Ради чего устроена спецоперация «Отставка правительства Бурятии»

Новая структура бурятского кабмина сулит хаос и угрозу управляемости

Глава Бурятии недолго держал общественность в неведении по поводу персонального состава обновленного и реформированного правительства.

Новая структура бурятского кабмина сулит хаос и угрозу управляемости
Алексей Цыденов.

Ему хватило три дня и три ночи, чтобы разработать новую структуру своего кабмина, назначить новых министров и зампредов и разочаровать тех, кто ждал нечто большего, чем то что в итоге получилось.

Общественность тоже не ленилась и за эти несколько суток не только «отправила» в отставку каждого из членов правительства и даже обосновала — почему, но и пригласила на «любую должность» ушедшего в отставку мэра Якутска Сардану Авксентьеву. К Якутии мы еще вернемся. Но уже сейчас понятно, что ожиданиям на реальные перемены оправдаться не суждено: новое правительство выглядит слабее предыдущего.

Невелика потеря

Из 22-х членов правительства, включая зампредов и министров, из временной отставки от 15 января 2021 года не вернулись всего шестеро. Это два заместителя председателя правительства Алексей Мишенин и Даба-Жалсан Чирипов, а также четыре министра — Алексей Хандархаев (минприроды), Александр Аюшеев (минтранс), Дарья Архинчеева (министр инвестиций) и Сергей Желтиков (министр промышленности).

Учитывая, что Алексей Мишенин вообще находится под домашним арестом в Новосибирске, а Сергей Желтиков написал заявление об увольнении еще месяц назад, кабмин Алексея Цыденова лишился всего четырех фигурантов, хотя эксперты рассчитывали на ротацию не менее трети членов.

При таких обстоятельствах отставка правительства представляется мероприятием, безусловно, эффектным, но неэффективным, поскольку шуму и разговоров, действительно, было много — на всю Россию, а пользу надо будет еще доказать. В общем, гора родила мышь. Рассуждения по поводу перезагрузки вряд ли уместны по той же причине — кэш в правительстве Бурятии, как ни крути, никуда не делся и остался в виде наиболее токсичных министров и даже усилился по причине весьма спорных кадровых решений. Одно из них — легкость, с которой Алексей Цыденов поменял своего первого заместителя.    

Почетная ссылка

Бывший теперь уже первый зампред правительства Игорь Зураев демонстративно понижен в должности и направлен руководить полпредством Бурятии при президенте России — этакая почетная ссылка в Москву, где уже «много наших полегло».

Игорь Зураев.

Эксперты переходят на шепот, комментируя рокировку, которая не сулит ничего хорошего, прежде всего, самому Алексею Цыденову. На эту должность в свое время был направлен (сослан) Мункожап Бадмаев, растворившийся после в безвестности. Затем ее занял Антон Виноградов, но он меняет уже третье кресло в правительстве Бурятии — ему не привыкать.

В новой версии кабмина молодой чиновник встает у руля министерства промышленности и инвестиций (с выпавшей куда-то торговлей), но опять же в должности зампреда правительства Бурятии. «У Антона Виноградова будет министерская зарплата», — поспешили уточнить в пресс-службе главы региона, когда выяснилось, что после реструктуризации вместо восьми зампредов получилось девять.

И это все о нем

Первым заместителем председателя правительства Бурятии предложено назначить нынешнего министра финансов Всеволода Мухина. Сразу после получения диплома БГУ в 2000 году Всеволод Васильевич устроился в республиканское министерство финансов на должность ведущего специалиста отдела по работе с ценными бумагами и за 20 лет работы в одном ведомстве и с единственной записью в трудовой книжке преодолел все ступени карьерного роста — от мелкого клерка до министра. И это все, что нужно знать о новом первом заместителе председателя правительства Бурятии, потому что больше и нечего. Его бывший шеф, а ныне мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков помимо минфина хотя бы отметился работой в налоговых органах.

Всеволод Мухин.

Нового заместителя председателя правительства — министра сельского хозяйства и продовольствия Бурятии, но пока еще ректора БГСХА Галсана Дареева трудно назвать человеком от сохи. Биография кандидата на высокий пост в правительстве Бурятии нанизана на историю БГСХА, как шашлык на шампур. Начинал с 1998 года с должности сотрудника отдела науки, закончил в должности ректора, на которую был назначен в 2019 году, будучи депутатом Народного Хурала. В разные годы между этими событиями он стажировался и вел научно-теоретическую и преподавательскую деятельность в университетах Финляндии, Швеции, США, Италии, Австрии, Польши, Монголии, Германии, говорится в его послужном списке.

Галсан Дареев.

Праздник, который всегда с тобой

Без Тункинского района, как вечного праздника с салютами и фейерверками, с которым не соскучишься, тоже не обошлось — без него уже нигде не обходится. Его глава, бывший санитарный врач и бизнесмен Иван Альхеев, избранный на эту должность в 2016 году, переезжает в правительство Бурятии в кресло зампреда со странным набором курируемых структурных подразделений. Фактически — новое направление. Такое новое, что для него не нашлось даже четкого и универсального определения.

Иван Альхеев.

В ведении «просто» заместителя председателя правительства Бурятии Ивана Альхеева будут министерства культуры, туризма, природы и имущественных, земельных отношений — ровно те сферы, в которой, как в капле воды, отражается вся Тунка. Культура, идущая с туризмом рука об руку (как здесь не вспомнить планы Алексея Цыденова в 2017 году объединить два ведомства — министерство туризма и министерство культуры в одно). Земельные отношения, связанные с ограничениями, налагаемыми на них особой природной территорией — Тункинским национальным парком и, собственно, нацпарк — как вотчина министерства природы и экологии. Это — понятно. Не очень ясно только для чего вообще понадобилось скрещивать четыре крайне сложные и многогранные сферы и ставить над ними куратором главу сельской (районной) администрации, стараниями которого, в том числе, мы получили самопровозглашенного кандидата в депутаты Государственной Думы, стареющую звезду гламура Сергея Зверева.     

Краски стерты, лица тусклы

Утратил ряд курируемых направлений бывший теперь уже зампред правительства по социальной сфере, а ныне просто зампред Вячеслав Цыбикжапов, которого эксперты чаще других называли в числе возможных отставников. В его ведении остались министерство социальной защиты, министерство спорта и молодежной политики, а также минздрав и министерство образования и науки. Правда, добавился комитет цифрового развития, возглавляемый Валерием Андроновым, но что это меняет?

Вячеслав Цыбикжапов.

Любопытно, что именно к курируемым Вячеславом Цыбикжаповым министерствам у экспертов было больше всего вопросов. В социальных сетях, едва узнав об отставке правительства, стали радостно прощаться с министрами образования, здравоохранения, социальной защиты — руководителями отраслей, ближе всего стоящим к людям, и больше других подверженных критике со стороны жителей республики. Но надо же такому случится — все они остались, как и сам Вячеслав Цыбикжапов.

Общую картину не видит никто

«Блочный» принцип распределения полномочий между зампредами правительства претерпел существенные метаморфозы. А это сулит хаос в его деятельности и утрату управляемости на ближайшие несколько месяцев. Причина проста и лежит на поверхности — судя по схеме, первый заместитель председателя лишен координирующей и направляющей роли и отвечает лишь за экономический блок, да и то частично, деля ответственность с зампредом Антоном Виноградовым — министром промышленности и инфраструктуры. В этом смысле, если прежде общую картину в кабмине видел Игорь Зураев, а до него ее видели Иннокентий Егоров и Владимир Агалов, то теперь владеть ситуацией в целом не будет никто, кроме самого главы Бурятии.

«Разделяй и властвуй» — вот по какому принципу соткано новое бурятское правительство. Случись что, и глава далеко, и Игорь Зураев сослан в Москву. На кого положиться? На Всеволода Мухина, Ивана Альхеева или Баира Цыренова?

Самое время поэтому обратиться к опыту соседних регионов, например — к Республике Саха (Якутия), где все предельно ясно и понятно. Где есть свой председатель правительства, который владеет ситуацией в целом, и четыре первых заместителя, каждый из которых, обладая высоким статусом и чувствуя себя человеком команды, отвечает за свои направления деятельности в правительстве Саха головой.

То, что преподносилось, как отставка правительства с заявкой на большие перемены в стремлении соответствовать новым задачам и новым вызовам, оказалось шоу с неясными целями. «Приходится домысливать», — заявил лидер бурятских коммунистов Вячеслав Мархаев, сожалея о том, что Алексей Цыденов так и не назвал причин, по которым он отправил свое правительство в отставку. Или «предпринятый шаг — это очередное отвлечение внимания населения?», задался он вопросом.

От чего именно отвлекал внимание общественности Алексей Цыденов, ради какого кадрового решения была устроена спецоперация под названием «Отставка правительства»?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2021

Заголовок в газете: Разделяй и властвуй

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру