Игорь Шкрадюк о пиролизе в Улан-Удэ: «Есть вероятность, что оборудование не выдержит»

Эксперт выступил категорически против пиролизного метода ликвидации «фенольного озера» в Улан-Удэ

«Еще в советское время на Улан-Удэнский ЛВРЗ решили получить газ для «литейки» путем пиролиза угля, - рассказывает «МК в Бурятии» Игорь Шкрадюк, эксперт Общественного совета МПР России, координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы. - Пиролиз это нагрев и разложение вещества без доступа воздуха. 

Эксперт выступил категорически против пиролизного метода ликвидации «фенольного озера» в Улан-Удэ
Фото: с личной страницы в Фейсбуке. Игорь Шкрадюк

При пиролизе помимо газа образуются жидкие вещества и смола. Сжечь смолу не сумели и сливали в углу территории завода. Так и образовалось «фенольное озеро», а по документам - отстойник-накопитель. 

Наконец, в 2005 году на заводе стали покупать в Ангарске пропан-бутан. А вместо того, чтобы фенольное озеро переработать, попытались его засыпать. Стало еще хуже: фенольная вода никуда не делась, а лишь «растеклась» в сторону жилых домов и Уды.

Изыскания показали, что на трех гектарах накопителя сейчас 16 тысяч кубометров смолы и фенольной воды. И еще 413 тысяч кубометров загрязненного фенолом грунта – до степени загрязнения «очень высокое» (>10 мг/кг). 429 тысяч кубометров – почти миллион тонн грунта и смолы. Чтобы все это вывезти, нужно 15 тысяч вагонов! Максимальная глубина проникновения фенола до 18 метров, толщина слоя с «очень высокой» степенью загрязнения до 13 метров.

Только решение суда заставило нынешнего хозяина завода ЗАО «Желдорреммаш» заказать обезвреживание отстойника. Исполнителем стало питерское ЗАО «Безопасные технологии». Каким образом оно стало исполнителем, был ли конкурс, какая сумма в контракте – на эти вопросы мы ответов ни от «Желдорреммаша», ни от самого ЗАО «БТ» не получили. Но судя по проектной документации сумма составляет сотни миллионов рублей.

Проект предусматривает: переработать с помощью пиролиза и затем сжечь пиролизом 71 тысячу кубов смолы и грунта, содержащих, по данным проекта, 23 тысячи тонн нефтепродуктов. Еще 800 тонн нефтепродуктов должны съесть микробы из разработанного в Газпроме препарата «Биорос». Препарат неплохо показал себя при ликвидации нефтепродуктов в почве глубиной до 30 см на полигоне «Красный Бор» в Питере.

Но продукты пиролиза угля содержат намного больше фенола, бензапиренов и прочих ароматических соединений, труднее поддающихся переработке. Минувшим летом можно было проверить, как микробы из «Биороса» поедают эту гадость в условиях почв и климата Улан-Удэ. Почему-то «Безопасные технологии» этого не сделали. Поэтому мы не имеем подтверждений, что микробы справятся.

А 71 тысячу кубов (это 2500 вагонов) ЗАО «Безопасные технологии» планирует загрузить в пиролизные установки, получить газ и жидкое топливо и их сжечь. То есть продукты пиролиза, которые не смогли сжечь 15 лет назад, переработать и сжечь с помощью пиролиза! Причем после сжигания пиролизного газа никакой очистки отходящих газов не предусмотрено.

А почему не использовать другие технологии? Чтобы отстоять пиролиз, другие технологии переработки просто оболганы. Якобы они не относятся к наилучшим доступным технологиям. На самом деле, четыре плазменные технологии относятся к перспективным (то есть еще более совершенным) технологиям. И в справочнике указаны более двух десятков производителей оборудования для плазменной переработки. Субкритическое окисление в ОВОС перепутано с сверхкритическим. И не упомянут успешный опыт переработки смолы фенольного озера.

С разрешительной документацией на применение установок пиролиза (а их должно быть пять) тоже сомнительно. Государственная экологическая экспертиза установки термической деструкции УТД–2 была выполнена в 2014 году. Срок действия приказа об утверждении заключения экспертизы пять лет. Согласно заключению, установки УТД-2 предназначены для получения вторичных продуктов путем переработки определенных видов сырья. В число семи определенных видов сырья отходы пиролиза не входят. «В установке категорически запрещается переработка видов сырья, составом отличным от перечисленных вше. пп.1-7».

В июле 2019 года (за три месяца до истечения пятилетнего срока) ООО «Международная энергетическая экологическая компания» обратилась в Росприроднадзор с просьбой подтвердить, что повторная экологическая экспертиза не требуется и получила за подписью С.В.Радионовой ответ, что «заявителем не предоставлена информация, позволяющая отнести документацию к числу объектов государственной экологической экспертизы». Вот так протаскивались разрешения на применение оборудования для ликвидации «фенольного озера».

Смола фенольного озера сильно липнет к металлу – сильнее нефти. А при пиролизе часть смолы превратится в черный нагар. Оборудование надо будет очищать. Гораздо чаще, чем предусмотренные проектом. Есть вероятность, что оборудование не выдержит. И на этом фоне очень показательно, что проектная документация демонтажа и вывоза временного оборудования не предусматривает вообще!

На фото: тяжелая пиролизная смола до и после разделения на фракции. Установка для разделения изготовлена в Казани.

173 тысячи кубометров грунта, пропитанного фенолом, обезвреживать вообще не планируется. Тонны свинца, цинка, хрома, меди и никеля, накопившихся в грунте, останутся на месте. Хотя свинец и цинк еще могут испариться в пиролизных установках и вылететь в трубу.

Надо добиться отмены проекта ЗАО «Безопасные технологии» и пересмотра технологических решений! Если меня спросят: что делать? Надо отделить смолу пиролиза от грунта и сдать на переработку. А грунт оставить на месте. Из смолы делают кокс, сажу, печное топливо. На фото: тяжелая пиролизная смола до и после разделения на фракции. Установка для разделения изготовлена в Казани».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру