Есть такая порода: в Бурятии Тугнуйские горняки готовы к новым производственным рекордам

В копилке достижений Тугнуйского угольного разреза — 20 мировых и 5 российских рекордов

В 2022 году угольная промышленность России отмечает 300-летие. Под эгидой этой знаменательной даты проходит и главный профессиональный праздник всех горняков — День шахтера, который отмечается в последнее воскресенье августа на протяжении 75 лет.

Добыча «черного золота» в Бурятии неразрывно связана с крупнейшим предприятием добывающей промышленности республики — «Разрезом Тугнуйский», который с 2001 года входит в группу компаний АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (CУЭК). АО «Разрез Тугнуйский» — крупнейшее предприятие в сегменте «каменный уголь» по объемам добычи и поставки на рынок товарной продукции. Предприятие также является одним из самых перспективных и динамично развивающихся в компании «CУЭК», и входит в тройку лидеров России по добыче каменного угля. За прошедшие годы «Разрез Тугнуйский», в два с лишним раза увеличив добычу угля, ознаменовал себя еще одним титулом, став крупнейшим на огромной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

История разреза в Тугнуйской долине берет начало в 1989 году. Самых лучших специалистов для него собирали по всему Советскому Союзу. За эти годы на предприятии было все: и кризисы, и взлеты, и техническое перевооружение, и мировые рекорды. Несмотря на сложности, предприятие уверенно стоит на ногах и готово к новым победам, ведь главная ценность здесь, как и прежде, — это люди, высококвалифицированные специалисты, готовые работать с полной самоотдачей.

К новым рекордам с гигантами на добыче

530 человек в сутки выходят на работу в АО «Разрез Тугнуйский». Каждый настроен решительно — необходимо достичь поставленных показателей. Тугнуйские угледобывающие предприятия CУЭК двигаются вперед и растут в соответствии с планом стратегического развития и на сегодня готовы к повышению производственной мощности предприятия до 16,5 миллиона тонн угля в год. Уже в 2023 году заканчиваются горно-капитальные работы на Никольском месторождении и произойдет подготовка еще одного фронта горных работ, а это означает, что «Разрез Тугнуйский» будет готов к следующему производственному «прыжку» — до 18 млн тонн угля в год. Для предприятия, которое ставило мировые рекорды по добыче «черного золота», задача более чем выполнимая. В копилке его достижений — 20 мировых и 5 российских рекордов. С 2012-го по 2020 годы трудовые победы разреза стабильно пополнялись, а одна из них была внесена в «Европейскую книгу рекордов».

На сегодня предприятие разрабатывает два месторождения: Олонь-Шибирское и Никольское. Работы ведутся по комбинированной технологии: бестранспортной и автотранспортной.

«У нас работает бестранспортный комплекс — шагающие экскаваторы серии ЭШ, которые перемещают породу во внутренние отвалы, и автотранспортный комплекс, который представлен экскаваторами Bucyrus HD495, а также гидравлическими экскаваторами с обратной лопатой и прямой лопатой марки Hitachi и Komatsu. Производительность очень высокая. У нас разрез-рекордсмен», — с гордостью говорит Цырен Цыбикжапов, инженер-технолог технического управления АО «Разрез Тугнуйский».

Такой современной и высокопроизводительной техникой не может похвастаться ни одно предприятие добывающей промышленности. С 2009 года на «Разрезе Тугнуйском» проведено техническое перевооружение, что позволило повысить эффективность и безопасность производства, а также увеличить производственную мощность в три раза. Были закуплены 220-тонные самосвалы «БелАЗы» и сразу два экскаватора Bucyrus с объемом ковша 41,3 м3. Таких экскаваторов в России всего два, и оба в АО «Разрез Тугнуйский».

С обновлением техники работать стало гораздо проще, а процесс идет эффективнее. Об этом рассказал бригадир экипажей Bucyrus-1 и Bucyrus-2 Сергей Матвеев. Экипажи именно этих экскаваторов в 2012 году достигли мировых рекордов, отгрузив 1 796000 кубометров вскрышной породы в июле, и 2,005 млн кубометров породы в сентябре. BUСYRUS 495HD №1 был включен в Книгу рекордов России как «Самый производительный экскаватор».

Такой высокопроизводительной техникой не может похвастаться ни одно предприятие добывающей отрасли.

Первый гусеничный экскаватор канатного типа Bucyrus HD 495 в России заработал на Олонь-Шибирском угольном месторождении в январе 2009 года. На Тугнуйском разрезе эта техника заменила сразу пять задействованных до этого на вскрыше экскаваторов.

«Два с половиной ковша и 200-тонный «БелАЗ» уходит на разгрузку. У нас в кабине есть монитор для машиниста. Практически все происходит автоматически. К примеру, смазка. Мы видим весь процесс на экране, вплоть до показателей температуры. При хорошем забое около 300 «БелАзов» в смену отгружаем», — рассказывает бригадир-рекордсмен Сергей Матвеев.

«БелАЗы» непрерывно курсируют между объектами разреза. Так называемые «двухсотки» возят вскрышу, а машины поменьше, объемом 150 тонн, — уголь. Техника передвигается круглосуточно по специальной технологической дороге, куда без спецдопуска «небелазам» нельзя. Машины гигантские абсолютно во всем, но при этом авто полностью соответствует высоким международным стандартам безопасности. Они оснащены видеокамерами, кондиционером, системой автоматического пожаротушения, загрузки и заливки топлива.

Масштабы вскрышных работ впечатляют. Машинист самого большого шагающего экскаватора ЭШ 40/85 Сергей Балдин сравнивает свою работу с компьютерной игрой — огромная махина управляется джойстиками.

«Мы занимаемся вскрышей, то есть вскрываем угольный пласт. Затем загружаем в другой экскаватор. Сейчас у нас был взрыв, и мы готовим участок для вскрыши: массу отгружаем в отвал, прокладываем дорогу», — поясняет Сергей.

Процесс устроен совсем не так просто, как говорит опытный машинист. Экскаваторы серии ЭШ — полноповоротные электрические землеройные машины на шагающем ходу с рабочим оборудованием драглайна, что в переводе означает «тянуша». Драглайны считаются самыми сложными в управлении экскаваторами. Подъем и спуск ковша осуществляется при помощи двух стальных канатов (тяговый и подъемный). Подъемный канат опускает, а тяговый канат подтягивает ковш к машине. Таким образом для зачерпывания грунта и его перегрузки необходимо точное управление натяжением канатов. За час экскаватор серии ЭШ может переместиться примерно на 60 метров.

Пустая порода отправляется на внешние и внутренние отвалы, а 90% угля вывозится на Тугнуйскую обогатительную фабрику, которая была открыта в 2009 году.

Обогащенный уголь до конечного потребителя

Уголь с разрезов проходит обогащение на «Тугнуйской обогатительной фабрике», годовая мощность которой составляет 10,3 млн тонн. Обогащение — один из самых важных технологических процессов в обработке угля. В этом году техническими специалистами «Тугнуйской обогатительной фабрики» была проведена сборка и запуск самого крупного в России грохота (модели SLD 4385), произведена реконструкции здания углеподготовки. Средняя отгрузка с начала года по настоящее время составила 384 полувагона. В марте 2022 года была произведена максимальная отгрузка вагонов — 539 п/ваг за сутки.

«Процесс отгрузки автоматизирован. К нам заходят вагоны: на одном экране у нас весы — мы взвешиваем вагоны по грузоподъемности, на втором видим все конвейеры. В среднем 75 тонн в вагоне», — рассказывает Олеся Рак, оператор пульта управления 4 разряда «Тугнуйской обогатительной фабрики».

В 2019 году компания CУЭК ввела в эксплуатацию вторую обогатительную фабрику, что поспособствовало увеличению общей мощности Тугнуйского и Никольского разрезов и поставкам высококалорийного угля из Бурятии в Японию. В основном готовая продукция отправляется на экспорт по железной дороге — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Оставшийся уголь поставляется на российские электростанции и предприятия коммунального хозяйства.

