В Улан-Удэ избитый в СИЗО получит крупную компенсацию

700 тысяч рублей за 240 ударов

– Пока наносились удары, я услышал голос, это с правой стороны вышел из каморки осужденный из хозотряда. Он вышел и сказал им: «Парни, вы что делаете? Вы же его убьете!».

700 тысяч рублей за 240 ударов
Виктор Роганов (справа) на очной ставке с Ильшатом Ивановым Садыком.

Сотрудники начали ругаться на него матом, чтобы он ушел, что это не его дело. И он ушел.

Это отрывок из показаний бывшего осужденного 34-летнего Виктора Роганова, в которых описывается, как его избивают сотрудники следственного изолятора №1 в Улан-Удэ.  На пяти страницах, вошедших в приговор, восстановлен ход событий: вот парня ведут в подвал — бьют, ведут в банно-прачечный комплекс — бьют, ведут в камеру — бьют. Все видят другие заключенные, но уфсиновцев это не останавливает. В какой-то момент сбиваешься, сколько же ударов было нанесено Роганову. Дотошные адвокаты потом подсчитали — около 240.  В ход шли кулаки, ноги и резиновые палки.

Сам инцидент случился в январе 2013 года. В 2018 году всех семерых фигурантов дела признали виновными, дали им условные сроки. А в сентябре 2019 года произошло и вовсе что-то беспрецедентное. Советский районный суд Улан-Удэ обязал федеральную службу наказаний выплатить 700 тысяч рублей Роганову — в качестве моральной компенсации вреда. Это уникальное явление для Бурятии.

У нас – условка, у других – реальный срок

— Но не уникальное для России! — машет руками читинский юрист Роман Сукачев из правозащитной организации «Зона права». (Сукачев представлял интересы Роганова в суде). — Такие дела идут по всей стране и часто заканчиваются тем, что люди, физически пострадавшие от действий силовиков, выигрывают и получают возмещение морального вреда. А сотрудники полиции и прочих ведомств садятся на реальные сроки. Практика наработанная. У вас же в Бурятии налицо безнаказанность. Здесь кумовство на всех уровнях. Даже если привлекают сотрудников полиции или ФСИН за пытки и побои, они получают условное наказание. А такого не должно быть — чтобы другие боялись и не делали. За истязания можно сесть до 10 лет за реальную решетку. Нельзя бить людей, даже если они осужденные. И даже если это люди из криминального мира.

Читинский юрист Роман Сукачев вел дело Виктора Роганова. Фото: из личного архива.

Был ли Роганов по кличке «Роган» из того самого мира? Был. Он работал на «нефритового смотрящего» Ильшата Иванова по кличке Садык. Садык — личность легендарная в криминальном мире Бурятии. Грабежи, вымогательства, сделки с нефритом… В последний раз его судили за организацию убийства Владимира Власко, отца легендарного чемпиона Юрия Власко. Это было в 2018 году. Но суд присяжных Ильшата оправдал.

«Рожа бессовестная, что я тебе сделал?»

В далеком же 2012 году одноклассник Роганова обратился к Виктору за помощью — он сильно избил человека, и тот пошел в полицию. Надо было как-то замять всю историю. Роганов замял — договорился с потерпевшим, что тот заберет заявление. Одноклассник пообещал Виктору за это 50 тысяч рублей, но в какой-то момент перестал выходить на связь. Роганову пришлось выплачивать «полтос» из своего кармана. В отместку он избил одноклассника. Школьный товарищ после этого сообщил полиции, что Виктор вымогает у него 200 тысяч рублей. Роганова загребли и осудили на три года.

Во время следствия он заключил досудебное соглашение. И сдал и Садыка, и других его «коллег». В Интернете можно найти видео очной ставки Садыка и Рогана — за решеткой сидит Ильшат, Виктор — на скамеечке рядом. На вопрос следователя: «Что это за человек?», Виктор рассказывает, что Садык — криминальный авторитет и занимается, в частности, вымогательствами. Дальше слово берет, а, точнее, хватает Иванов.

— На... наговариваешь на меня? — кричит Садык, вскочив с места. — Рожа бессовестная! Что я тебе плохого сделал?

Он с силой бьет в решетку, кидает бумаги, лежащие перед ним. Страшно матерится. Виктор отскакивает и делает пару шагов в сторону. Видно, что боится. Потом возвращается, старается держаться спокойно. От своих слов не отказывается.

Бойся за свою жизнь!

От своих слов Виктор Роганов не отказался и потом.

— Откуда такая стойкость? — задаю я вопрос Роману Сукачеву.

Хотела я такой вопрос задать самому Роганову, но пообщаться нам не удалось. Почему — ответим позднее.

— Когда полицейские взяли Виктора, они, конечно, хотели, чтобы задержанный «сдал» авторитетов, — обрисовывает ситуацию юрист. — Но Роганов молчал. Тогда Виктору показали видео, в котором «коллеги» на него и наговаривают. Оказалось, они чуть ли не под руки привели того самого одноклассника в полицию. Роганов решил отомстить. И он рассказал, что знал. После этого полиция пообещала включить его в программу защиты свидетелей. И сам Роганов мне рассказывал, что подписывал соответствующие бумаги. Но я лично таких бумаг не нашел. Он проходил обычным свидетелем. Получается, полиция использовала его, взяла нужные показания. А потом просто выкинула Роганова. И его не защитила.

Впрочем, пресс-служба МВД по Бурятии опровергает слова Сукачева о том, что Роганова «бросили».

— Данный гражданин находился под программой защиты свидетелей, — прокомментировали там. — Меры безопасности отменены по его заявлению решением Железнодорожного районного суда в 2016 году. Все подтверждающие документы у нас есть.

Так или иначе, Роганов Виктор «сдал» Садыка и других в октябре 2012 года, в это время он уже находился в следственном изоляторе. В ноябре ему дали три года. После изобличающих показаний Роганова перевели в отдельную камеру — он очень боялся угроз со стороны криминальных авторитетов. А угрозы были.

— Идет Виктор на прогулку, возвращается — а в камере лежит записка «Бойся за свою жизнь!» — приводит пример Сукачев. — Ему постоянно передавали «приветы» от Садыка, угрожали. И давили, давили, чтобы он отказался от своих показаний. Вообще Роганов, конечно, железный человек. И морально, и физически на него оказывали очень жесткое давление. А он не сломался.

В итоге в конце января Роганова избили. В своих показаниях Виктор сообщил, что уфсиновцы сделали это специально.

— Я увидел боковым зрением, что Гостев взял у кого-то дубинку и начал наносить мне удары со всей силы в область поясницы и ягодиц, в каждую область по пять ударов. После этого он повернулся к сотрудникам и сказал: «Выйдите перекурить», те вышли. Гостев присел возле меня на корточки и сказал: «Это тебе привет от Ильюхи «Садыка», одумайся, пока не поздно».

Юрий Гостев — начальник дневной смены СИЗО-1.

Он сам идти не мог, его тащили волоком

Роганов был избит до такой степени, что не мог ходить, его таскали на себе другие осужденные. На теле были зафиксированы многочисленные гематомы — особенно в районе ягодиц, бедер и поясницы. Медсестра изолятора на суде высказалась так: «В целом состояние Роганова было удовлетворительное, но он не мог сидеть из-за телесных повреждений».

Через некоторое время в СИЗО прошла прокурорская проверка. И по ее итогам возбудили уголовное дело в отношении уфсиновцев. Большую часть показаний не в пользу обвиняемых взяли у осужденных, те не отпирались и охотно рассказывали, что видели.

— Я пошла на 4 этаж в магазин, — сообщила одна из свидетельниц, она в январе 2013 года сидела в СИЗО. — Мы стояли, ждали, пока он откроется. В этот момент Роганова завели в коридор с подвала. Я видела, как Гостев два раза ударил ногами Роганова в область живота и говорил, чтобы он шел быстрее. Роганова вели два осужденных из хозотряда, так как он идти сам не мог, они его тащили волоком.

Дело рассматривалось несколько лет, но в итоге в 2018 году всех обвиняемых приговорили к 4 годам лишения свободы условно. Это Юрий Гостев, а также его подчиненные Дмитрий Ткачев, Сергей Горюнов, Александр Асташов, Цыден Доржиев, Роман Родионов и Артур Попов. Все семеро свою вину не признали.

Один из осужденных сотрудников следственного изолятора Роман Родионов...
...и еще один сотрудник СИЗО Александр Асташов.

Сидит дома и боится выходить

В мае этого года Роганов (который уже вышел на свободу) решил получить компенсацию. И подал иск на 1,5 миллиона рублей. В сентябре суд частично удовлетворил требования — на 700 тысяч.

— Я все равно считаю, что сумма компенсации несоразмерна с физическими и нравственными страданиями Виктора, — комментирует Роман Сукачев решение суда. — Поймите, что Роганов сейчас находится под дамокловым мечом. Он сидит дома, боится выйти оттуда, боится куда-то выезжать, знакомые говорят: «Да тебя менты караулят, уфсиновцы караулят!». Поэтому он хочет затаиться, не высовываться и просто получить деньги. А я не согласен с такой позицией. Нельзя отмалчиваться. Надо говорить о таких прецедентах, чтобы люди знали — даже если тебя осудили, даже если ты сидишь, ты можешь бороться за свои права. Даже в Бурятии.

Я отчасти могу подтвердить слова Романа. Я звоню Виктору и сначала договариваюсь о встрече. Но потом он присылает мне сообщение, в котором пишет: «Я пока воздержусь от беседы». В общем-то я его понимаю.

— Роганов — здоровенный парень, под два метра ростом, — комментирует в финале нашего разговора Сукачев. — Но он до сих пор не устроился на работу. После выхода на свободу Виктор решил жить законно и начать с нуля. Но таким, как он, начать с нуля в наше время и в нашей стране — очень сложно. У него нет образования, нет помощи, нет ничего. И его самого как будто нет. Но то, что было в прошлом, сейчас не имеет значения. Надо, чтобы Виктору дали шанс на нормальную жизнь.

 

Из показаний жены Виктора Роганова: 

«Я в феврале 2013 года приходила к Виктору в СИЗО. Он хромал и наваливался на одну сторону. Он приподнял футболку, затем брюки и показал большие синяки в поясничной области и на ногах, также на голове на ощупь у него были синяки. Сказал, что его избили сотрудники СИЗО и передали привет от Садыка. Виктор попросил меня никому ничего не рассказывать, так как он опасается за нас. Ранее ко мне приезжали знакомые Садыка и предупреждали, чтобы муж изменил свои показания, угрожали».

Официальный ответ пресс-службы УФСИН по Бурятии:

— По исковому заявлению Виктора Роганова к ФСИН России о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, в сумме 1455 500 рублей Советским районным судом Улан-Удэ вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований, взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу истца 700 000 руб. Вышеуказанный судебный акт в законную силу не вступил. В установленные сроки будут приняты меры по его обжалованию.

«МК в Бурятии» неофициально пообщался с несколькими уфсиновцами. В один голос они заявляют, что осудили сотрудников СИЗО незаконно. «Доказательств по сути не было, только слова обвинения, — высказались они. — Да, к Роганову была применена физическая сила, но по закону. У него в камере при обыске изъяли кусок сантехнической трубы. Он пытался отнять ее силой, матерился, вел себя вызывающе. Пришлось применить резиновую палку. Наши сотрудники не выбивают показания и не склоняют к чему бы то ни было».

Били электрошокером, подбрасывали к потолку, ломали ребра

В сентябре 2019 года в Бурятии был вынесен приговор еще по одному резонансному делу о пытках. Три года назад полицейские из Закаменского района жестоко избили подозреваемых в краже трех тонн кедровых орехов. Местные жители Николай Баландин и Дмитрий Рабжаев прошли настоящий ад. Их били электрошокером, подбрасывали к потолку, чтобы при падении они бились о пол. Задержанным надевали пакет на голову, перекрывали доступ воздуха, душили их руками.

Дмитрий Рабжаев (справа) и Николай Баландин пострадали от действий полицейских из Закаменского района. Фото: Радио "Свобода".

— Мой подзащитный пережил такую боль, что у него произошла непроизвольная дефекация, — рассказал «МК в Бурятии» адвокат одного из несчастных Виктор Лапердин. — Тогда пытавшие обмазали фекальными массами пакет и стали угрожать надеть его на голову.

Дмитрию Рабжаеву в результате избиений сломали ребро. Оно проткнуло легкое, возник пневмотракс. Рабжаева пришлось срочно везти в больницу, ему сделали операцию. Все это оказалось зафиксировано в медицинском журнале. Во многом благодаря врачебным записям оперативников осудили. Сначала им дали реальные сроки — каждому по пять лет колонии общего режима. Но решение было обжаловано. В конце прошлого года Верховный суд Бурятии отменил его и направил на новое рассмотрение. И вот новое решение Закаменского районного суда — Эрдэм Хажитов, Владимир Базарсадаев и Давид Абрамов получили от 4 до 4,5 лет «условки». Адвокаты пострадавших планируют добиваться более строгого приговора. А затем подавать иск о компенсации морального вреда.

Пресс-служба МВД по Бурятии подчеркнула, что Эрдэм Хажитов был уволен из органов внутренних дел еще в феврале 2017 года — в период следственных мероприятий. Два других полицейских отстранены от исполнения служебных обязанностей и будут уволены после вступления приговора в законную силу.

— В МВД Бурятии проводится системная и комплексная работа, направленная на профилактику правонарушений и профессиональной деформации, — также сообщили в пресс-службе ведомства.

— Сотрудников, допустивших нарушение дисциплины и законности, увольняют из органов внутренних дел по отрицательным мотивам, а их непосредственные руководителей привлекают к строгой дисциплинарной ответственности.

Пресс-служба привела несколько последних примеров профилактической работы с привлечением общественников. Так, адвокат Светлана Бураева, входящая в общественный совет при МВД Бурятии, прочитала полицейским цикл лекций о Европейской конвенции о защите прав человека. Слушателям рассказали также о практике представления интересов российских граждан в Европейском суде по правам человека. А член общественного совета Вадим Борхоев провел серию бесед по теме «Коррупция в государственных органах». Общественник сделал обзор коррупционных правонарушений и преступлений, совершенных государственными и муниципальными служащими органов исполнительной власти Бурятии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 18 сентября 2019

Заголовок в газете: «У вас в Бурятии страшная безнаказанность. Надо с ней бороться»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру