Минфин Бурятии внес в Народный Хурал законопроект об изменениях в республиканский бюджет на 2025 год. Общий прирост прогноза по налоговым и неналоговым доходам запланирован в объеме 1,18 млрд рублей. При этом, основной вклад в увеличение доходов вносит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), прогноз по которому предлагается увеличить сразу на колоссальные 1,08 млрд рублей. Эта мера напрямую связана с ожидаемым ростом объемов добычи золота и применением с начала 2025 года дополнительного коэффициента, так называемого «бюджетного правила».
На фоне роста НДПИ особенно заметным выглядит запланированное сокращение на 967,6 млн рублей по налогу на прибыль организаций. Это снижение, согласно документу, связано с ухудшением прогнозов для компаний в сфере лизинга железнодорожного транспорта и добывающей отрасли. Такая ситуация может сигнализировать о замедлении деловой активности или снижении рентабельности в этих ключевых для республики секторах.
Еще одной чувствительной потерей стало снижение плановых поступлений от акцизов на крепкий алкоголь на 259,7 млн рублей – на 9%. Это прямое следствие антиалкогольных мер, введенных в республике, которые, судя по всему, привели к значительному сокращению легального рынка, даже с учетом потенциального роста нелегального оборота.
Кроме того, на 52,7 млн рублей уменьшатся поступления за пользование лесным фондом из-за снижения объемов отпуска древесины, что отражает как возможные экологические ограничения, так и изменения в структуре лесопользования.
Среди прочих корректировок бюджета на текущей год можно выделить увеличение на 412,6 млн рублей налога на имущество организаций, что свидетельствует о расширении основных фондов и инвестициях в недвижимость. Рост на 66,5 млн рублей транспортного налога косвенно указывает на увеличение парка транспортных средств. Примечательно и незначительное снижение на 0,1 млн рублей по административным платежам, в частности, за государственную экологическую экспертизу. Эта небольшая цифра, однако, напоминает о важности экологического фактора при реализации любых проектов, особенно в таком уникальном регионе, как Бурятия, где любая хозяйственная деятельность требует тщательной экологической оценки.
Проектом предусмотрено увеличение объема безвозмездных поступлений на общую сумму 643,7 млн рублей, что на первый взгляд, свидетельствует о растущей федеральной поддержке. Однако структура этих изменений может свидетельствовать еще и о серьезных системных проблемах в республике.
Ключевым драйвером роста стала субвенция — целевая финансовая помощь из федерального бюджета, увеличенная на 508,7 млн рублей. Значительная часть этих средств направлена на покрытие социальных обязательств: выплаты за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан выросли в сумме на 349,7 млн рублей, а обеспечение лекарствами — на 40,4 млн рублей. Проблема в том, что этот рост не является инвестицией в развитие, а лишь компенсирует растущую социальную нагрузку на бюджет, подчеркивая зависимость региона от федеральных трансфертов для выполнения своих базовых обязательств перед населением.
Настораживает возврат 10,5 млн рублей, предназначавшихся для выплат медикам, и 4 млн рублей — для учителей, переехавших в сельскую местность. Это говорит о системных проблемах либо с самими программами привлечения кадров, либо с управлением этими средствами на местах. Наиболее ярко проблемы бюджетного менеджмента видны в разделе, где увеличение доходов от возврата остатков (9,1 млн руб.) соседствует с их уменьшением на 25,6 млн рублей. Возврат средств по таким критически важным направлениям, как поддержка малого и среднего бизнеса (18,6 млн руб.), выплаты медикам и учителям, а также мероприятия в агропромышленном комплексе, указывает на хронические сложности с реализацией даже утвержденных программ.