Академик РАН назвал слабые стороны проекта газопровода «Сила Сибири – 2» через Бурятию

Маршрут газопровода «проложили» без обсуждения с жителями республики

Важной экономической новостью последнего времени стала информация о подписании соглашения между Россией и Монголией о строительстве газопровода, имеющего принципиальное значение для газификации российской периферии и территории нашего южного соседа.

Маршрут газопровода «проложили» без обсуждения с жителями республики
Фото: пресс-служба "Газпром".

— Первый раз он был поднят в обращении глав Иркутской области, Республики Бурятия, Читинской области и Агинского автономного округа перед президентом России Ельциным в 1998 году. В 2010 году после приезда делегации «Газпрома» во главе с Миллером в Бурятию вопрос о газификации республики принял конкретные очертания. Во время визита был подписан план по газоснабжению и газификации республики, оцениваемый в 3,5 млрд руб. В 2014 году я, как член Совета Федерации, в ходе заседания по реализации инвестиционных проектов при полпреде президента России в Улан-Удэ потребовал принять политическое решение по газификации Бурятии. Весной 2020 года на совещании в Кремле Миллер доложил Путину о готовности в ближайшей перспективе обеспечить потребности в газе всех южных районов Восточной Сибири и Забайкалья, а также признал целесообразным строительство газопровода «Сила Сибири-2» в Монголию и Китай.

Арнольд Тулохонов.

Но всякий раз этот вопрос откладывался в «долгий ящик». И не факт, что он решится при нашей жизни. Причин здесь как минимум две. Первая связана с небольшой численностью населения Монголии и, соответственно, малой потребностью в газе, что не дает большой прибыли для «Газпрома». Вторая заключается в том, что для России более выгодно продолжить газопровод далее на юг и тем самым наполнить трубу сырьем для китайских потребителей. Однако Китай до последнего времени не был заинтересован в поставках через третью страну и больше полагался на прямые контракты со странами-экспортерами.

При этом вряд ли «Газпром» сегодня вдруг озаботился интересами повышения уровня жизни монгольского народа. Более всего, можно предположить, что основной причиной разворота интересов «Газпрома» на восток послужили политические события на Украине и, как следствие, санкции европейских стран с «заморозкой» пуска почти готового газопровода «Северный поток-2».

Как известно, экспорт энергоносителей является основным источником пополнения российского бюджета. Для этого достаточно пробурить скважины и протянуть трубы для потребителей. Поэтому в последние десятилетия крупнейшими стройками являются магистральные нефте- и газопроводы. При этом в погоне за объемами экспорта углеводородов «Газпром» до последнего времени игнорировал снабжение газом Сибири и Дальнего Востока — там, где расположены основные источники сырья.

На этом фоне экспортного бума углеводородов по многим показателям уровень жизни основной массы российского населения так и не достиг уровня жизни периода плановой экономики. К сожалению, последние десятилетия развитие российских регионов не отмечено достижениями в строительстве новых промышленных гигантов. Значительно легче пополнять бюджет продажей сырья. В этом случае не надо «заморачиваться» сложными проектами, искать инвесторов и заниматься реализацией продукции, когда все эти заботы можно взвалить на государство.

В последнее время правительство на фоне всевозможных конфликтов в экспортных поставках наконец-то озадачилось газификацией собственного населения. Возможно, примером для такой политики послужил Китай, который проблемы внешней торговли всегда готов заменить ростом потребления на внутреннем рынке.

В свое оправдание «Газпром» приводит расчеты по низкой эффективности газоснабжения малонаселенных территорий. Может это и так, но при личных встречах с руководством компании я не раз утверждал, что данная фирма является не коммерческой организацией, а государственной структурой, которая обязана заниматься не извлечением прибыли, а в соответствии с Конституцией созданием условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». При этом можно отметить, что именно низкий уровень жизни и в том числе минимальная степень газификации азиатской России и является причиной сокращения его населения.

Алексей Миллер. Фото: пресс-служба "Газпром".

С этой точки зрения можно полагать, что впервые «Газпром» при реализации проекта строительства газопровода в Монголию может совместить свои экспортные интересы с газификацией населения Южной Сибири и Забайкалья, по которой должна пройти газовая магистраль.

Между тем кроме короткой информации в программе «Вести 24» не удалось найти каких-либо достоверных официальных сведений о реализации столь масштабного проекта. Судя по телевизионным картинкам, трасса газопровода более всего напоминает прямую линию, пересекающую по диагонали огромную территорию азиатской России от Ямала до Саян и монгольских границ. Вместе с тем газопроводы не могут висеть в воздухе, и его трасса пролегает через всю Сибирь, Красноярский край, Иркутскую область и, коснувшись Бурятии, уходит в Монголию.

Однако если в геометрии прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то в реальности так не бывает. Для этого достаточно вспомнить ситуацию со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», который планировалось провести по берегу Северного Байкала.

Судя по отрывочным сведениям о реализации данного проекта, «Газпром» вновь принимает решение, далекое от интересов регионов, которые расположены по трассе газопровода. Между тем Восточная Сибирь и Забайкалье по степени газификации далеки от западных стандартов и даже от уровня европейской части страны. Всем известны и экологические проблемы сохранения экосистемы Байкала, решение которых возможно за счет использования газовых источников энергии. Также есть все основания утверждать, что такой «прямолинейный» подход к трассировке магистрального газопровода может оставить самые населенные территории Иркутской области и Бурятии без надежд газификации.

Амурский газоперерабатывающий завод. Фото: пресс-служба "Газпром".

Кратчайшее расстояние от Ямала до Монголии неизбежно пересекает территорию Тункинского национального парка, где в соответствии с федеральным законом «Об охране особо охраняемых природных территорий» законодательно запрещена любая деятельность, противоречащая целям и задачам сохранения окружающей среды, и в том числе строительство трубопроводов и даже пребывание физических лиц.

В связи с этим целесообразно напомнить опыт недавнего прошлого по строительству нефтепровода «Ангарск — Дацин (Китай)», инициированного компанией «ЮКОС». В отличие от полусекретного проекта газопровода «Сила Сибири-2», уже на предварительной стадии владельцы компании провели детальные исследования по всей трассе и возможным иным вариантам строительства и разработали многотомную «Декларацию о намерениях», которую и представили на суд общественности. Наиболее сложным участком строительства нефтепровода были определены Тункинский и Джидинский районы Бурятии, где трасса должна была пересекать территорию Тункинского национального парка, особо ценные природные и сакральные объекты, представляющие ценность для местного населения. В этих местах и происходили самые активные «столкновения» интересов проектантов и противников строительства нефтепровода.

Я имею большой архив материалов тех событий, которые вполне могут повториться при строительстве нового газопровода «Сила Сибири-2». Как известно, проект строительства нефтепровода «Ангарск — Дацин» имел два варианта реализации. По первому варианту трасса шла по югу Бурятии, Читинской области и Агинскому автономному округу. Второй вариант был значительно короче и через Монголию выходил на Пекин и шел по трассе, по которому предлагается сегодня строительство газопровода «Сила Сибири-2».

В материалах, разработанных специалистами института «Гипротрубопровод», содержались детальные сведения об изысканиях по трассе строительства, материальные и финансовые затраты, потребность в кадровом обеспечении. Безусловным достоинством данного проекта было частное финансирование. Фирма Ходорковского за собственный счет производила не только добычу сырья, а также проектировала и могла полностью построить нефтепровод до потребителя. В конечном итоге такая излишняя самостоятельность и игнорирование государственных интересов в сочетании с претензией на вхождение в политику и стало причиной краха его империи. В ином случае российская экономика задолго до строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» могла иметь выход на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона и при этом без особых бюджетных затрат.

Предлагаемый к реализации проект строительства нового газопровода «Сила Сибири-2» принадлежит государственной компании, которым руководит персона, приближенная к власти, удостоенная недавно высшей награды страны. Поэтому можно предположить, что здесь, кроме фантастических окладов, не должны быть чужды интересы российского народа.

С этой точки зрения данный газопровод не может стать просто прямой линией, а должен обеспечивать газом наиболее населенные территории Иркутской области, Бурятии, а в перспективе и Забайкальского края, которые ныне входят в состав Дальневосточного федерального округа и в предмет особой заботы руководства России. Такому предложению более всего отвечает трассировка газопровода от иркутского промышленного кластера на Улан-Удэ с пересечением Байкала в самом узком месте в районе дельты реки Селенги.

В свое время главный байкальский эксперт академик Грачев при обсуждении первых вариантов газификации Иркутской области и Бурятии предлагал проложить газопровод по дну Байкала. По его словам, метан не представляет опасности для экологической системы озера и даже в случае разрыва проложенного по дну газопровода пузырь метана будет мгновенно выброшен в атмосферу». Зато, как считал академик, «реализация предложения позволила бы кратчайшим путем подать газ в Улан-Удэ и другие промышленные центры Бурятии и дать значительный экономический эффект».

Полностью поддерживая данную позицию: во время подводных погружений в экспедиции глубоководных обитаемых аппаратов «Миры на Байкале» я неоднократно убеждался в том, что естественные выходы нефти, газа и газогидратов не только не влияют отрицательно на биоту, а являются центрами биологического разнообразия донной экосистемы озера.

Следует отметить, что в первом варианте газопровод должен был поставлять газ в Северный Китай, который по объемам потребления и может вывести его строительство и эксплуатацию на уровень рентабельности. Ибо даже суммарные потребности Монголии и приграничных субъектов далеки от «аппетитов» и масштабов деятельности нашей главной газовой компании. Между тем долгий путь согласования проекта строительства газопровода в Монголию был связан именно с тем, что ранее Китай не особо был заинтересован в его прокладке через третью страну.

Газификация Монголии может снять проблемы строительства гидроэнергетических сооружений на реке Селенге — крупнейшем притоке озера Байкал. Монголия в связи с недостатком электроэнергии и запасов пресной воды планирует и проектирует строительство каскада плотин по основному руслу Селенги и по его притокам, что не может не влиять на продуктивность экосистемы Байкала. Эта проблема стала причиной одного из первых приграничных экологических конфликтов с нашим соседом.

Подписывая официальные документы, российские и монгольские руководители не имеют необходимых предпроектных и проектных документов о трассировке газопровода, которые должны в соответствии с российским законодательством пройти сложный путь обсуждения не только с региональными органами власти, включая Бурятию, а также в научных кругах и с общественностью.

Не имея точного представления о трассе газопровода по российской территории, невозможно определить даже контуры будущей газовой экономики Монголии, а далее и Китая. Монгольские и китайские коллеги, с которыми у нас давние связи по реализации различных проектов в зоне международного транспортного коридора «Один пояс — один путь», также не имеют сведений о маршруте газопровода.

Таким образом складывается любопытная ситуация. «Газпром» согласовывает строительство газопровода по территории Монголии без наличия базовых документов и каких-либо обсуждений с теми же бурятскими властями, с представителями науки и общественности, что само по себе является нарушением законодательства об экологической экспертизе строительства промышленных объектов. Остается неизвестной и позиция китайской стороны, которая может быть основным потребителем российского газа и тем самым определять основные параметры и стоимость строительства газопровода.

В сумме указанные обстоятельства позволяют сделать следующие выводы и предложения:

  1. Газопровод «Сила Сибири-2» может вполне компенсировать поставки газа, ранее ориентированные на западноевропейский рынок, и тем самым хотя бы частично восстановить потери, связанные с реализацией проекта «Северный поток-2».
  2. Газификация Монголии может существенно укрепить экономические связи с нашим южным соседом, которые заметно охладели в последние годы, и решить экологические проблемы крупных монгольских городов и в том числе минимизировать возможность строительства плотин на основном притоке оз. Байкал — р. Селенге.
  3. Строительство газопровода «Сила Сибири-2» должно обеспечить газификацию регионов южной Сибири и Забайкалья, снижение атмосферного загрязнения Байкальской природной территории.
  4. С этой точки зрения наиболее эффективным для развития экономики данных территорий является прокладка газопровода по дну оз. Байкал, которое не оказывает существенного влияния на экологическое состояние его экосистемы.
  5. Реализация проекта газопровода «Сила Сибири-2» возможна при условии соблюдения интересов всех его участников (России, Китая, Монголии), расположенных в зоне международного транспортного коридора «Один пояс — один путь».

При этом в первую очередь необходима научная экспертиза всей проектной документации и ее обсуждение с региональными властями и общественностью.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 16 февраля 2022

Заголовок в газете: Куда ведет труба «Газпрома»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру