За прошедшие два года поручение президента не выполнено, проблема обманутых дольщиков не решена, а где-то стало хуже. Как может в таком деле быть хуже, за неделю до этого на встрече Алексея Цыденова с горожанами в Национальной библиотеке поведали сами дольщики.
Вместо обещаний помочь достроить дом на Ключевской, 4в, застройщик ООО «Зодчий» под благовидными предлогами в одностороннем порядке принялся массово расторгать с дольщиками договоры. Достаточно взглянуть на сумму задолженности при стоимости квартир в несколько миллионов рублей, чтобы усомниться в искренности намерений руководства ООО «Зодчий». Невзирая на отчаянные возражения дольщиков, в одном случае договор был расторгнут, например, когда долг за квартиру составлял всего 14 тыс. 800 рублей, во втором — 89 тыс. рублей, в третьем — 200 тыс. рублей.
Под именем главы
«Нас нагло обманули во второй раз, прикрываясь вашим именем, Алексей Самбуевич. В ноябре прошлого года вы от имени правительства подписали соглашение с ООО «Зодчий», в котором обязались содействовать снятию ареста с наших квартир, арестованных в обеспечение уголовного дела. Только никто вам не сказал, что за полгода до этого застройщик со многими из нас расторг договоры в одностороннем порядке, и мы не лишились квартир только потому, что они были арестованы. Когда же от вашего имени аресты были сняты, застройщик начал их продавать, оставляя нас без квартир, без денег и надежды на справедливость», — рассказали дольщики на встрече в Национальной библиотеке.
Жилищный комплекс на Ключевской, 4в, вторая очередь строительства которого была запланирована в 12 и 14 этажей, третья — в 9 этажей, является на сегодня самым крупным объектом долевого строительства Улан-Удэ. Согласно документам, здесь было продано 270 квартир, только на этапе второй очереди привлечено 439,2 млн рублей. Среди дольщиков есть такие, как Оксана Иметхенова, пришедшая по программе молодежно-жилищных комплексов (МЖК), вложившая в стройку материнский капитал и оформившая ипотеку. Оксана признана обманутым дольщиком, включена в реестр кредиторов и ждет новоселья. А вот Наталья Соловарова новоселья уже не ждет, потому что ООО «Зодчий» расторгло с ней договор.
Суд меня не поддержал
— С самого начала это была спланированная афера, где мы были жертвами бездействия власти, почему-то бессильной прекратить все это беззаконие, — рассказала Наталья Соловарова. — В июле 2014 года я заключила договор с ООО «Зодчий» на 1 286 тыс. рублей и внесла в кассу 1 млн рублей. В 2015 году, когда дом уже должен был быть сдан, стройка остановилась, и я решила расторгнуть договор. Они меня уговаривали не делать этого и вдруг предложили уменьшить стоимость на 100 тыс. Я, конечно, согласилась, мы перезаключили договор и по допсоглашению цена моей квартиры в 32 кв.м была уже 1 млн 186 тыс. рублей. Я внесла 100 тыс. рублей, и таким образом мой долг оставался всего 86 тыс. рублей. 15 октября, когда я принесла последний платеж, дворник из соседнего дома рассказала, что никто на стройке уже давно не работает. В офисе ООО «Зодчий» мне фактически подтвердили, что раз такая ситуация, остаток я могу внести тогда, когда увижу конец строительства. Потом было возбуждено уголовное дело, нас признали пострадавшими, заверили, что хотя в апреле 2017 года ООО «Зодчий» расторгло с нами договоры в одностороннем порядке, наши квартиры под арестом, их никто не продаст. В ноябре мы узнаем, что глава Бурятии подписывает соглашение с директором ООО «Зодчий» Николаем Борисовым, арест с наших квартир снимают, выставляют на продажу, а нам красиво делают ручкой. Когда я пришла к Борисову и объяснила, что никто нас должным образом не уведомил о расторжении, что я готова оплатить 89 тыс. рублей, что мне нужна квартира, а не деньги, мое здоровье подорвано, ответ был: помочь ничем не могу.
Пошла в суд Октябрьского района, заплатила 25 тыс. адвокату и проиграла суд. Теперь мы не обманутые дольщики, мы — никто. ООО «Зодчий», которому я отдала 1 млн 100 тыс. рублей, плюс квартиру, которую они сейчас продадут, банкротится. Меня поставят в четвертую очередь кредиторов, что означает, что свои деньги я уже не получу никогда.
Куда ушли 133 квартиры
На прошлой неделе нынешние и бывшие дольщики с Ключевской, 4в, обратились к главе республики с письмом, в котором сообщили новые факты, заставляющие усомниться в чистоте намерений ООО «Зодчий», принадлежащего бизнес-структуре иркутских предпринимателей, они же адвокаты Александр Глазырин, Юрий Перфильев и Николай Борисов. Не минстрой, стройнадзор или комитет по строительству, а сами дольщики разыскали документы, согласно которым директора ООО «Зодчий» в разные годы передали собственным аффилированным юрлицам 133 квартиры первой и второй очереди в счет работ, существование которых еще необходимо доказать.
К примеру, компания ООО «ВостТорг» (гендиректор Николай Ербахаев), получившая в результате таких сделок 20 квартир с Ключевской, 4в, была создана 13 июня 2013 года, а первые договоры долевого участия на эту фирму были зарегистрированы еще 17 января 2013 года, когда общества и не существовало. Компания ООО «Торг Маркет» (гендиректор Денис Самсонов), получившая также 20 квартир, создалась 11 июня 2013 года. А уже 17 июня 2013 года в ее пользу было отчуждено 2 квартиры, 20 июня — 1 квартира, 24 июня — 5 квартир, 7 ноября — 10 квартир и так далее. Самое интересное, что с этими «дольщиками» нынешний директор ООО «Зодчий» Николай Борисов расторгать договор почему-то не спешит, хотя с этих квартир также снят арест. Более того, вопреки ожиданиям дольщики, пришедшие в арбитраж для включения их в реестр передачи жилых помещений, столкнулись с еще одной неожиданностью. От тех дольщиков, кто приобрел квартиры по договорам цессии, ООО «Зодчий» вдруг стало требовать подтверждающие документы оплаты этого подрядчика самому ООО «Зодчий».
При чем здесь “Дылача”
— ООО «Зодчий» не только расторгает договоры за малейшую задолженность, он активно оспаривает в суде договоры долевого участия, если квартиры покупались не у него, а у различных подрядчиков по договорам цессии, — продолжает рассказ дольщик Ирина. — Когда мы приобретали квартиры у подрядчиков или физлиц, мы в обязательном порядке предоставляли в Росреестр справку от ООО «Зодчий», что задолженности у этого подрядчика перед застройщиком нет. ООО «Зодчий» само давало такие справки, а теперь они говорят, что эти справки недействительны, что бабушки-дедушки должны это подтвердить, то есть предоставить в суд исходные акты взаимозачета или поставки товара. Скажите, как это сделать, если с 2014 года многие фирмы-подрядчики, у которых мы купили квартиры, прекратили свою деятельность? Как можно вообще верить Николаю Борисову, который в статусе адвоката в том же 2014 году представил в Советский суд г. Улан-Удэ поддельный документ, за что адвокатской палатой Иркутской области этого статуса был с позором лишен. Юрий Перфильев, который также расписался под соглашением о завершении долевого строительства нашего дома, есть тот самый Перфильев, который 27 сентября 2016 года оказался не где-нибудь, а в машине иркутского адвоката Васькова в тот самый момент, когда произошло громкое убийство возле здания, еще недавно принадлежавшего эвенкийской общине «Дылача». Почему наша власть вообще садится с такими лицами за стол переговоров? Когда мы пришли со своей проблемой к бывшему зампреду Мункожапу Бадмаеву, он начал говорить, что встречался с нашими застройщиками и они показались ему очень хорошими людьми. Когда я его спросила, а какие документы он видел по нашему дому, представляет ли он, каким образом из дома вывели половину всех квартир, то выяснилось, что ничего этого Мункожап Бадмаев не представляет. Получается, что Борисову и всей этой компании поверили на слово.
Обманутые дольщики как главная проблема Алексея Цыденова
Соглашение о сотрудничестве в целях завершения долевого строительства дома на Ключевской, 4в, подписанное 29 ноября 2017 года Алексеем Цыденовым и застройщиками, утвердило дату окончания строительства как 30 сентября 2018 года. Дольщикам третьей очереди, которая находится на стадии котлована, предоставят квартиры во второй очереди. Однако наступает май, а никаких движений по строительству дольщики не видят. В прошлом году они уже дважды выходили на митинги и пикеты. Видя такое отношение к себе, ничего иного им не остается. Изменения в законе «О долевом строительстве» их не коснутся. Они надеются только на главу, который поставил свою подпись под соглашением, а значит, через 5 месяцев должен будет за нее ответить.