Алексей Цыденов готовит «Команду Бурятии» к большим прорывам

Команда теряет одних игроков и обзаводится другими

В первые дни Сагаалгана на площади Советов произошли сразу несколько важных событий. Первый зампред правительства Бурятии Игорь Шутенков, не проработав на этом посту и четырех месяцев, вдруг бросил все и ушел в подчинение главы городской администрации Александра Аюшеева, он же сити-менеджер.

Команда теряет одних игроков и обзаводится другими

Прежний замсити-менеджера Олег Екимовский назначен советником главы, а зампредседателя правительства по экономике Игорь Зураев согласился временно занять место Шутенкова.

Не успела публика начать обсуждать произошедшее, как свои сюрпризы преподнесли прежде дружные ряды партии власти. В политсовете и его президиуме, которые избрала буквально на следующий же день после перемещения Шутенкова XXVIII партийная конференция местных «едроссов», не досчитались сразу нескольких уважаемых в республике людей. Таким образом, мнение, что «команда Бурятии» сформировалась после выборов в Народный Хурал и мы точно знаем членов этой команды, оказалось преждевременным. Если прошлогодние выборы в Народный Хурал можно назвать первым боевым крещением «команды Бурятии», то грядущие выборы в Улан-Удэнский горсовет — вторым.

Не суперзвезда

Региональное отделение партии «Единая Россия» пока не поменяло на своем сайте списки политсовета и президиума, а потому легко увидеть, кто больше не является партийной элитой. Возможно, для кого-то и стало неожиданностью исчезновение из этих списков мэра Улан-Удэ Александра Голкова, который также до последнего времени занимал пост председателя местного координационного совета сторонников улан-удэнского отделения партии, но после всего, что предрекалось в прессе, удивляться особо не получается.

Другой вопрос, что вместе с Голковым политсовет покинули депутат Народного Хурала четырех созывов Бато Семенов, сразу два Доржиевых, из которых один — депутат Народного Хурала всех созывов и действующий замспикера, а также две общественницы Анна Скосырская и Светлана Хабаркова. Нет больше в политсовете и бывшего министра спорта Бурятии Баира Ангурова, до прихода в республику Алексея Цыденова работавшего в правительстве на разных важных должностях, а с 5 октября прошлого года назначенного директором Байкальского колледжа туризма и сервиса, притом, что прежний директор Валерий Сергеев остался работать там же замом.

Возможно, именно благодаря этому счастливому повороту своей судьбы Баир Ангуров единственный из всех вышеозначенных персон, кто пришел 7 февраля на конференцию принять грамоту и слова благодарности от секретаря регионального отделения Баира Жамбалова. Например, Анна Скосырская на церемонию собственного исключения не пришла. В этом плане очередное выступление Анны Сергеевны на новогоднем концерте БГТРК «В кругу друзей» с песней Лободы «Суперзвезда» несколько не совпало с реальностью как по линии самооценки, так и по линии окружения.

Кто больше не друзья

Очевидно, что зачистка площади Советов идет уже давно, планомерно и бескомпромиссно. Сначала в «команду Бурятии» не попал депутат Народного Хурала пятого созыва, он же заместитель секретаря Бурятского регионального отделения и координатор партийного проекта «Городская среда» Баир Доржиев. После того как на праймериз по избирательному округу №31 (Курумканский, Баунтовский эвенкийский районы) он набрал 153 голоса, одномандатником не пошел и от партийных проектов как-то сам собой отстранился.

Бывший председатель комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала Александр Попов, он же депутат Хурала четырех созывов, будучи в «команде Бурятии», на выборы пошел, но выборы проиграл и выбыл из политсовета, где курировал вопросы сельского хозяйства. Вместо Попова в политсовет ввели депутата Батора Цыбикова, пусть не особо разбирающегося в сельском хозяйстве, зато изрядно поднаторевшего в политических играх коллег.

Надо было видеть глаза Батора Цыбикова на первой установочной сессии Народного Хурала шестого созыва, где его кандидатура была выдвинута на пост председателя комитета по экономической политике. Всем было известно, что кандидатуру Цыбикова, «мотающего» в республиканском парламенте уже третий срок и явно созревшего для серьезной работы, поддержал сам глава. На заседании фракции Батор Цыбиков набрал 20 голосов против 16, отданных за оппонента Анатолия Кушнарева.

Можно предположить, что уверенность Батору Цыбикову придавал негласный договор, заключенный с Анатолием Кушнаревым в ноябре 2015 года. После того как Вячеслав Ирильдеев переместился в кресло замспикера, за место председателя комитета по экономической политике разгорелась непростая битва. Желание заниматься в республике экономикой высказали сразу три депутата, они же славные представители партии «Единая Россия» в лице Анатолия Кушнарева, Батора Цыбикова и Сергея Бужинаева. Говорят, последнего активно двигал Бато Семенов, а поскольку в прошлом созыве если не все, то очень многое решал именно Бато Семенов со товарищи, то на голосовании во фракции Сергей Бужинаев набрал 17 голосов, Анатолий Кушнарев 12, а Батор Цыбиков 7.

Здраво рассудив, что всем троим идти на сессию смысла нет, два старших партийных товарища насели на младшего, убеждая отдать свои голоса именно им. За месяц до этого события депутат Народного Хурала Юрий Тармаев стал депутатом Госдумы, а поскольку на замену ему коммунисты назначить никого не успели, из-за общего уменьшения числа депутатов для кворума вместо 34 стало достаточно 33 мандата. Счастливая звезда Анатолия Кушнарева состояла в том, что на той сессии за него было отдано ровно 33 голоса, и как минимум треть этих голосов привел Батор Цыбиков, накануне снявший в пользу Кушнарева свою кандидатуру.

Индульгенция для Анатолия Кушнарева

Неизвестно, по какому руслу пошла бы экономика Бурятии, набери тогда Анатолий Кушнарев всего лишь на один голос меньше. Можно предположить, что Батор Цыбиков склонился в сторону Кушнарева только потому, что тот обещал при первой же возможности таким же образом поддержать его. Вполне логично, что спустя три года, решая вопрос, кому быть председателем одного из ключевых комитетов, однопартийцы напомнили Анатолию Кушнареву про должок. Как известно, с решением партии в отношении Батора Цыбикова Кушнарев как член «команды Бурятии» согласился, а как будущий vip-пенсионер, который на тот момент проработал на освобожденной основе всего три года, нет. Прошло почти полгода, прежде чем делегаты XXVIII партийной конференции решились проголосовать за беспрецедентное решение приостановить Анатолию Кушнареву членство в «Единой России», но они это сделали.  

Чтобы понять всю серьезность произошедшего, достаточно сказать, что после ареста в Совете Федерации сенатора Арашукова президиум регионального политсовета «Единой России» в Карачаево-Черкесии приостановил членство в партии как его, так и его отца (депутата республиканского парламента) с формулировкой «до выяснения обстоятельств уголовного дела». И пусть проступок Анатолия Кушнарева не идет ни в какое сравнение с делами Арашуковых, все же не совсем ясно, что означает сие дисциплинарное взыскание и какие последствия оно несет для проштрафившегося депутата Народного Хурала.

Самое главное, что теперь такого-этакого должен сделать Анатолий Кушнарев, чтобы вернуть себе партбилет, он же значок, он же индульгенцию. Должен ли он на ближайшей сессии публично покаяться в сделанном, добровольно сложить с себя полномочия председателя комитета по экономике Народного Хурала, благородно отдать это место Батору Цыбикову, или достаточно будет просто отречься от всего мирского и уйти с vip-пенсией на покой. Никто ничего наверняка не знает и знать не может, кроме того, что на площадь Советов пришли иные времена.

Зоригто Цыбикмитов как феномен

Очевидно, что в политсовете «едроссов» и Народном Хурале отныне все решает глава республики, где шаг вправо-влево считается побегом, а в бегущего стреляют без предупреждения. Самое яркое тому доказательство — вывод за пределы политической арены вечных бузотеров в лице Бато Семенова, Александра Попова, Сергея Бужинаева и иже с ними. Единственный, кто сумел каким-то чудом проскочить горнило инквизиции — депутат трех созывов Зоригто Цыбикмитов, по-прежнему входящий в полисовет и президиум регионального отделения. Помимо руководства бюджетным комитетом он вовремя сориентировался и по чьей-то подсказке взял на себя общественную нагрузку в виде региональной приемной председателя партии «Единая Россия» Медведева.

Интересно, что сенсационная партийная конференция, состоявшаяся 7 февраля на площади Советов, несмотря на всю свою непростую повестку, прошла как-то буднично, без заявлений, скандалов и в установленные регламентом сроки. С трудом вспоминается, что когда-то, когда региональное отделение возглавлял министр образования Бурятии Сергей Намсараев, подобные конференции могли затянуться до двух часов ночи, а в перерыве доходило и до выяснения отношений между делегатами.

Хочется надеяться, что все это отныне в прошлом, а в настоящем — дисциплина, ясность в работе и ориентир на результат. Можно даже предположить, что большая чистка партийного актива состоялась. Все, кто до этого момента бузил, ныл и производил видимость работы, убраны. Если «команду Бурятии» можно сравнить с боевой машиной, готовящейся к запуску, то эта машина к выполнению поставленных задач в целом готова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: Большая чистка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру