Геннадий Айдаев: "Если хотите — мечта!"

Мосты, дороги, улицы, развязки

30.05.2018 в 06:19, просмотров: 1351

Все согласны с тем, что сегодня проблема дорожных пробок — бич больших и средних городов. Помимо всего прочего, это еще потерянное время, напрасно сожженное горючее и тучи ядовитых газов, беспрерывно вбрасываемых в жаркий пыльный воздух городских улиц.

Геннадий Айдаев:
фото: russianstock.ru
Геннадий Айдаев.

Эта беда не обошла и нас.

Особенно незавидна участь тех наших улиц, по которым ежедневно по утрам и вечерам едут, а чаще ползут со скоростью тараканов нескончаемые зловонные потоки автомобилей. Ей-богу, стоит пожалеть людей, живущих на тех улицах. Для них этот систематический ад уже стал привычен: утром народ валит на работу, а вечером — с работы. Изо дня в день. И конца-края этому не видать. К сожалению…

Могло быть еще хуже, если б вовремя не были построены мосты «Богатырский» (через Уду), «Бегущие лани» (через Степную протоку). Понизить степень транспортно-экологического кризиса помогают и развязки, которых, увы, не так много, как хотелось бы.

Словом, проблема остается. Улицы Иволгинская, Бабушкина, Терешковой, проспект 50-летия Октября, Смолина, Коммунистическая… — вот далеко не полный перечень улиц, проблемы которых необходимо решать.

Взять ту же Иволгинскую. В свое время у себя в управлении города мы выработали три варианта решения данного вопроса:

  • первый — задействовать старый мост через Селенгу, который в достаточно хорошем состоянии. За исключением грузовых фур он вполне способен пропускать легковой транспорт и даже автобусы. Если этот мост ориентировать на выезд из города — тогда мы получим дополнительно еще две транспортные полосы. И они могут быть продолжены, если несколько расширить дорогу, идущую вдоль школы №44 и кооперативного сада «Сибиряк» и далее — с выездом на ул. Кабанскую и на мост через Степную протоку (а можно и через понтонный мост). Затем  реверсное движение — утром заезд в город по всей Иволгинской в 4 полосы (на улице Борсоева автомобильный поток неизбежно рассасывается). Таков один из предлагаемых вариантов снятия напряжения в часы пик;
  • второй — построить три подземных или надземных перехода на Иволгинской улице (один уже готов). Эта мера, хотя и временная, также позволила бы снизить уровень пробок (заторов);
  • третий — поднять дорогу по Иволгинской, сделать ее 6-полосной с переходами. Это кардинальное решение.

Мы были готовы приступить к первому варианту, но на тот момент просто не было денег. Правительство нам отказало, и пришлось (это было в 2012 году) проект отложить. Думается, этот вариант был бы наименее затратным — в то время на него требовалось около 50 млн рублей…

Необходимость строительства еще одного, так называемого третьего моста через Уду сознавалась многими и сравнительно давно.

В свое время у нас, в руководстве города, существовал некий не совсем официальный документ, условно между своими именуемый «генеральным планом». Его также можно было бы назвать наметками на будущее или эскизными проектами. Но дело не в названии. То был задел на будущее. Если хотите — мечта. (Да, как ни странно, чиновники — эти, по мнению многих, махровые бюрократы и чинуши, — оказывается, тоже способны мечтать! Фантастика!..).

В «генеральном плане» было заложено несколько мостов. Удинский (в створе ул. Сахьяновой — через Батарейку и Кирзавод с выездом на Стрелку, что позволило бы разрулить ситуацию по пр. 50-летия Октября). Был разработан эскизный проект — снос старых деревянных построек по обе стороны р. Уды и Кирзавода, пешеходный переход в два яруса (он стал бы еще и украшением города). К сожалению, про него забыли и вспомнили только с приходом Алексея Самбуевича Цыденова.

Следующий мост — через Селенгу. Из Октябрьского р-на, через Степную протоку, мимо водозабора «Горводоканала» с выходом на федеральную трассу в р-не п. Исток. Что позволило бы разгрузить центр города и напрямую из Октябрьского р-на выехать в Кяхту, Гусиноозерск, Закаменск и на Кабанское направление.

В период рассмотрения «генерального плана» была заложена развязка в р-не Стрелки, что позволило бы без светофоров «разрулить» движение в этом сложном месте.

Также был эскизный проект — подземная развязка возле кинотеатра «Октябрь», без светофоров и аварийных ситуаций.

Хотелось бы подчеркнуть значение надземных и подземных переходов, их роль в решении проблем пробок и аварийных ситуаций, наездов на пешеходов. В качестве примера для безотлагательного строительства таких переходов я особо выделил бы следующие места на карте нашего города: район школы №33 (ул. Смолина), район дома быта (близ пересечения ул. Коммунистическая и Ербанова), р-н «Саян» и некоторые другие.

Почти 90 лет назад Илья Ильф и Евгений Петров в своем знаменитом романе «Золотой теленок» писали: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть».

С этим не поспоришь. Ведь среди пешеходов мы видим наших детей, спешащих в школу, наших пенсионеров, в силу возраста предпочитающих степенный шаг, а не бег трусцой через «зебру». Мы их любим, а потому не станем экономить на безопасных переходах. Не так ли?..