«МК в Бурятии» обратился к главному научному сотруднику отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН Зорикто Дондокову с просьбой пояснить, как новые реалии отразятся на экономике Бурятии.
- Воздействие антироссийских санкций на экономику региона зависит от отраслевой структуры. Значительные потери понесут регионы с высокой долей нефтегазового сектора, черной металлургии, фармацевтики, химической промышленности, автомобилестроения, производства удобрений. Этих производств в Бурятии нет.
- Пройдемся по отраслям экономики республики. Важнейшим производством является добыча угля. Значительная его часть идет на экспорт в страны Восточной Азии, включая Китай с его необъятным рынком. Что касается антироссийских санкций Южной Кореи, попавшей в перечень недружественных для России стран, складывается забавная ситуация: с 1 апреля Республика Корея возвращает безвизовый режим для россиян. И это не шутка!
Еще интересней положение в урановой промышленности. Американские энергетические компании ядерной отрасли просят власти США не вводить санкции против поставок урана из России. Напротив, правительство России изучает возможность прекращения экспорта этого стратегического товара в США в качестве ответной меры на запрет поставок российских энергоресурсов. Надеюсь на благополучный исход для АО «Хиагда», добывающего уран в Баунтовском районе. В условиях нестабильности на валютном рынке возрастает значимость золотого резерва страны, поэтому можно ожидать роста добычи золота в России, в том числе и в Бурятии.
- Повлияют ли санкции на деятельность наших крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности?
- В сложившихся условиях стратегически важной задачей является обеспечение устойчивой и надежной работы железнодорожного транспорта, включая своевременный и качественный ремонт подвижного состава, который производит Улан-Удэнский ЛВРЗ. Что касается авиационного завода, то выпускаемые им вертолеты реализуются в основном в России. Некоторые опасения вызывает проблема импортных узлов и деталей. Думаю, что она будет решена. На первое время есть запасы, а в дальнейшем произойдет импортозамещение. В этой связи хочу отметить важность производственной кооперации промышленных предприятий Бурятии, о которой на протяжении нескольких десятилетий много говорилось, но не делалось. Например, часть комплектующих для авиазавода могла бы производиться на Улан-Удэнском приборостроительном заводе.
Непростая ситуация складывается по поставкам картона в страны Латинской Америки и экспорту пиломатериалов в Европу. В первом случае проблемы по всей видимости связаны с затруднениями в расчетах, которые рано или поздно будут преодолены. Что касается европейского рынка, то в обозримом будущем для российских товаров он будет проблематичен. Крупнейшие мировые контейнерные линии (Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd) и европейские порты уже отказываются от работы с российскими грузами. В сложившихся условиях для России необходимо обеспечить выход на рынки не западных стран.
- Стратегическим партнером нашей страны является Китай. Какой может быть роль Республики Бурятия в экономическом взаимодействии России и КНР?
- В условиях жесткой конфронтации России со странами Запада важнейшими транспортными каналами, обеспечивающими выход российских товаров на международные рынки и импорт необходимой продукции, становятся транспортные маршруты, соединяющие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее безопасным и кратчайшим является сухопутный транспортный коридор Китай – Монголия – Россия. В этой связи возрастает транспортное значение Улан-Удэ, расположенного на пересечении Транссибирской магистрали и железной дороги, ведущей в Монголию и Китай, а также имеющего аэропорт с грузовым терминалом, выполняющим полный комплекс услуг по обработке грузов. Действующая в Бурятии инфраструктура с учетом потенциального роста грузопотоков в ближайшей перспективе не сможет обеспечить бесперебойную работу. Возникает необходимость создания транспортно-логистического комплекса в окрестностях Улан-Удэ.
- Ожидаются ли изменения в других отраслях экономики республики?
- Нет оснований для беспокойства по предприятиям энергетики – тепло- и электроэнергия потребляется в Бурятии, топливо - российское, оборудование у нас тоже отечественное. Продукция сельского хозяйства и АПК в основном реализуется внутри республики, лишь небольшая часть ее экспортируется в Монголию. Удорожание импорта из-за ослабления рубля и проблем транспортировки приведет к повышению конкурентоспособности продукции легкой промышленности.
Сложнее будет в строительстве. Объекты с высокой степенью готовности, финансируемые из текущего бюджета, скорее всего будут введены в строй. Что касается следующего года и более отдаленных периодов времени, то многое будет зависеть от финансовой ситуации в России. В дальнейшем следует ожидать отказ от реализации крупных проектов в социальной сфере и инфраструктуре. В условиях неопределенности, высоких процентных ставок по кредитам и неизбежного падения уровня жизни произойдет резкое снижение жилищного строительства.
Тяжело будет выживать торговле, общественному питанию и сфере услуг. Снижение доходов населения с учетом высокой инфляции приведет к сокращению потребительского спроса. Люди будут экономить и покупать только самое необходимое. С другой стороны, возрастет спрос на ремонт автомобилей, бытовой техники, одежды и обуви. Увеличится объем сельскохозяйственных работ, в том числе в личных подворьях и на дачных участках.
- Как вы в целом оцениваете возможный спад производства в Бурятии в 2022 году?
- По оценкам некоторых экспертов снижение производства в России в текущем году может составить до 10%. В нашей республике, судя по всему, спад будет существенно ниже.