«На нашем предприятии важно уметь быстро принимать эффективные и правильные решения, порой это нужно делать мгновенно. Важно понимать экономическую составляющую: мы работаем через себестоимость, и затраты не должны превышать расходы. У нас непрерывное производство, мы работаем 365 дней в году без выходных. Каждая смена отрабатывает по 12 часов, и все это время требуется полная концентрация на работе», — делится горняк в третьем поколении Дмитрий Громов, начальник производственной службы АО «Разрез Тугнуйский».

450 полувагонов угля в сутки отправляется от станции Тугнуй до станции Челутай. АО «Разрез Тугнуйский» является самым крупным грузоотправителем ВСЖД, на предприятии работает свое Управление по железнодорожному транспорту, которое насчитывает около 400 человек.

Развернутая длина путей необщего пользования составляет 140 километров. В мае этого года Управление по железнодорожному транспорту АО «Разрез Тугнуйский» обновило свой собственный рекорд по месячной отгрузке угля, отгрузив 1022,255 тыс. тонн.

Главное богатство – это люди

Достичь нулевого травматизма на производстве и повысить трудовую эффективность — такова основная задача учебно-курсового комбината на АО «Разрез Тугнуйский». Процесс обучения начинается с теории — в среднем 256 часов лекций и семинаров. После чего проводятся экзамены и начинается практическая отработка на тренажерах. Сотрудник попадает в цифровую реальность, где моделируются самые опасные ситуации.

«Если мы научим работника распознавать опасную производственную ситуацию на ранней стадии, то травматизм на рабочих местах снизится до нуля. Немаловажным фактором обучения являются практические навыки, отрабатываемые нашим персоналом на учебных тренажерах: бульдозер, экскаватор, «БелАз», кран. Тренажеры объединены в один цифровой трудовой процесс, то есть одна ситуация отрабатывается разом на всех тренажерах комплексно. Это позволяет значительно ускорить процесс обучения и максимально обезопасить сотрудников. Ведь главное богатство нашего предприятия — это люди», — говорит заместитель генерального директора по производственному контролю, промышленной безопасности и охране труда Алексей Леонов.

Цифровизация учебного процесса и такой нестандартный подход к обучению доказали свою эффективность, подчеркивает Алексей Леонов. На предприятии отдельно премируются сотрудники, которые говорят о недочетах или отказываются работать при несоблюдении мер по охране труда.

«Требования ужесточаются ежегодно — что по охране труда, что по промышленной безопасности, что по экологии. Соответственно, при внедрении новых требований нам надо максимально быстро, грамотно и без отрыва от производства обучить и подготовить наших сотрудников. Гордость берет, когда у нас получается доводить до людей всю необходимую информацию. Очень приятно бывает, когда сотрудники впоследствии благодарят, когда есть результат», — отмечает Алексей Леонов.

Заботится предприятие и о сохранении экологического баланса. В CУЭК разработана политика с учетом требований природоохранного законодательства РФ и норм международного права. Негативное влияние на экологию сводится к минимуму за счет восстановительных работ экосистем, разработки и внедрения передовых технологий рекультивации нарушенных земель, строительства очистных сооружений и модернизации котельной.

АО «Разрез Тугнуйский» сегодня — это предприятие, где заботятся о людях, об окружающей среде. Где на службу поставлена самая современная техника и внедряются самые передовые технологии, где ставятся мировые рекорды и работают ответственные и высококвалифицированные специалисты.

«Мы гордимся своей профессией, своей работой!»

Алексей Матвеев, машинист бульдозера АО «Разрез Тугнуйский»:

— Я работаю на АО «Разрез Тугнуйский» с марта 2011 года, уже более 10 лет. Начинал работать на автогрейдере, а в должности машиниста бульдозера шестой год.

Мне очень нравится наш коллектив, мы слаженно работаем. Можно сказать, что мы уже понимаем друг друга с полуслова, с полужеста. Это очень важно, потому что моя работа заключается в том, чтобы убрать все неровности после работы экскаватора. Мы делаем площадку и дороги ровными, чтобы другие машины могли нормально работать и передвигаться.

Работаю на колесном бульдозере ВД 600. У моей машины есть имя – «Саныч». Так получилось, что в нашем экипаже работают 3 человека, и у всех отчество Александрович. Поэтому мы решили дать такое имя нашей машине. Таких бульдозеров на нашем предприятии восемь. Машина — хорошая, новая, удобная. «Саныч» никогда не подводит.

В целом моя работа мне очень нравится. Я живу в Петровске-Забайкальском и приезжаю каждый раз на смену оттуда. У нас очень удобный банно-прачечный комплекс. После смены можно спокойно помыться, переодеться и ехать красивым, чистым, аккуратным домой.

Бульдозерист должен быть очень выносливым и терпеливым. Мы постоянно работаем в тандеме с экскаваторщиками, «белазистами». Важно уметь слышать товарищей и вовремя выполнять их пожелания.

Хочу поздравить коллег с профессиональным праздником и пожелать, чтобы все всегда возвращались домой целыми и невредимыми, чтобы коллектив и дальше работал также слаженно во благо процветания нашего родного предприятия!

Андрей Евстифеев, машинист тепловоза Управления по железнодорожному транспорту АО «Разрез Тугнуйский»:

— Я работаю здесь с 1996 года. Мы возим уголь со станции Тугнуй на станцию Татарская, далее груз уходит на станцию Челутай, а потом на железную дорогу.

Мне очень нравится, как выстроена работа на нашем предприятии. Все условия созданы. Есть стабильность, хорошая заработная плата, а что еще нужно для нашей жизни?

Мы работаем вдвоем с помощником. За эти годы всякое бывало, но в каждой работе есть свои нюансы, плюсы и минусы. Могу сказать, что плюсов гораздо больше, иначе я бы столько лет не работал здесь.

Обучаем всем тонкостям профессии молодежь. Радует, что молодежь приходит к нам, интересуется такими профессиями.

Каждую смену мы совершаем по несколько рейсов: вывозим по 3-4 состава по 60 вагонов в смену. Работа очень ответственная и требует абсолютного внимания.

Мы возим уголь, и поэтому мы все немного шахтеры, немного железнодорожники.

В День шахтера поздравляю всех, кто причастен! Желаю хорошей зарплаты, выполнения планов и всего самого наилучшего!

Надежда Буланцева, начальник станции Тугнуй Управления по железнодорожному транспорту АО «Разрез Тугнуйский»:

— Я начинала свой трудовой путь с дежурного стрелочного поста, затем была начальником дежурной станции. И вот уже на протяжении 10 лет работаю начальником станции Тугнуй и контролирую маневровую работу.

Служба эксплуатации грузовой работы насчитывает 135 человек. Непосредственно в моем подчинении составители поездов, дежурные подстанции.

Объемы у нас большие, доходит до 450 вагонов в сутки. Поэтому для нас самое главное — уметь все держать в голове. Каждую минуту ситуация может поменяться, и нужно правильно и эффективно отреагировать, выстроить процесс. Я привыкла работать на результат. Мне очень нравится моя работа, особенно, когда я вижу результаты.

Работа дежурного по станции — сложная, эмоционально напряженная. Непосредственно на смене под руководством дежурного находится 5 маневровых локомотивов, локомотивные бригады по 2 человека — это 10 человек, от 4-5 составителей. Плюс вывозные локомотивы и подвижной состав (краны).

Я еще помню, как вся работа делалась вручную, у нас в штате были стрелочницы. В 2009 году прошла электрификация, и работать стало гораздо удобнее.

Несмотря на то, что мы железнодорожники, мы являемся частью угольной компании. День шахтера мы все отмечаем как свой профессиональный праздник! Каждый из нас готов в этот день надеть каску и шахтерские атрибуты и встать в ряды вместе с шахтерами. Мы гордимся своей профессией, своей работой!

Сергей Матвеев, бригадир экскаватора BUСYRUS-2 АО «Разрез Тугнуйский»:

— Экскаватор BUСY-RUS впервые заработал на нашем предприятии в 2009 году. Это экскаватор канатного типа — гусеничный с прямой лопатой и ковшом объемом 41,3 куба. За один подъем ковша он перемещает от 70 до 100 тонн породы. 2,5 ковша — и «БелАз» 200-тонный уходит на разгрузку.

Я работаю на этом экскаваторе с самого начала. Он у нас рекордсмен. Очень удобно обустроен внутри, процесс автоматизирован. Показатели температуры, смазочные работы — за всем этим идет контроль автоматически. Есть монитор для машиниста.

В нашей бригаде 9 человек, работаем посменно, на одном экскаваторе по 2 человека. Я работаю на предприятии с 2006 года, и могу сказать, что за это время обновился автопарк, прошло техническое перевооружение. Процесс идет гораздо эффективнее.

Я родом из Петровска-Забайкальского, у меня отец работал здесь на экскаваторе. Поэтому я вырос в Саган-Нуре. Отучился, отслужил в армии и решил продолжить путь отца.

Живу в нашем поселке Саган-Нур с семьей. Нас все устраивает, есть все необходимое. Предприятие заботится о нас, создает комфортные условия для работы и жизни. Поселок развивается на глазах, есть физкультурно-оздоровительный комплекс, очень хороший профилакторий.

Мы добываем уголь — это тяжелый труд. Но главное, что лично мне интересно работать, я постоянно отрабатываю свои навыки. Мне очень нравится, и я не планирую что-либо менять.

Михаил Михайлов, бригадир основного производства АО «Разрез Тугнуйский»:

— Я из династии горняков. Мой отец работал здесь, жена работает на «Тугнуйской обогатительной фабрике», братья тоже все здесь. И у меня уже 28 лет стажа. Могу с уверенностью сказать, что это мое призвание, и я не представляю себя в другой профессии и в другом месте.

Моя работа заключается в том, что я контролирую ремонтную бригаду. Вместе мы обеспечиваем производительность экскаваторов и выпускаемой продукции, их техническое состояние.

В моем подчинении 25 человек. Каждый из них высококлассный специалист и большой профессионал. У нас с каждым годом обновляется парк, появляется новое оборудование. Есть учебно-производственный комбинат, где мои сотрудники постоянно повышают квалификацию.

Считаю, что профессия шахтера, горняка — это достойная профессия. И я горжусь тем, что у нас вся семья здесь работает. С праздником, друзья!

Иван Леонтьев, водитель «БелАЗа» АО «Разрез Тугнуйский»:

— Я работаю водителем «БелАза» уже 42 года, на этом предприятии 20 лет. С армии пришел в мае 1980 года и сразу сел за руль «БелАза». Сперва работал на маленькой машине, доработался до «двухсотки».

Свою машину люблю, берегу. Это моя «ласточка-кормилица». Машина большая, соответственно, и ответственность большая. Необходимо соблюдать все правила по охране труда. Наши «БелАзы» возят вскрышу от экскаватора на отвал, уголь возят машины поменьше.

Мы работаем посменно по 12 часов 4 дня и 4 дня отдыхаем. Живу в п. Никольск, на работу нас возит вахтовый автобус. Очень удобно, я привык. Конечно, работа тяжелая, но я ее очень люблю и не представляю уже себя без родного разреза.

«Разрез Тугнуйский» — это моя жизнь, второй дом, где есть все необходимое для работы.

В День шахтера хочу пожелать всем здоровья, здоровья и еще раз здоровья. А предприятию желаю процветания и дальнейшего развития!

Олег Салов, механик участка УПР ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика»:

— Я работаю на маслостанции, где находятся погрузочные бункера 201, 203 пути. Бункера заполняют углем. А маслостанции нужны, чтобы регулировать поток. В моей бригаде 4 человека, мы обслуживаем, ремонтируем оборудование на маслостанции.

Работаю в угольной промышленности с 1981 года. При мне запускалась «Тугнуйская обогатительная фабрика». Могу сказать, что объем производства постоянно растет, постоянно проходит модернизация фабрики. Раньше у нас был один бункер, теперь два.

Работы много, но я не жалуюсь. Мне все нравится, все устраивает. Процесс для меня привычный.

Поздравляю всех с праздником! Желаю крепкого здоровья и выполнения планов!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Есть такая порода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру