После инцидента Восточно-Сибирский свинокомплекс пережил пять проверок и одно уголовное дело

Где грань между экологическим экстремизмом и заботой об окружающей среде

Повышенное к себе внимание Восточно-Сибирский свинокомплекс в Усть-Бряни Заиграевского района Бурятии привлек в октябре прошлого года — сразу после инцидента с разливом жидких побочных продуктов животноводства в локальный водоем. Местные СМИ со ссылкой на общественника и блогера Романа Брянского писали разное, путаясь в формулировках, в оценках произошедшего и его последствиях, откровенно преувеличивая масштабы события.

Где грань между экологическим экстремизмом и заботой об окружающей среде
Фото: сайт Восточно-Сибирского свинокомплекса

«Здесь прорвало навозохранилище и все его содержимое стекло по склону в местную реку и дальше, вероятно, попадет в озеро Байкал», — утверждалось в одном из сообщений под заголовком «В Бурятии тонны фекалий со свинокомплекса попали в реку», на что, разумеется, немедленно отреагировали надзорные и контролирующие органы.

Шуму было много, который не смог заглушить даже официальный комментарий тогдашнего директора Восточно-Сибирского свинокомплекса Юлии Шишкиной. По ее словам, 11 октября на предприятии проводилось внесение удобрений на одно из полей на краю склона, являющегося частью развитой овражно-балочной системы, для которой свойственны периодические обрушения грунта. В месте одного из таких обрушений, нарушивших естественный контур поля, и произошло стекание удобрения вниз по склону. При этом, как особо подчеркнула Шишкина, речь шла о «незначительном количестве».

Проверяющие во всем, конечно же, разобрались, свинокомплекс принял необходимые меры по восстановлению границ поля, совместно с контрольно-надзорными органами подготовил план мероприятий по устранению возможных последствий разлива, а для недопущения подобного впредь усилил наблюдение за состоянием грунта. Понятно, что эти меры не избавили предприятие ни от административного штрафа (40 тысяч рублей), ни от уголовного дела, возбужденного СУ СКР по Бурятии по факту загрязнения.

Вот, новый поворот

К слову, в четверг, 29 августа, стала известна судьба уголовного дела: оно, оказывается, было прекращено. Это следует из сообщения «Информационного центра СК России».

В нем же говорилось, что глава ведомства Александр Бастрыкин поручил «возобновить производство по уголовному делу и принять меры к завершению его расследования в кратчайшие сроки». Поводом стало — цитата: «Обращение к председателю СК России А.И.Бастрыкину жителей Заиграевского района Республики Бурятия о продолжающемся нарушении Восточно-Сибирским свинокомплексом природоохранного законодательства. Сообщается, что на предприятии не соблюдаются технологии хранения, переработки и утилизации отходов производства, а также допускается сброс нечистот в близлежащие водоемы, в том числе в реку Уду — приток озера Байкал». И что «многочисленные обращения в профильные ведомства результатов не принесли». О каких результатах речь?

Напомним, в рамках уголовного дела для оценки негативного воздействия в Усть-Брянь приезжала группа экспертов Уральского государственного аграрного университета. К какому выводу пришла комиссия — официально не сообщалось, но догадаться нетрудно, коль скоро уголовное дело было прекращено.

Позиция «зеленых»

Но зато известно мнение президента фонда «Зеленый Урал» из того же Екатеринбурга Никиты Соловьева. По итогам встречи с заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия он, в частности, написал: «Обсуждали… случившийся инцидент в поселке Усть-Брянь, где произошел малый разлив побочных продуктов животноводства. Разобрались, что разлив случился в приток реки Уды, который имеет свойства заболоченности и прямого соединения не имеет, что исключает возможность загрязнения озера Байкал. В данный момент проходит исследование отобранных проб, а после будет рассчитан нанесенный ущерб. Но радует, что на прибрежный земельный участок и в приток попали не нефтепродукты, а органические вещества, которые абсолютно безопасны как для почвы, так и для водных объектов… Также получены результаты проб воды из Старицы от ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Бурятия», которые подтверждают незначительность попадания органических удобрений. Риски утечки в Байкал, питающие его источники и в водные объекты, используемые для водоснабжения, исключены».

Никита Соловьев добавил, что «Восточно-Сибирский свинокомплекс находится в тесном взаимодействии с управлением и заинтересован в возмещении ущерба, готов проводить рекультивационные мероприятия и в сотрудничестве с управлением исправлять выявленные нарушения, чтобы впредь не было подобных инцидентов».

Ложная тревога

Казалось бы — все, инцидент исчерпан и на этом можно ставить точку, тем более что надзорные органы все как один высказались за усиление контроля за деятельностью свинокомплекса. После разлива ППЖ в водоем свинокомплекс пережил пять надзорно-контрольных проверок! Однако в апреле текущего года в социальных сетях появилось еще одно видео о якобы загрязнениях вокруг предприятия все теми же побочными продуктами животноводства от того же блогера.

Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку и выступила с сообщением: «По результатам проверки и выездов на место для осмотра и обследования территории прокуратурой, а также специалистами Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора, Россельхознадзора, Бурприроднадзора фактов разлива отходов и загрязнения, включая акваторию водного объекта, не выявлено. Распространяемая в социальных сетях информация не подтвердилась».

Не выявила нарушений и внеплановая проверка, проведенная в июле 2024 года Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия на предмет соблюдения свинокомплексом обязательных требований в рамках ветеринарного и земельного законодательства и регламентов применения пестицидов и агрохимикатов.

В документе, выдержки которого опубликованы в телеграм-канале федерального ведомства, говорилось: «Нарушений регламентов применения пестицидов и агрохимикатов не выявлено. На земельных участках сельскохозяйственного назначения, где предприятием вносились побочные продукты животноводства (ППЖ), надзорным ведомством отобраны пробы почвы. По результатам испытаний наличие болезнетворных микроорганизмов и паразитов в образцах почвы иркутским филиалом ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» не обнаружено».

ОНФ уполномочен заявить…

В первых числах августа бурятское отделение ОНФ обнародовало результаты проверки, проведенной на Восточно-Сибирском свинокомплексе Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, которые, вероятно, и легли в основу открытого письма к Александру Бастрыкину. Их озвучил сопредседатель Народного фронта, известный в Бурятии ученый и эколог Евгений Кислов. Роман Брянский был представлен журналистам как голос общественности и инициатор обращения в контрольно-надзорные органы.

Евгений Кислов сообщил, что в деятельности предприятия выявлены «многочисленные нарушения обязательных требований природоохранного законодательства» и показал документ, копию которого журналистам, однако, не раздали. «Это наша переписка с Управлением Росприроднадзора», — заявила организатор брифинга, участникам которого так и не объяснили, почему на него не были приглашены сами проверяющие, то есть представители Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора.

Между тем обвинения предъявлены серьезные — всего по 12 пунктам. В том числе — недостаточное выдерживание жидкой фракции навозных стоков в заглубленных прудах-накопителях, не поставленные на государственный учет четыре лагуны для хранения жидкой фракции навоза и прочие термины, для разъяснения которых представители всех заинтересованных сторон на брифинге были бы весьма кстати.

— …Наконец, инженер-эколог предприятия не имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, — завершил чтение Евгений Кислов, сообщив, что документ датирован 1 августа 2024 года, но проверки еще продолжаются. — Мы посчитали необходимым донести результаты до общественности.

Есть возражения

За комментариями пришлось обращаться в Восточно-Сибирский свинокомплекс. Там сообщили, что они не согласны ни с одним из пунктов документа, по двум из них — в части.

«Мы по факту с каждым не согласны. И по каждому пункту подали жалобу в Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора. Ответа еще нет, — комментирует руководитель производственного контроля Восточно-Сибирского свинокомплекса Антон Носков. — Федеральный закон не устанавливает требований по времени выдерживания жидкой фракции навозных стоков в заглубленных прудах. Это было актуально в 2010 году, когда свинокомплекс начинал строиться, а навоз считался отходами производства. С 2023 года, после принятия нового закона, мы относим его к побочным продуктам животноводства (ППЖ), соответственно, обязаны уведомлять органы о его количестве и использовании. Этот закон не содержит никаких требований об обязательном выдерживании жидкой фракции в течение 12 месяцев. Наука на месте не стоит, мы на месте не стоим и используем бактерии, которые позволяют обеззараживать продукт в сжатые сроки, чтобы применять его в качестве удобрения. Мы этим занимаемся второй год, используя самую прогрессивную на сегодня в России технологию — внутрипочвенное внесение ППЖ. У нас четко записано в регламенте, что и как мы должны делать».

Что касается «незарегистрированных лагун», то, как подчеркнул Антон Носков, регистрация их не совершается по одному щелчку: «На момент проверки, да — они не были зарегистрированы. Это лишь вопрос времени, как и подготовка инженера-эколога. Он прошел соответствующие курсы по охране окружающей среды и экологической безопасности и получил документ установленного образца, а лагуны зарегистрированы».

Впрочем, как это принято говорить, «следствие» с самого начала пошло не тем путем. Может показаться, что ППЖ — досадная проблема, от которой свинокомплекс пытается избавиться всеми правдами и неправдами, а блогеры, общественники, контролирующие и надзорные органы должны в этом их уличать и хватать за руку. Именно так все и представляется, если выслушивать только одну сторону.

Проводится внутрипочвенное внесение удобрений

В действительности, побочные продукты животноводства — важнейшая часть экономики, основа развития растениеводства (дачники не дадут соврать) и как следствие — элемент для перехода предприятия на замкнутый цикл производства без использования минеральных удобрений. К тому же применение только минеральных удобрений в долгой перспективе приводит к истощению гумусного слоя почвы, которого в Бурятии и без того крайне мало.

Благо или головная боль

«Бытует такое мнение, что ППЖ — отходы и мы от них усиленно избавляемся, — комментирует директор Восточно-Сибирского свинокомплекса Александр Чухломин. — Это не так. Мы используем ППЖ для повышения плодородия земель, которые взяли в аренду у района, и выращиваем в качестве эксперимента зерновые и кормовые культуры, а также картофель, морковь, кукурузу, бахчевые, включая арбузы и дыни. Овощи и картофель мы в прошлом году раздали социально незащищенным категориям граждан. В этом году тоже получим урожай и решим по какому пути нам идти дальше — по пути овощеводства или растениеводства».

Чтобы прокормить поголовье свиней необходимо выращивать не менее 70 тысяч тонн зерновых, говорит Александр Чухломин. Для зоны рискованного земледелия, к которой относится Бурятия, это, мягко говоря, непростая задача, но именно от урожайности зависит возможно ли под боком у свинокомплекса построить свой комбикормовый завод для переработки выращенного сырья. Или продолжать возить готовый комбикорм из других регионов России.  

«Мы выбираем свой путь в растениеводстве. У нас есть земли, у нас есть удобрения — бесплатные, сам бог велел нам использовать их и выращивать. Мы, конечно, больше нацелены на растениеводство и зерновые культуры, и готовы привлечь к этой работе местных механизаторов и растениеводов, обеспечив их и работой, и рынком сбыта. Но пока чаша весов склоняется к овощеводству. И если мы не достигнем нужной урожайности зерновых и кормовых, то всегда получим отличный результат на картофеле, бахчевых культурах, овощах, которые у нас дают высокие урожаи», — подчеркивает директор, отвечая на вопрос о том, что для предприятия ППЖ — благо или головная боль.

О серьезности подхода к развитию нового направления свидетельствует тот факт, что на сегодня из всех предприятий агропромышленного комплекса самый большой отдел растениеводства — в Восточно-Сибирском свинокомплексе. Больше даже, чем в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Бурятии. Восточно-Сибирский свинокомплекс является локомотивом агропромышленного комплекса Бурятии и одним из лидеров холдинга (а значит, и отрасли в целом) по ключевым показателям эффективности производства. Получает самый высокий привес выращиваемого животного в сутки среди всех свинокомплексов компании, расположенных на территории от западных границ страны до ДФО. Наконец, на предприятии трудится 600 человек, из которых более 80% — жители Заиграевского района.

С лидера особый спрос

С лидера особый спрос — об этом же говорит и Александр Чухломин. Успешность предприятия определяется не только его производственными показателями и социальной политикой в коллективе и ролью в обществе, но и заботой об экологии Байкальской природной территории. Никакие производственные заслуги не могут стать индульгенцией для нарушений природоохранного законодательства. Это очень хорошо понимают и на самом предприятии.

Один из сотрудников контрольно-надзорных органов в беседе с корреспондентом подчеркнул, что никому не позволено нарушать законодательство, особенно если это касается жизни и здоровья граждан и защиты окружающей среды. Но и нельзя позволять спекулировать и зарабатывать на этом политические очки всякого рода экологическим экстремистам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2024

Заголовок в газете: СТРАСТИ ПО ППЖ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру