрегатов вертолета Ка-226, по результатам конкурса предприятия «Гордость завода» Александр был назван лучшим производственным мастером. Тогда на участке Александра собирали первую хвостовую балку для Ка-226. Принципиально хвостовая балка для этого вертолета не особо отличалась от других. Обычная силовая схема. Но вертолет для производства новый, а все новое внедряется непросто. Это он хорошо усвоил на собственном опыте. Сначала был один вариант, потом конструкторы пересчитали — появилась другая ревизия хвостовой балки...

Кабина легкого вертолета Ка-226Т. Фото: пресс-служба У-УАЗ.

Есть особенности и в работе с материалами. «На вертолете Ка-226Т работаем с тонкостенным материалом: профилями, сотовыми панелями. Соответственно, это другие методы и клепки, и контроля», — отметил Александр.

Именно композитные материалы уменьшают вес вертолета и увеличивают его надежность. «Здесь другие технологии, другие материалы — композитные, сверхпрочные, сверхлегкие, современные материалы, совсем другие, чем на вертолете Ми-171», — делится с нами сборщик-клепальщик Андрей Агафонов, который работает на участке сборки Ка-226Т.

Работа Андрею Агафонову нравится и, наверное, поэтому спорится. «Все чертежи в электронном виде, все в программах. Это очень удобно, удобно просматривать все сечения, все остальное…», — рассказывает он.

Фото: пресс-служба У-УАЗ.

Второе пришествие вертолета Камова

«Именно с «камовских» вертолетов (Ка-15, Ка-18, Ка-25) началась эпоха вертолетостроения на У-УАЗ, выпускавшего до этого самолеты. Удивительным было умение авиазаводчан в то время совмещать производство разных конструкторских школ, самолетов и вертолетов. Ка-226Т знаменует собой «второе пришествие» на У-УАЗ вертолетов соосной схемы и возвращает компетенцию улан-удэнцев выпускать одновременно разную продукцию», — отметил управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода Алексей Козлов.

Запуск опытного вертолета Ка-226Т стал хорошим экзаменом для коллектива предприятия. Модернизированный Ка-226Т значительно отличается от предыдущих моделей семейства Ка-226. Вертолет имеет новую конструкцию планера с существенно улучшенной аэродинамикой. Одной из ключевых особенностей обновленного вертолета Ка-226Т является идеальная приспособленность для выполнения полетов в высокогорье, проект модернизации получил рабочее название «Альпинист» («Climber»). По сравнению с предыдущими моделями обновленный Ка-226Т будет иметь улучшенные летно-технические характеристики. В частности, будет увеличена скорость полета, снижен вес пустого вертолета, повышена дальность применения.

В новом вертолете появились новые пилотажно-навигационный комплекс и радиоэлектронное оборудование, авариестойкая топливная система с увеличенными баками и реализованной централизованной заправкой, новая несущая система, в том числе лопасти несущего винта, и многое другое.

Руководитель проекта по вертолету Ка-226Т, а с середины ноября — главный конструктор АО «У-УАЗ» Валерий Тогошеев с гордостью рассказал, что Ка-226Т является многофункциональным и может использоваться как патрульная машина, поисково-спасательная, транспортная, пассажирская, а также в VIP-варианте.

«Ка-226Т — это легкий многоцелевой вертолет, яркий представитель Камовской школы вертолетостроения с традиционной для нее соосной схемой несущих винтов, которая обеспечивает хорошую высотность вертолета, позволяет проще маневрировать. Машина легка в управлении, устойчива к боковому ветру. Есть еще ряд других преимуществ, которые выгодно отличают ее в ряду «одноклассников», — поделился он.

Валерий подчеркнул, что подготовка производства на предприятии, в том числе проектирование сборочной оснастки, была проведена с применением 3D-технологий. «В итоге это позволило повысить качество сборки конечного продукта».

Непрерывный процесс

Освоение нового — процесс непрерывный. Это подтвердил Доржо Бандеев, ведущий инженер-конструктор службы главного конструктора АО «У-УАЗ». Внедрение нового программного обеспечения и непрерывное обучение работе с новым ПО работников ведется постоянно.

Сегодня Улан-Удэнский авиационный завод обеспечивает параллельный запуск и изготовление двух разных и полностью цифровых вертолетов Ка-226Т и оффшорного Ми-171А3. Идет рост компетенций специалистов, отработка процедур, накапливается опыт работы с цифровой конструкторской документацией.

На авиазаводе уверены, что, решая проблемы и выполняя новые задачи, сотрудники и коллектив в целом становятся сильнее, а получая новые знания и компетенции, успешно развиваются.

Коллектив У-УАЗ добивается значимых результатов. И это видно в модернизированном вертолете Ка-226Т, который был впервые представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-2021. Недавно Ка-226Т успешно дебютировал на международной выставке в рамках «Dubai Airshow-2021». Специалисты считают, что это уверенный шаг на пути освоения зарубежного рынка…

В перспективе — создание различных модификаций этого вертолета: от пассажирской версии до спасательной и VIP- версии.

Серийное производство модернизированного вертолета Ка-226Т на Улан-Удэнском авиационном заводе планируется начать в 2023 году в тесной кооперации с Кумертауским авиационным производственным предприятием.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 8 декабря 2021

Заголовок в газете: Первые

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру