4 февраля в министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства состоялась пресс-конференция с представителями республиканских СМИ. В ней приняли участие заместитель генерального директора ООО «Nordwind» Антон Маттис, генеральный директор ООО «Аэропорт «Байкал» Дмитрий Гармаев, первый заместитель министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Владимир Кружихин, заместитель коммерческого директора Сибирского кластера ООО «Новапорт Холдинг» Михаил Русаков, представитель туроператора «Pegas Touristik» Екатерина Касьян.
— Два года назад мы встречались, чтобы анонсировать новый рейс «Улан-Удэ — Казань», «Казань — Улан-Удэ». На тот момент были, честно говоря, опасения и предстояла большая работа, потому что данное направление никогда не выполнялось и в советское время, и в современности. Мы зашли амбициозно в Бурятию, поставив сюда большой самолет с частотой перелетов 2 раза в неделю. Авиарейсы оказались очень удачными, востребованными. Существенным плюсом для рейса «Улан-Удэ — Казань» стали дальнейшие маршрутные направления — в Санкт-Петербург, Москву, Минеральные воды, Махачкалу, Сочи, Калининград, Грозный, Волгоград, Астрахань. Компания «Nordwind» действует с 2008 года, входит в топ-10 крупнейших авиакомпаний России и за это время перевезла более 61 миллиона пассажиров. Наши базовые аэропорты — Казань, Калининград, Махачкала, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Сочи. «Nordwind» неоднократно удостаивалась наград, в 2024 году стала первым лауреатом премий Pulkovo Awards за вклад в развитие пассажиропотока в аэропорту Пулково, в 2021 году удостоена премии Skуtrax World Airlines Awards в категории «Лучший перевозчик России» по курортным направлениям, — рассказал заместитель генерального директора ООО «Nordwind» Антон Маттис и подчеркнул, что основной ценностью авиакомпании являются действия, направленные на развитие регионов.
По его словам, существенную долю в перелетах составляют трансферные пассажиры, которые маршрутными сетями компании летают через Казань в различные города большой страны.
На вопрос, надежны ли самолеты и где они были приобретены, Антон Маттис ответил: «Есть такое понятие, как летная годность, и есть надзирающая контрольная станция, которая ее проверяет. У нас, как у эксплуатанта воздушных судов, в наличии надежные самолеты, которые мы ранее приобрели в состоянии летной годности».
Байкальский туристический продукт
Помимо рейсов в Улан-Удэ Nordwind Airlines выполняет их по маршруту «Казань — Иркутск» и общее количество полетов на Байкал составляет 4 раза в неделю. Авиарейсы «Казань — Улан-Удэ» стали частью Байкальского туристического продукта с существующими рейсами из Казани в Иркутск, когда рейсы по 2 частотам разведены по разным дням недели и для туриста создается возможность для посещения сразу двух байкальских регионов.
— Мы принимали очень активное участие в формировании туристических выездных потоков в Улан-Удэ, в Бурятию, благодаря усилиям с нашей стороны были заключены соглашения о партнерстве, подписанные министерством по туризму Республики Бурятия и государственным комитетом по туризму Республики Татарстан. Наши действия увенчались успехом, потому что 16% пассажиров в Улан-Удэ — это организованные туристы, которые вылетали из Казани, чтобы специально посетить Байкальский регион, — заметил Антон Маттис.
Представитель туроператора «Pegas Touristik» Екатерина Касьян отметила, что занимается продвижением туров на Байкал и организует многодневные экскурсионные, классические, с прилетом в Улан-Удэ, комбинированные туры «Казань плюс Байкал», когда путешественники из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Кемерова, Волгограда и других городов могут побывать на Байкале и в Республике Татарстан в рамках одного тура.
— Благодаря рейсам у нас есть возможность не только наращивать туристические потоки в Бурятию, но и предлагать жителям региона туры в Татарстан и комбинированные туры с посещением двух регионов, как «Казань — Дагестан», «Казань — Санкт-Петербург» и другие. Множество исторических достопримечательностей Казани и ее окрестностей делают ее отличным местом, где и школьники, и взрослые могут окунуться в историю и познакомиться с культурой, традициями народов нашей страны, — поделилась Екатерина Касьян.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/13/03/articlesImages/image/06/bd/89/97/6c76dca5cd92d3d0ad90f821160273cf.jpg)
Международный аэропорт «Байкал» открыт для сотрудничества
Генеральный директор ООО «Аэропорт «Байкал» Дмитрий Гармаев поблагодарил авиакомпанию «Nordwind» за заложенную ею добрую традицию выезда в наш регион, за профессионализм и смелость, которую они проявили в 2024 году, открыв рейс, и заверил, что между ними продолжится плодотворное сотрудничество.
— Загрузка прямого рейса «Улан-Удэ — Казань» и «Казань — Улан-Удэ» составила почти 90%. Это значимая и важная цифра, на которой нужно заострить внимание. Рейс пользуется огромной популярностью. Большое количество наших жителей съездило в прекрасный город Казань и мне кажется, что это одно из важных наших достижений. Мы видим, как в социальных сетях люди реагируют, благодарят за рейс. Большое количество туристов летает в Казань и к нам прилетают на Байкал, — сказал Дмитрий Гармаев.
На сегодня авиакомпанией при поддержке правительства Бурятии, минтранса респуб-лики принято решение о выполнении рейса «Улан-Удэ — Казань», «Казань — Улан-Удэ» на круглогодичной основе.
— Очень серьезным, рискованным шагом для компании становится круглогодичный рейс в 2025 году по данному маршруту, а летать круглогодично — это уже другой уровень, новая задача, новый вызов и мы будем продолжать продвигать работу в этом направлении бок о бок с авиакомпанией и министерством транспорта Бурятии, чтобы этот рейс сохранился, — говорит Дмитрий Гармаев.
Директор аэропорта сообщил, что в 2025 году запланированы 68 рейсов. Из Улан-Удэ в Казань полеты будут осуществляться по субсидированным и коммерческим тарифам по средам и субботам, из Казани в Улан-Удэ — по вторникам и пятницам.
На данном направлении и дальше будут летать самолеты класса «Боинг 737» на 189 мест.
Гармаев поблагодарил правительство Бурятии за поддержку рейса, за помощь в строи-тельстве нового терминала аэропорта «Байкал», которое велось полтора года. А одним из его главных нововведений стало обслуживание пассажиров через удобные, комфортные телескопические трапы.
— Новые перевозчики наполняют новыми маршрутами и пассажиропотоком наш новый терминал. И это слаженная работа всех органов власти, коммерческих структур по привлечению к нам авиакомпаний и туристов, — подчеркнул Дмитрий Гармаев.
Успешный кейс государственно-частного партнерства
Первый заместитель министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Владимир Кружихин заметил, что правительства Республики Бурятия и Республики Татарстан софинансируют маршрут в равных долях — по 25%. Например, для бюджета Бурятии в 2024 году такое участие в субсидировании обошлось в 13 млн 750 тысяч рублей. В 2025 году правительством Республики Бурятия также принято решение по поддержке маршрута и выделено 8 млн 600 тысяч рублей на субсидирование рейсов в период с января по апрель и с сентября по декабрь. Полеты осуществляются по комбинированным тарифам — субсидированным и коммерческим, уточнил заместитель министра.
— Сегодня много говорят о принципах государственного и частного партнерства (ГЧП), с моей точки зрения, рейс «Улан-Удэ — Казань» стал одним из наиболее успешных кейсов в развитии ГЧП. Очень многие ведомства приняли участие в продвижении такого продукта и результат налицо, — добавил к его словам Антон Маттис.
Заместитель коммерческого директора Сибирского кластера ООО «Новапорт Холдинг» Михаил Русаков отметил, что «Nordwind» много лет является важным стратегическим партнером Сибирского кластера.
— 2024 год стал прорывным для нашего Сибирского кластера — семи сибирских аэропортов, в том числе для аэропорта Улан-Удэ, прирост самолетовылета которого составил 22% благодаря прямому рейсу «Улан-Удэ — Казань». Сам рейс имеет очень высокую загрузку, что подчеркивает большой потенциал республик. Есть куда стремиться, — сказал Михаил Русаков и поблагодарил руководство региона за финансовую и информационную поддержку.
Кроме того, заместитель коммерческого директора Сибирского кластера ООО «Новапорт Холдинг» ответил на вопрос о новых направлениях:
— Сейчас прорабатываем маршрут до Екатеринбурга в сотрудничестве с авиакомпанией «Ред Вингс», в планах есть такие направления, как Барнаул, Новокузнецк, пока мы в стадии проработки маршрутов, которые зашли в государственную программу. По поводу международных рейсов мы постоянно ведем работу, сейчас обсуждаем с китайской компанией о ее входе в Улан-Удэ, но пока авиакомпания не решается на международные перевозки. Для нас это является приоритетом, мы бы хотели, чтобы у нас открылся маршрут до Пекина или до Харбина, к сожалению, конкретики пока нет. С авиакомпаниями ведем переговоры, но окончательного решения ни одна компания с китайской стороны пока не приняла.
Антон Маттис вручил памятные подарки партнерам за продвижение рейса «Улан-Удэ — Казань». А среди журналистов авиакомпания провела розыгрыш приза — макет самолета «Boeing 737-800», который выиграл коррес-пондент Бурятской телерадиовещательной компании Александр Масляков.