Как квартирный вопрос привел жительницу Бурятии в кабинет Владимира Путина

Бюрократы из Кабанского района лишили молодую семью надежды

О государственной поддержке молодых семей в России говорится много. Даже меры поддержки для них придумываются различные. К примеру, по закону молодая семья, в том числе неполная (из одного родителя до 35 лет и одного ребенка до 18-ти, либо нескольких детей), может получить денежную субсидию на строительство дома или покупку квартиры.

Бюрократы из Кабанского района лишили молодую семью надежды
Анна Арская. Фото: из личного архива.

Если, конечно, испытывает такую необходимость и располагает достаточными доходами для оформления ипотеки. Попытать счастья решила и глава молодой неполной семьи Анна Арская из Кабанского района, не имевшая с сыном собственного угла. Но едва ли она знала тогда, что столкнется с бюрократией, коррупцией, а в поисках правды окажется на приеме у самого Владимира Пу-тина.

Чинуши на груше

Мать-одиночка Анна Арская и ее сын Тимофей вполне подходили под названные выше критерии и подали для получения субсидии все необходимые документы. С 11 января 2009 года они были включены в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», а также муниципальную программу «Поддержка молодых семей, молодых специалистов в Кабанском районе, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и через пару лет — перерегистрированы. Маме с ребенком пообещали 184 тысячи рублей.

— Протоколами от 30 апреля и 20 августа 2013-го нас утвердили на получение субсидии в текущем году, а протоколом от 26 сентября — перебросили на следующий из-за отсутствия документов, доказывающих мою платежеспособность. Но меня не уведомили об этом, — разводит руками Анна. — Ничего не подозревая, мы спокойно стояли в очереди. И вот 14 марта 2017-го специалист комитета по культуре и делам молодежи Елена Шмакова пригласила к себе и сказала: «Нужно подтвердить доходы». А когда услышала, что мне исполнилось 36 лет, ойкнула, объявив, что претендовать на выплату уже нельзя.

Чтобы исправить собственную ошибку, жилищная комиссия оформила списки семей задним числом — 10 марта 2017-го и вычеркнула оттуда Арских из-за достижения родительницей предельного возраста. Дополнительно чиновники сослались и на то, что она не проходила перерегистрацию в муниципальной программе с 2014 года, и на то, что не подходила для участия в подпрограмме ФЦП на 2015-2020 (приоритет отдавался тем, кто встал на учет до 1 марта 2005-го и воспитывал больше трех детей).

Но женщина, которая ждала денег восемь лет и жила надеждой все это время, не собиралась капитулировать перед бюрократической машиной. Выяснилось, что в 2012 году семья Арских числилась в республиканском и районном списках на получение субсидии, а в 2013 году — уже нет. К тому же на свет неожиданно появилось заключение о ее неплатежеспособности от 30 апреля 2013 г. Прокуратура Кабанского района провела проверку и сообщила: оно не было направлено Анне в свое время (что, собственно, и привело к непредоставлению ею соответствующих документов в течение четырех лет и исключению из программы), и выдала предписание об устранении нарушений. Местные власти признали свою вину, меру, степень, глубину, но перевели стрелки на нашу героиню, которая, дескать, не отслеживала ситуацию.

Судебная одиссея

В свою очередь, Общественная палата РБ заявила о нарушении конституционного права на жилище и порекомендовала обжаловать это в судебном порядке.

— Так я и поступила. 2 июня подала в суд иск о восстановлении своих прав, а 8-го написала заявление в полицию, так как засомневалась в подлинности подписи главы Кабанского района Сергея Савватеева на пресловутом заключении. Юрист районной адми-нистрации с пеной у рта доказывал: бумага оформлена законно и правильно. Но когда заместитель начальника экспертно-криминалистического центра Андрей Шумейко провел почерковедческую экспертизу и установил поддельность «автографа», а я предоставила материалы на судебном процессе, юрист пошел на попятную. И в самом деле, не могли же два документа, совершенно противоположных по содержанию, датироваться одним числом?

По данному факту 21 сентября было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц. Вопрос «кто провернул фальсификацию?» оставался без ответа. В поисках защиты Анна побывала на приеме у зампреда правительства РБ по вопросам безопасности Петра Мордовского и тут же записалась к тогда еще врио главы Алексею Цыденову (до сих пор стоит 90-я в очереди).

18 октября Кабанский районный суд частично удовлетворил ее иск — отменил само заключение, но не последовавшие за ним протоколы. 17 января 2018 года Верховный суд Бурятии оставил решение первой инстанции без изменения. «Не последнюю роль сыграл тот факт, что заместитель председателя Верховного суда Бурятии — родная сестра нынешнего районного главы Алексея Сокольникова, — уверяет моя собеседница. — Я заранее отправляла в Верховный суд России письмо, где просила назначить судей из другого региона либо перенести процесс в другой регион. Но это право оставили за Верховным судом Бурятии. Круг замкнулся».

Визит к президенту

Словно предчувствуя подобный поворот, в июне 2017 года Анна Арская решила попасть на прием к президенту России и обратилась в его канцелярию. Там пообещали выйти на связь, действительно перезвонили в декабре и назвали дату. Деньги на дорогу в Москву помогли собрать друзья. В день «икс», 21 февраля 2018 года, женщина приехала в столицу России и вскоре сидела в зале ожидания.

— Очень много народа и одна я — из такой дали. Выходит юноша, вызывает посписочно. Заходят 12 человек, а следом — Владимир Пу-тин со своими телохранителями. Он сильно кашлял, сразу извинился за то, что болеет и не сможет сам вести прием, но, тем не менее, выслушал нас. У каждого было по три минуты для изложения проблемы. Не испытывая никакого мандража, я легко уложилась в отведенное время, так как к выступлению подготовилась заранее.

Глава государства пообещал взять все вопросы на личный контроль, назначил ответственных лиц и дал им жесткую установку разобраться в ситуации. Посетительницу из «таежной, озерной, степной» определили к уполномоченному при президенте Ивану Калите, который принял и рассмотрел весь пакет бумаг, привезенный ею с собой. Вопреки опасениям, из российской столицы в бурятскую глубинку прислали не банальную отписку, а довольно четкое распоряжение. После него правоохранительные органы заметно активизировались, проявляют интерес и, возможно, даже разберутся в происходящем.

— Руководитель нашего муниципального образования не здоровается со мной — думает, хочу снять его с должности. Нет, я хочу добиться расследования уголовного дела и наказания не абы кого, а именно того, кто по личной инициативе или чьей-то указке устроил «бумажную неразбериху», которая лишает меня с сыном субсидии, — говорит Анна Арская. — То, что мы живем в квартире родителей, не позволяет отнимать положенное законом жилье. Сейчас планируем выходить на уровень СФО и прокурора России. Справедливость должна восторжествовать.

Между тем бывший кадровик Нина Седунова, проработавшая с программами для молодых семей в Кабанском районе с 2006-го по 2012 годы, отмечает: вердикт об их платежеспособности выносит комиссия в Улан-Удэ. «Анну Сергеевну туда не вызывали и не приглашали — просто подвинули. А субсидию, вероятно, отдали нужным людям», — считает она. — А за программу «Жилище» МО «Кабанский район» ответственность полностью несла Ирина Надрага, которая потеряла контроль и не владела информацией, что и привело к грязным интригам».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Дойти до главного

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру