Основатель автономии: 120 лет первой встречи Агвана Доржиева с Николаем II

При Санкт-Петербургском дацане построят памятник Агвану Доржиеву

Я всегда живо интересовался судьбой цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Доржиева. Будучи в Ленинграде в 1970-е годы, изучал некоторые материалы о буддийском иерархе в библиотеках «северной столицы», посещал здание буддийского храма в Старой деревне, за Черной речкой, где размещалась в то время исследовательская лаборатория Института зоологии АН СССР.

При Санкт-Петербургском дацане построят памятник Агвану Доржиеву
Хамбо Агван-Ловсан Доржиев.

Именно Агван Доржиев основал более 100 лет назад первый буддийский храм в европейской части России — Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй.

До этого знал, что великий бурятский лама в начале XX века отдыхал у нас на малой родине, Аллинском аршане. Об этом поведал в свое время профессор Жамсаран Сажинов — известный в республике человек, учитель многих поколений учителей. Получается, что наставник Его Святейшества Далай-ламы XIII посетил наши края после визита к царствующим особам в Петербурге.

…Агван Доржиев три раза встречался с российским императором Николаем II.

В 1898 году высокий представитель буддийского духовенства добивается первой аудиенции у российского императора. Встреча произошла с участием «востокофила», приближенного Николая II, князя Ухтомского в Летнем дворце в Петергофе. Вопросы, обсуждавшиеся на ней, касались перспектив установления дипломатических отношений между Тибетом и Россией. Эта встреча была важна тем, что начались прямые контакты между Петербургом и Лхасой. В тот же приезд Агван Доржиев поднял вопрос о строительстве буддийского храма в Петербурге.

30 сентября 1900 года Агван Доржиев второй раз встречается с Николаем II. Встреча состоялась близ Ялты во дворце Ливадии. В ней принимали участие министры финансов, обороны и внутренних дел российского государства. Тогда же Агвану Доржиеву была обещана русская протекция в отношении Тибета при условии учреждения русского консульства в Лхасе.

Третья встреча прошла 23 июня 1901 года в Летнем дворце в Петергофе. После этого Агван Доржиев остается в Петербурге в качестве официального представителя Далай-ламы, началось строительство первого буддийского храма в столице российской империи.

Агвану Доржиеву было суждено сыграть заметную роль в международной политической жизни начала XX столетия. Тибет стремился к независимости от Китая, а Россия и Англия боролись за возможность расширения своего влияния. От имени Далай-ламы ХIII Доржиев отстаивал мысль о покровительстве Тибета Россией сначала на встречах с Николаем II, а затем в большевистском Кремле.

Агван Доржиев прожил в Тибете 25 лет, там он получил степень лхарамбы — высшую ученую степень в тибетском буддизме. Тибетцы главным образом вспоминают его как незаурядного ученого, чье искусство вести дебаты оказало неоценимую поддержку тибетским монахам в традиционных философских диспутах.

По моим оценкам, дипломатическая миссия цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Доржиева по сближению российской империи с буддийским Тибетом несла в себе и подспудную цель, направленную на укрепление Учения Будды на территориях Восточной Сибири и Забайкалья, где компактно проживали бурятские рода, и центральных аймаков Внешней Монголии, находящейся под протекторатом маньчжурской династии Цин. Историческим фактом является то, что главной интегрирующей силой монгольского национально-освободительного движения начала XX века выступила буддийская церковь Внешней Монголии во главе с ее иерархом Богдо-гэгэном VIII, ставшим символом возрождения государственности в новейшей истории.

Агван Доржиев, выступающий в качестве посла Далай-ламы XIII, выходит из Большого Петергофского дворца после аудиенции у Николая II 23 июня 1901 года.

Известно, что в 1911 году при покровительстве и безоговорочной поддержке российского престола было провозглашено независимое монгольское государство. Цанид-хамбо-лхарамба Агван Доржиев в период принятия исторических решений и провозглашения современной монгольской государственности являлся главой дипломатической миссии Тибета, полномочным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIII при российском царском дворе и впоследствии Советской республике.

…Осенью 1920 года благодаря стараниям 32-летнего Элбэк-Доржи Ринчино и 67-летнего Агвана Доржиева Бурятия получила автономию. Они вместе с калмыцким деятелем Амур-Сананом посетили председателя Совнаркома Владимира Ильича Ленина. Вождь соглашается с их доводами о необходимости реализации права народов России на самоопределение. И направляет в ЦК партии предложения о предоставлении автономии «в первую голову для калмыков и бурят-монголов».

Именно два этих бурятских деятеля, по моим понятиям, находились у истоков создания национальной государственности бурят.

Доржиев встречался и с первым наркомом просвещения РСФСР Луначарским. Речь шла на встречах о свободе вероисповедания, культурном строительстве, их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Агван Доржиев подчеркивал, что буддизм — не религия, а философия, что в нем присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийский социализм) ответственности каждого за общее дело.

…Агван Доржиев и Элбэк-Доржи Ринчино. Оба они были выдающимися бурятскими деятелями первой трети ХХ века. Несмотря на разницу в возрасте, совпадений в их судьбе довольно много для того, чтобы считать это случайностью.

Агваном Доржиевым в Петербурге при издательстве «Наран» («Солнце») был создан так называемый «агвановский алфавит». Студент Петербургского университета Элбэк-Доржи Ринчино и школьный учитель из Бохана Николай Амагаев принялись за совершенствование созданного в 1905 году Агваном Доржиевым бурятского алфавита. В 1910 году они издали небольшую книгу «Новый монголо-бурятский алфавит» с подробнейшими комментариями и рассуждениями о роли интеллигенции в решении насущных задач просвещения народа.

Далее. Если Агван Доржиев был причастен к событиям в период провозглашения монгольской государственности в 1911 году, то более молодой Элбэк-Доржи Ринчино во второй половине 1921 года и до конца 1925-го работал в Монголии: участвовал в революции и гражданской войне, организации партии, правительства и армии.

Неисповедимы повороты судьбы. В 1937 году Доржиева, как и Ринчино, арестовали по обвинению в том, что он является лидером «контрреволюционной панмонгольской террористической, повстанческо-шпионской организации». Сгинули оба в тюрьме в 1938 году. В 1957 году они были реабилитированы за отсутствием состава преступления.

...Российская империя, Советская власть, постсоветская Россия, Тибет, Британская империя, разные племена и религиозные группы Бурятии и Калмыкии — все видели цанид-хамбо по-своему. Можно утверждать, что вся политическая и дипломатическая деятельность бурятского монаха, включая его отношения с царской семьей и большевиками, была нацелена на выживание буддизма в России и СССР и сближение Тибета с Россией.

Агвана Доржиева можно считать одной из важнейших фигур в российском буддизме, хотя в последнее время его имя упоминают не так часто.

Как пишет исследователь наследия буддийского иерарха, британский историк Катриона Басс, в 1992-1993 годах возник некий культ Агвана Доржиева. Его фотографии появились на домашних алтарях, и ходили легенды о его сверхъестественных способностях. Высшая государственная премия Бурятии стала носить его имя. Но в последние годы бурятские буддисты стали в значительной мере сокращать свои связи с Тибетом и с Далай-ламой в особенности. Возможно поэтому Агвана Доржиева предают забвению — в пользу его сверстника Даши-Доржо Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах.

Во время празднования 100-летия дацана Гунзэчойнэя, буддийского храма в Санкт-Петербурге (а это были две недели конференций, выставок и концертов), Агвана Доржиева даже не упоминали, несмотря на то, что он был основателем храма.

Тем не менее представители дацана в Санкт-Петербурге сказали, что Агвана Доржиева помнят и чтят в храме и как раз сейчас готовят ему памятник.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: Основатель автономии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру