Министерство экономики Бурятии представило обновленный прогноз социально-экономического развития на 10 лет вперед

Ведомство уходящего заместителя председателя правительства Бурятии — министра экономики Екатерины Кочетовой завершило работу над актуализацией долгосрочного прогноза социально-экономического развития региона на период до 2035 года.

Министерство экономики Бурятии представило обновленный прогноз социально-экономического развития на 10 лет вперед
Loon

Документ разработан на основе комплексного анализа социально-экономического развития республики за предыдущие годы с учетом прогноза развития Российской Федерации до 2036 года, включая ожидаемые тенденции в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках, а также прогнозируемые изменения цен на регулируемые товары и услуги инфраструктурного сектора.

Не так страшен черт…

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление недружественных стран и изменение условий внешней торговли, которые привели к замедлению динамики ключевых макроэкономических показателей, в министерстве экономики Бурятии отмечают, что фактический спад экономики оказался менее значительным, чем ожидалось. Это стало возможным благодаря эффективным мерам государственной поддержки, принятым как на федеральном, так и на региональном уровнях. Правительством республики были разработаны и реализованы меры ситуационного реагирования и антикризисной поддержки, которые позволили стабилизировать экономическую ситуацию, обеспечить предприятия оборотными средствами и сохранить занятость населения.

Но риски сохраняются

Однако в средне- и долгосрочной перспективе сохраняются существенные риски, требующие особого внимания. Среди них: ухудшение инвестиционного климата и ослабление курса рубля; рост себестоимости продукции и ухудшение условий заимствования; продолжение политики санкций, которое может негативно сказаться на экономике как России в целом, так и Бурятии в частности; жесткая конкуренция на мировых рынках технологий, затрудняющая выход с инновационной продукцией; сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики в связи с изменениями подходов к формированию федерального бюджета; низкая инвестиционная активность в реальном секторе экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций; высокие темпы физического износа оборудования и технологическое отставание; ухудшение демографической ситуации из-за миграционного оттока и последующего дефицита квалифицированных кадров; изменение возрастного состава населения, а также эпидемиологические риски, связанные с возможным распространением новых штаммов коронавируса и других инфекций.

Три сценария

Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия разрабатывался на вариативной основе с учетом достигнутых результатов 2024 года и ожидаемых итогов 2025 года. Документ предусматривает три сценария развития. Консервативный вариант предполагает длительное сохранение санкционного давления, значительное ухудшение демографической ситуации, снижение доходов населения и инвестиционной активности, а также приостановку проектов по модернизации и созданию новых производств. Базовый вариант, рассматриваемый как наиболее вероятный, ориентирован на обеспечение устойчивости экономики в условиях действующих санкций при эффективной реализации государственных программ и региональных проектов с возможной незначительной корректировкой сроков инвестиционных планов. Целевой вариант прогнозирует более благоприятное сочетание факторов, включая эффективные меры поддержки экономики, программы льготного кредитования, снижение ключевой ставки ЦБ, рост инвестиционного и потребительского спроса, а также ускоренную реализацию инвестиционных проектов.

Демография

Демографическая ситуация в Республике Бурятия характеризуется устойчивой тенденцией сокращения численности постоянного населения, что обусловлено процессом замещения поколений — выбытием из трудоспособного возраста (15-64 года) многочисленного послевоенного поколения и притоком малочисленного поколения, рожденного в нестабильные 1990-е годы. Наиболее серьезными демографическими вызовами для региона остаются низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. Особенно остро последствия «демографических провалов» 1990-х годов будут ощущаться в период 2023-2030 годов. Существующая возрастная структура женского населения предопределяет дальнейшее сокращение численности женщин репродуктивного возраста (20-39 лет), что может привести к уменьшению числа новорожденных. В этих условиях повышение рождаемости возможно только за счет роста суммарного коэффициента рождаемости, миграционного притока и укрепления семейных ценностей.

Когда нас будет миллион?

Прогнозируется постепенное сокращение миграционного оттока, причем уже с 2027 года по базовому и целевому сценариям ожидается положительная миграционная динамика. К 2035 году по консервативному варианту прогнозируется миграционный отток на уровне 2 тыс. человек, тогда как по базовому и целевому вариантам ожидается миграционный прирост в 950 и 5100 человек соответственно. В прогнозный период предполагается устойчивое снижение уровня смертности: к 2035 году коэффициент смертности составит 10,92 (консервативный вариант), 10,63 (базовый) и 10,22 (целевой) умерших на 1000 человек населения, что означает снижение по сравнению с 2025 годом на 0,98, 1,27 и 1,68 промилле соответственно. Этому будет способствовать реализация программ по совершенствованию медицинской помощи, особенно при болезнях системы кровообращения и онкологических заболеваниях, а также усиление профилактической работы.

Итоговые демографические показатели по разным сценариям существенно различаются. По консервативному варианту среднегодовая численность населения сократится с 969,72 тыс. человек в 2025 году до 933,8 тыс. в 2035 году. Базовый вариант предполагает рост до 987,48 тыс. человек благодаря мерам по повышению рождаемости, снижению смертности и созданию комфортных условий проживания. Наиболее оптимистичный целевой вариант прогнозирует увеличение численности населения до 1019,72 тыс. человек за счет сочетания естественного и миграционного приростов.

Прогнозная экономика

В экономической сфере в 2026-2035 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта составят 100,7% (консервативный вариант), 101,7% (базовый) и 104,2% (целевой). К 2035 году объем ВРП достигнет 908,8-1257,2 млрд рублей, увеличившись в 1,1-1,5 раза по сравнению с 2025 годом. Основным драйвером экономического роста станет реализация крупных инвестиционных проектов в промышленности, транспорте, логистике и туризме, а также развитие обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых. Структура промышленности сохранит свою специфику: ведущие позиции останутся за машиностроением, пищевой промышленностью, лесопромышленным комплексом и производством строительных материалов. Объемы обрабатывающего производства к 2035 году составят 256-507,3 млрд рублей в зависимости от сценария, а добыча полезных ископаемых вырастет в 1,2-2,3 раза, достигнув 212,3-381,4 млрд рублей.

Сельское хозяйство будет развиваться неравномерно: по базовому варианту прогнозируется рост на 0,9% в год, по целевому — на 2,6%, тогда как консервативный сценарий предполагает стагнацию из-за санкционного давления и роста цен на ресурсы.

В строительном секторе важную роль сыграет реализация масштабных инфраструктурных проектов, включая создание Национального музея, театрально-культурного центра «Байкал», межвузовского кампуса мирового уровня и строительство 9 путепроводов. Объем строительных работ к 2035 году может составить 106,6-160,7 млрд рублей.

Инвестиционная активность по базовому и целевому вариантам будет расти (до 283,2 и 351,7 млрд рублей соответственно), тогда как консервативный сценарий предполагает временный спад с последующим восстановлением. Во внешней торговле ожидается рост экспорта до 1979,5-2270,1 млн долларов, а импорта — до 281,75-312 млн долларов к 2035 году, при сохранении текущей товарной структуры.

Для поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены налоговые льготы (снижение ставок УСН до 1-5%) и создание благоприятной инфраструктуры. Число субъектов МСП к 2035 году может вырасти до 89,2-91 тыс., а занятость в этом секторе — до 124,6-137,5 тыс. человек при обороте 558,1-721,4 млрд рублей.

Когда зарплаты будут большими

Уровень жизни населения должен существенно повыситься: реальные доходы вырастут на 12-78,1%, номинальная зарплата достигнет 135-196,1 тыс. рублей, а уровень бедности снизится до 7,7-13,6%. Занятость в экономике увеличится на 6,3-12,9%, а безработица сократится до 15,4-16,6 тыс. человек при уровне регистрируемой безработицы 0,2-0,4%.

Таким образом, прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года учитывает различные сценарии, от консервативного до оптимистичного, и предлагает комплекс мер для обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения в долгосрочной перспективе. Документ учитывает множество факторов и предлагает различные пути развития Бурятии в зависимости от внешних и внутренних условий. Реализация наиболее благоприятного целевого сценария потребует скоординированных усилий органов власти, бизнеса и общества, но может обеспечить устойчивый рост и повышение благосостояния жителей республики в долгосрочной перспективе.                                                       

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 14 мая 2025

Заголовок в газете: БУРЯТИЯ-2035: МЕЖДУ САНКЦИЯМИ И ПРОРЫВОМ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру