Перемирие в Тункинском районе на грани нервного срыва

Принуждение к миру

В апреле этого года перемирие в Тункинском районе было достигнуто усилиями Алексея Цыденова. Глава республики поставил цель одномоментно удалить с поля боя все конфликтующие стороны.

Принуждение к миру

Он заявил, что райсовет во главе с председателем Аламжи Сыреновым распускается, глава района Иван Альхеев уходит в отпуск до сентября, а подготовкой осенних выборов займется Вячеслав Цыбикжапов (зампред правительства РБ по социальным вопросам ради этого поручения оставил на время свое кресло). Тогда же глава Бурятии обещал, что остается или нет Иван Альхеев на посту главы района, будет решено во время выборов путем опроса тункинцев. С тех пор прошел месяц. Предварительные итоги миссии по принуждению жителей Тункинского района к миру уже проявляются и пока доверия не внушают.

Навстречу выборам со скандалами

В процедуре предварительного голосования БРО «Единой России» случился первый скандал. Накануне, 23 мая, признаны недействительными результаты праймериз «Единой России» по выбору кандидатов в представительные органы муниципального образования «Тункинский район» (депутаты сельских поселений, главы сельских поселений и депутаты районного совета). Что в итоге не устроило руководство бурятского регионального отделения партии?

Анонимный источник в БРО «Единой России» пояснил:

— Райком партии распределил бюллетени для праймериз необъективно. Была нарушена пропорциональность. Если в небольшие поселки (Аршан и Тунка) было направлено 6 процентов бланков, то в многотысячный Кырен — всего 4 процента. При этом именно в Кырене проживает большинство сторонников действующего главы района Ивана Альхеева. Получается, что небольшие поселения, в которых достаточно сильна поддержка Аламжи Сыренова, получили бюллетеней больше. Вот почему результаты праймериз нельзя принять для проведения честных выборов.

Следовательно, результаты праймериз отменены из-за того, что в предварительном голосовании в большинстве своем победу одержали сторонники председателя распущенного районного совета депутатов Аламжи Сыренова. В том числе — депутаты райсовета и главы поселений, оппозиционные Ивану Альхееву.

Но никаких пропорций по раздаче бюллетеней на праймериз не существует, а отменить его итоги может только районная организация «ЕР», которая делать этого, судя по всему, не собирается, поскольку убеждена, что процедура состоялась в соответствии с установленными правилами.

Попытку отменить результаты праймериз в Тункинском районе сторонники Аламжи Сыренова воспринимают как доказательство того, что региональный центр играет на стороне Ивана Альхеева: итоги не в его пользу, значит, их надо аннулировать, даже если процедура не нарушена.

В поддавки с Иваном Альхеевым

Анализируя конфликт в Тункинском районе, Алексей Цыденов в апреле этого года сказал: «Все здесь соучастники, здесь непричастных нет». Это дало понять конфликтующим, что все стороны будут равноудалены от региональной власти, поскольку она заняла позицию «над схваткой», единственно возможную в условиях массовости вовлеченных в нее людей. Сегодня надежда на объективность региональных властей у сторонников Аламжи Сыренова сходит на нет, что чревато новым витком эскалации конфликта.

Возглавляемый Аламжи Сыреновым райсовет в соответствии с договоренностями объявил о самороспуске. Таким образом, его депутаты свои обязательства перед главой региона выполнили. Другая сторона выполнять договоренности не спешит, и региональную власть, судя по всему, это вполне устраивает.

Иван Альхеев.
Аламжи Сыренов.

Иван Альхеев в отпуск ушел формально, проводит его на рабочем месте, оставив фактически бразды правления районом в своих руках. Вячеслав Цыбикжапов, снискавший было славу чиновника по особым поручениям, в итоге оказался всего лишь исполняющим обязанности первого заместителя районного главы. Рефери из него, несмотря на спортивное прошлое, не получилось. Выполнение порученной ему Алексеем Цыденовым миссии по организации честных выборов под большим вопросом. Никто также до сих пор не знает, как будет осуществляться опрос тункинцев по оценке деятельности Ивана Альхеева. Напомним, глава республики поставил в зависимость от итогов опроса дальнейшую судьбу Ивана Александровича — оставаться ли ему у руля района или уйти из отпуска в увольнение.

На самом деле механизма подобного опроса населения в законодательстве не существует, поскольку смысла в нем нет. Референдумы проводятся, но по другим вопросам. Для волеизъявления народа кто достоин, а кто нет встать во главе местного самоуправления, существует механизм выборов. Глава региона имеет право отправлять в отставку глав районов, если они вдруг утратили его доверие. Именно в отставку, а не в отпуск, как это происходит сегодня. Тем более, что поводов не доверять Ивану Альхееву у Алексея Цыденова предостаточно.

Так, по результатам проверки наличия коррупционной составляющей в деятельности главы Тункинского района Ивана Альхеева, которая проводилась при кураторстве зампреда правительства РБ по вопросам безопасности Петра Мордовского, был установлен факт присутствия конфликта интересов. Он заключался в том, что пять крупных тендеров, объявленных администрацией Тункинского района, были выиграны ООО «Улар», фирмой супруги Ивана Альхеева — Азы Альхеевой. Таким образом, для решения вопросов, возникших в Тункинском районе, все реальные доводы и законодательные инструменты имеются — необходимости что-либо изобретать и тянуть резину нет. Последнее на руку только альхеевцам. Время работает на них. Вероятность, что никакого опроса не будет, сегодня лишь возрастает, а значит, увеличиваются надежды на то, что Иван Альхеев свой пост сохранит.

Герой нашего времени

Если допустить, что миротворческая миссия республиканских властей проводилась в Тункинском районе с тем, чтобы убрать с политической арены Аламжи Сыренова и усилить Ивана Альхеева, возникает вопрос: почему новое руководство республики сделало ставку на последнего?

Аламжи Сыренов — человек системы, офицер, окончивший с отличием академию управления МВД России, с большим опытом работы на государственной и муниципальной службе, имеет заслуги, высоко оцененные государством, в том числе и за участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. Неслучайно на выборах главы Тункинского района в 2016 году его поддержали «Единая Россия» и руководство Бурятии во главе с технократом №1 Вячеславом Наговицыным. Единственная претензия, на которой строила полемику оппозиция, что он год работал председателем райсовета в бытность главой района Андрея Самаринова, который добровольно ушел в отставку до окончания срока полномочий и впоследствии поддержал Аламжи Сыренова на выборах.

Иван Альхеев — человек совсем из другой когорты, большую часть жизни занимавшийся предпринимательской деятельностью. Продажа алкоголя, рубка леса и торговля — самые популярные направления в республике, с которых начинались многомиллионные состояния многих ныне преуспевающих жителей Бурятии. Иван Альхеев не исключение. В выборах главы Тункинского района он участвовал уже как представитель нефритового бизнеса с соответствующей финансовой поддержкой («Сибирьгеология» перечислила в его предвыборный фонд 15 миллионов рублей). К тому времени он занимал должность заместителя директора этой компании, осуществляющей добычу нефрита. Впоследствии это хлебное место перешло его сыну.

Так уж сложилось, что в Бурятии слово «нефрит» тесно связано со словом «криминал». Иван Альхеев в противовес «Единой России» шел в главы района при поддержке КПРФ. Его предвыборной кампанией занималась команда политтехнологов, приведшая к победе в Иркутской области губернатора-коммуниста Сергея Левченко.

Методы грязных политических технологий, не столь заметные в больших городах, губительны для чувствительного мира сельской глубинки. Тункинцы, как и другие горцы, очень трепетно относятся к вопросам чести рода. Здесь хорошо помнят всех зачинщиков конфликтов и пострадавших от них, даже если они имели место быть лет сто пятьдесят назад. Выборная кампания 2016 года из-за участия в ней пришлых политтехнологов стала большим испытанием для тункинцев. Провокации и грязные оскорбления, которыми она изобиловала, надолго разделила их на два враждующих лагеря.

Понятно, что Алексею Цыденову как технократу №2, недавно прибывшему в республику, все эти подробности, возможно, и ни к чему. Но тункинцы живут в этом уже не один год. Вполне понятно, почему местная ячейка «Единой России» поддерживает тех, кого она поддерживала и три года назад. Недоумение вызывает то, почему кремлевские ставленники, которые сходят с конвейерной линии по производству технократов, так резко меняют государственную политику по поводу того, кого сегодня считать героем нашего времени.

Нефрит рулит

Тревожная ситуация с Байкалом, попытки отдать лес на откуп китайской компании с мутным происхождением — все больше укрепляют жителей Бурятии во мнении, что в республике создается режим наибольшего благоприятствования тем, кто добывает себе богатства хищническим использованием природных ресурсов байкальской территории. Происходящее в Тунке, судя по всему, из той же оперы. Иначе чем можно объяснить поддержку на высоком уровне и неуязвимость перед законом людей, рвущихся к власти, если в их достижениях числится лишь обогащение за счет криминального бизнеса?

Жители Бурятии давно ждут завершения истории с джипом администрации Тункинского района, набитым доверху нефритом, который внезапно остановил неместный экипаж ДПС. Действительно, кто еще мог досмотреть автомобиль администрации района на ее же территории? Главы Ивана Альхеева тогда в нем не оказалось, но был его сын. От перевозимого нефрита он сразу устранился, заявив, что сидел в джипе лишь в качестве пассажира. За рулем находился сотрудник ООО «Улар» — фирмы супруги главы района Азы Альхеевой.

Впоследствии выяснилось, что хотя в этом джипе тункинцы не раз видели самого Ивана Альхеева, теперь автомобиль вдруг оказался приписан к лечебнице «Нилова Пустынь», в руководстве которой сегодня находятся опять же не чужие для супругов люди. Аза Альхеева — владелица 100% акций ООО «Ирбис», единственного подрядчика компании «Сибирьгеология», имеющей лицензию на добычу нефрита.

Проблема в том, что «Сибирьгеология» подозревается в добыче нефрита на территории, не указанной в ее лицензии. Возможно, что в документ вкралась ошибка. Сегодня «Сибирьгеология» судится по этому поводу с Роснедрами. Но до ее устранения эти действия вполне подпадают под незаконный оборот нефрита. Почему же «Сибирьгеология» и «Ирбис» могли пойти на столь рискованную деятельность? Не потому ли, что были уверены: район у них под контролем и никто не посмеет вмешаться в их деятельность. Сегодня генеральный директор ООО «Ирбис», племянник четы Альхеевых, на допросах утверждает, что пять центнеров нефрита он нашел в лесу, а Аза Альхеева стоит на том, что всего лишь вела в компании документацию.

Возможно, конечно, что сын Альхеева — просто случайный пассажир джипа с нефритом неясного происхождения, жена Альхеева — просто рядовой сотрудник фирмы, которую (фирму) подозревают в его незаконной добыче, племянник Альхеевых просто удачно прошелся по лесу и набрел на нефрит, который неизвестно кто добыл, сам Альхеев — просто родственник этих замечательных людей, а вовсе не крыша, которая обеспечивает безопасность их невероятных приключений.

Возможно, что странное развитие событий в Тунке лишь следствие того, о чем говорили участники Петербургского экономического форума: «В нашей стране многие решения принимаются без учета профессионального уровня тех, кто такие решения подсказывает». В таком случае все исправимо, достаточно поменять советников, которые дают некомпетентные советы. Главное, чтобы происходящее в Тункинском районе не оказалось «проявлением искажения вертикали власти при пересечении плоскости товарно-денежных отношений».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: Принуждение к миру

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру