Как Бурятия превращает проблемы сел в возможности для туризма

Последние годы в Бурятии активно развивают сельский туризм. Этому способствовало не только новое понятие в законодательстве страны и, собственно, сам закон о туризме, но и различные программы, стимулирующие его развитие. Потому что все сейчас понимают, что сельский туризм способен не только повлиять на экономику местности, но и сохранить в деревне жизнь, дать новый импульс развития сельским территориям, которые фактически кормят город и страну.

Как Бурятия превращает проблемы сел в возможности для туризма

Пару недель назад в Улан-Удэ прошла выставка Baikal Travel Mart, которая традиционно открывает летний туристический сезон в Бурятии. Мероприятие собрало в столице региона представителей туристической индустрии со всей республики, гостей из Монголии и Китая и экспертов из соседних регионов.

В рамках выставки на Театральной площади была организована экспозиция. И наряду со стендами Монголии и Китая, стендами организаций, представляющих туристические услуги, свой отдельный стенд получил каждый район республики. Кроме того, районы презентовали свои туристические возможности со сцены, сопровождая свои выступления видеороликами с местными видами и достопримечательностями. В Национальной библиотеке прошла деловая программа с мастер-классами, тренингами от федеральных экспертов по туризму и индустрии гостеприимства. Весьма полезными были семинары и лекции для тех, кто работает в сельском туризме и планирует развивать свои районы. Эксперт из Иркутской области Александр Откидач рассказал о том, как сельский туризм становится драйвером развития территорий.

Продавать не только Байкал

Вот уже несколько десятков лет власти Бурятии активно работают над превращением республики в значимый туристический центр международного уровня. Казалось бы, стратегическое расположение региона, который служит своеобразным мостом между Европой и Азией, создает уникальные возможности для привлечения туристов из разных уголков мира. Более того, у Бурятии есть уникальный Байкал, и только он один, казалось бы, должен стать местом притяжения туристов со всего мира. Но Байкал продается успешно у иркутян, а у нас — изредка только тем, кто более-менее про Бурятию слышал.

В начале «нулевых» оптимистичные прог-нозы о будущем Бурятии как популярного туристического направления звучали с особым энтузиазмом. Ожидалось, что республика станет излюбленным местом отдыха как для европейских, так и для азиатских путешественников. Однако спустя 15-20 лет эти амбициозные прогнозы не оправдались. Несмотря на наличие природных и культурных ресурсов, способных привлечь внимание туристов, реа-льность оказалась более сложной.

Тогда власти Бурятии стали более осмотрительными в своих оценках туристического потенциала региона. Вместо прежних оптимистичных ожиданий они начали проводить детальный учет прибывающих туристов, разделяя их на различные категории: иностранные путешественники (как из западных стран, так и из Азии), российские туристы, деловые визитеры, студенты, транзитные пассажиры и те, кто направляется непосредственно в Бурятию и на Байкал. Такой подход позволяет более точно оценить потребности и интересы различных групп туристов. Например, некоторые путешественники могут быть заинтересованы в уникальных культурных мероприятиях и природных достопримечательностях региона, тогда как деловые визитеры ищут удобства для работы и конференций, а кто-то хочет спокойный отдых вдали от людской толпы.

И в Бурятии взялись развивать туризм разных направлений. То есть продавать не только Байкал, но и восточную медицину, гастрономию, охоту и дикий туризм. Тем более, в последние годы в России стал актуален внутренний туризм, и те россияне, которые уже попробовали туризм заграничный, выполнив программу минимум, обратили свое внимание на путешествия по родной стране. А страна у нас огромная, в ней много разных регионов и национальных республик, в каждой из которых своя уникальная культура и свои природные достопримечательности. И Бурятия стоит в этом же ряду, ей тоже надо постараться, чтобы привлечь внимание своих родных российских туристов. Но, кроме того, нужно развивать и свой внутренний туризм, чтобы жители республики и соседних регионов могли путешествовать по Бурятии с интересом и неиссякаемым энтузиазмом.

Опыт эксперта

Среди экспертов деловой программы Baikal Travel Mart привлек внимание Александр Откидач, посол гостеприимства Иркутской области, предприниматель, блогер и член экспертного совета Госдумы по туризму. Александр является автором проекта «Турдесант», который помогает районам Иркутской области раскрывать туристический потенциал: разрабатывать маршруты, снимать видеоматериалы, запускать продвижение и принимать первых путешественников.

На своем выступлении он поделился личным опытом и рассказал, почему маркетинг — это не только о бюджете, а прежде всего о смысле и уникальности. Он рассказал, как сделать сельский туризм востребованным и устойчивым, как вдохнуть новую жизнь в сельские районы, найти идеи для создания уникальных туристических продуктов и успешно их продвигать, сохраняя аутентичность. Особое внимание Александр уделил тому, с чего начинается проект, который может превратить небольшие деревни в привлекательные направления для туристов.

— Как появляется продукт? Надо ехать туда. Невозможно развивать сельский туризм, пока вы не проведете полевые исследования. Что такое полевые исследования? Это значит, вы заезжаете в каждую дырку вашего района. Потому что, как показала практика, многие в Иркутской области не знают ничего про свой собственный район. Во многих районах абсолютное большинство не были во всем своем районе и не ездили дальше своего центра. Это печально, но это факт. И самая первая фраза всех специалистов по туризму, всех муниципалитетов, которые ко мне в машину прыгают: как мы вас ждали, хоть район свой узнаем. Это правда абсолютно всегда и везде. То есть надо объехать сто процентов места.

Энергетика и смыслы

Откидач отметил, что в своей практике часто сталкивался с тем, что после поездок в районы, села, после разговоров с местными он чувствовал особую энергетику, которая придавала сил.

— Это настоящая энергетика, которая тебя просто с ног сбивает. Сельский туризм — это волшебство. И вот это нас и побудило этим сельским туризмом начать заниматься, потому что мы понимаем, что всем от этого хорошо. Местной территории хорошо. Местным людям хорошо. Значит, и нам хорошо. Но надо всем это просто показать.

Развитие сельского туризма создает новые рабочие места, стимулирует развитие инфраструктуры — от гостевых домов до транспортных связей. Это помогает малым хозяйствам и ремесленникам получать доходы, а также привлекает инвестиции в регион.

— Какая-то бабушка выныривает, спрашивает: можно вас обниму? Я говорю: ни в чем себе не отказывайте. Она говорит, вы знаете, как жизнь в нашей деревне поднялась после того как вы приехали? Я вот стиральную машину купила, с сушилкой. И это очень приятно, — рассказал Александр.

Туризм становится драйвером обновления инфраструктуры, улучшения условий жизни и повышения уровня сервиса. Он способствует тому, чтобы деревни становились привлекательными для жизни не только для местных жителей, но и для туристов.

Востребованность наследия

Главное, что делает сельский туризм особенно ценным, — это его способность не только оказывать положительное влияние на экономику малых населенных пунктов, но и сохранять их культурное и природное наследие.

— Сельский туризм — это стопроцентное сохранение той жизни, которая там есть, того быта, который там есть. И надо сказать, что мы неоднократно видели, как та же молодежь видит, что мама или бабушка в национальном костюме что-то сделала, а туристы, которые облепили ее, говорят: а можно ли сфотографироваться? То есть дети видят, что это кому-то интересно.

В условиях урбанизации и глобализации деревни зачастую сталкиваются с риском утраты традиций, исчезновения ремесел и деградации природных ресурсов. Сельский туризм способен стать мощным инструментом против этого. Потому что это все становится востребованным. Посетители, участвуя в национальных обрядах, мастер-классах по ремеслам или праздниках, помогают сохранить уникальные культурные практики, передаваемые из поколения в поколение. Это способствует укреплению идентичности и гордости местных жителей за свою историю.

Также он отметил, что сельский туризм — это прежде всего про занятость и рабочие места для молодежи. Причем той молодежи, которая вернулась на малую родину после нескольких лет в городе.

— Когда молодые люди возвращаются обратно в деревню, по большей части речь идет о девчонках. Тех, которые возвращаются из большого города с ребеночком на руках. И надо сказать, что это очень сложный путь, потому что их провожали из деревни: «Ну, ты возвращайся, мы тебя любим, удачи». А они в городе ничего хорошего не увидели, влюбились, как-то вот все это так получилось, тяжело, денег нет, вернемся домой, ведь ты там хотя бы все знаешь, там мама поможет. Возв-ращаешься, а тебе уже не все так рады. «Ишь ты, нагуляла». А в деревне мужиков мало. Это очень страшная история, и таких историй очень много, и очень много молодежи возвращается именно в таком формате. Надо сказать, что для этих людей возможность заниматься туризмом невероятно перспективна, потому что, ну, они хоть что-то там увидели в этом городе прекрасного, для них это возможность вообще общаться с людьми. И самое главное, у них уже немножечко другое мышление. Они уже по-другому понимают, что такое сервис, они понимают, что на этом можно зарабатывать, что их ждет интересная перспектива.

«Это моя земля»

При этом Откидач отметил, что деревенская молодежь в Иркутской области и в Бурятии немного по-разному относится к малой родине. Он провел небольшое исследование, и оказалось, что бурятская молодежь не стремится навсегда уезжать из деревни.

— Молодежь, конечно же, в рамках интервью постоянно такая: «Господи, вся жизнь там, а что здесь?». Надо сказать, что Республика Бурятия немножечко другая. Сильно другая, потому что, когда мы брали интервью, в Иркутске, наверное, ни один молодой человек нам не сказал: «Так, я буду жить здесь». В Бурятии мы это слышали очень часто: «Я буду жить здесь, потому что пять колен у меня тут жило, как бы я здесь все знаю, это моя земля, куда мне ехать на чужую землю, что мне там делать».

То есть в Бурятии гораздо больше тех молодых людей, кто планирует жить на своей малой родине и готов прикладывать усилия, чтобы развивать свою территорию. И поддерж-ка сельского туризма в республике позволяет этим молодым людям проявлять заботу о своей земле. Потому что это важно для их потомков. Это способствует формированию уважения к традициям и природе. Можно сказать, что сельский туризм развивает бережное отношение к природе, развитие экологически чистых видов отдыха и сохранение природных ландшафтов. Также туристы получают возможность понять особенности жизни в деревне, узнать о традиционных хозяйственных практиках и культуре народа.

Сельский туризм — это про патриотизм

Впервые понятие «сельский туризм» было введено в 2021 году, когда в России был принят закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». И сегодня это направление становится все более популярным в нашей стране. «Сельские» туристы могут познакомиться с традиционным укладом жизни, поучаствовать в сельскохозяйственных работах, узнать секреты выращивания культур или просто отдохнуть на свежем воздухе вдали от шума мегаполисов.

Плюсы сельского туризма очевидны: он доступен по стоимости благодаря близости к городам, подходит для всей семьи и не требует больших затрат на дорогу или оформление виз. В 2022 году фермерские хозяйства получили возможность получать гранты до 10 миллионов рублей на развитие агротуризма — это поможет улучшить инфраструктуру и привлечь больше туристов. Такая поддержка поможет развитию сельского туризма, а он, в свою очередь, — сохранению местных традиций и укреплению чувства патриотизма.

— Сельский туризм это, конечно же, про изучение своей малой родины и в целом всей страны. Не понимаю, когда мы сегодня в такой ситуации, мы очень много говорим про патрио-тизм, почему мы говорим про патриотизм не при помощи туризма? Ведь это самая крутая, интерактивная, интересная возможность влюбить человека в свою родину, — подчеркнул Александр.

Более того, оказалось, что развитие сельского туризма — это еще и про возвращение к истокам.

— Еще очень важный момент. Мы даже не знали, что есть такая целевая аудитория. Она раскрылась в момент работы над этим проектом. Это как раз такие люди, которые либо сами родились, либо их родители родились на этой земле. Конечно, у нас разные регионы во многом, в культурном смысле тоже. Но у нас в Иркутске много людей, которые говорят: «Да я 20 лет собирался ехать на малую родину. И вот то, что вы сделали, это какой-то сигнал, все, надо ехать». И это привело к тому, что стало много людей, которые поехали искать свое детство, своих родителей.

Сельский туризм — это не только способ заработать деньги или развлечься. Это мощный инструмент сохранения культурного наследия, поддержки местных сообществ и развития устойчивых территорий. Он способен дать новый импульс развитию сельских районов, сделать их более живыми, интересными и самодостаточными. А еще он раскрывает новые смыслы, дарит людям второе дыхание, рождает заново и территории, и тех людей, которые отправляются в такой тур. И вместе с тем сельский туризм может уменьшить число деревень, которые исчезают с карты региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 4 июня 2025

Заголовок в газете: Вот моя деревня, вот мой дом родной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру