В Бурятии нашли окопы красноармейцев времен гражданской войны

В Бурятии нашли окопы красноармейцев времен гражданской войны
Фото: БИП СО РАН. Хорошо сохранившийся участок Удунгинского купеческого тракта действовавшего в 1884-1920-е гг. Окрестности села Селендума, 10 октября 2020 г. Вид сверху.

В Бурятии ученые провели экспедиционный выезд по «Удунгинскому купеческому тракту» для изучения сохранившихся до наших дней небольших участков Великого Чайного пути, проходившего по территории Бурятия. В экспедиции участвовали сотрудники Байкальского института природопользования СО РАН, мероприятие состоялось на средства гранта Русского географического общества.

В БИП СО РАН отмечают, что в последние годы интерес к истории Чайного пути возрос многократно. С его появлением кяхтинскими купцами изыскивались удобные и короткие дороги от Китая до Москвы и Санкт-Петербурга, важнейших ярмарок - Нижегородской и Ирбитской.

- Кяхтинское купечество было очень заинтересовано в открытии относительно легкого пути к Байкалу, доступного для колесного движения, - комментируют в институте. - В 1884 году был проложен путь, который назван Удунгинским трактом. Описание тракта дано академиком Обручевым в книге «Мои путешествия по Сибири».

В ходе нынешнего исследования в первой половине октября бурятскими учеными были взяты спилы для реконструкции климата и лесных пожаров, произведен сбор материалов для разработки одноименного туристического маршрута.

Заметим, что в окрестностях села Усть-Урма экспедиция зафиксировала и отсняла окопы красноармейцев времен Гражданской войны. Летом 1921 года в этом месте проходили бои с отрядами барона Унгерна. За 99 лет окопы осыпались, поросли соснами, но все равно четко различимы на местности, отмечают в БИ СО РАН.

Фото: БИП СО РАН. Окопы времен Гражданской войны (1921 г.). Вид сверху. Высота съемки - 120 м.

А в долине реки Удунга обнаружены остатки сохранившегося основания моста, с него взяты спилы древесины для реконструкции климата и уточнения возраста старинного инженерного сооружения. Участникам экспедиции помогал в пути проводник – потомственный казак и краеведа из Селендума Михаил Лазарев.

Фото: БИП СО РАН. Остатки старого моста.