Судьбу курортов Тунки не должен определять стук молотка на торгах

Злоба дня

У вопроса о приватизации курорта «Аршан» давнишняя «борода»: еще в 1990 году у профсоюзов обнаружилась неспособность содержать свою всесоюзную здравницу на востоке страны.

Злоба дня

Я не буду вдаваться в подробности этого «дела». Также со временем становятся понятными причины кризиса советской системы, приведшей к власти некоего Горбачева («комбайнера» со Ставрополья) с его «идеей ускорения и перестройки».

В «МК» в Бурятии» читаем материал с пресс-конференции республиканских профсоюзов по вопросу состояния «Байкалкурорта». Там приводится интересное явление: исчезновение денег, заработанных курортом в течение года. Доход курорта был в 5 млн 779 тыс. рублей, а в следующем году курорт сидел с почти пустой миской, только в ней жидко позванивали гроши — 334 тысячи рублей.

Газета спрашивает, куда делись деньги? А в таких случаях давно в нашей стране никто ответа не дает. Ведь в этих вопросах действительно приближается «запашок» не очень-то приятных «дел».

Только до народа доходят слухи со сходок заинтересованных лиц о приобретении ими курорта за символическую цену (один из вариантов совместно с казной республики), чтоб влить в подъем здравницы баснословные деньги богатых людей (из-за границы и российских миллиардеров?).

Под народом прежде всего мы подразумеваем население Тунки — и работающих на курорте, и торгующих на рынках, все же тех, которые испокон веков считают Аршан местом отдыха и лечения, святыней не только бурятского, но и монгольского мира, гордостью их, ранее в Советском Союзе, ныне в России. После прихода капиталистов, конечно, многие потеряют работу, ибо капиталист не будет тратить из своего кармана, чтобы заиметь обслуживающий персонал из аборигенов — русских и бурят. Это «международная практика». Одним словом, никто из тункинцев не хочет уподобиться мартышкам, на которых глазеют из-за решеток в зоопарках, здесь будет обратное: на местных с презрением будет останавливаться взгляд «белых» из-за фантастических оградок, куда нет доступа, ведь такая картина уже есть на Байкале.

Под народом подразумеваем по сути население республики: так как особенно в летнее время и улан-удэнцы, и жители районов отдыхают и лечатся в пансионатах лечебницы и в частном порядке (что удобно приезжающим кратковременно, и местным людям доходно) — таким образом издавна образовался бурятский курортный микроклимат, что придает ему национальное своеобразие на границе с Монголией и, главное, имеет перспективу при складывающейся ныне евроазиатской и международной обстановке.

Еще в 1990 году, будучи народным депутатом СССР, я вел переговоры с ВЦСПС о кооперации курорта с бурятскими производителями-аграриями и совмещении интересов с культурным и спортивным потенциалом, что находило положительные отзывы, хотя тогда времена были совсем другие. Главное, курортная инфраструктура должна быть подчинена задачам национального парка, ибо цели и задачи курорта и национального парка одни и те же — рекреационные и оздоровительные! И курортная инфраструктура должна войти в состав национального парка. Значит, приватизация курорта Аршан как профсоюзной собственности не имеет однобокий характер, т.е. при купле-продаже должны быть соблюдены все правовые вопросы. В инфраструктуре курорта основной собственностью являются скважины минеральных лечебных вод. Предметом купли-продажи не могут быть скважины лечебных вод и земля. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Поэтому какие-либо изменения в статусе курорта, прежде всего, смены собственника, должны стать предметом общенародного обсуждения в какой-либо форме, чтобы наши органы власти приняли компетентные решения в духе волеизъявления общества. Быть легкомысленным в вопросах, касающихся использования, охраны природных ресурсов, имеющих прямое отношение к здоровью человека, — это преступление!

Судьбу курортов Тунки не должен определять стук молотка на торгах.

В Тунке вовсю идет борьба за владение лечебными минеральными источниками: начиналась она с поползновений коммерческих структур, за которыми угадываются интересы далеких от Бурятии «денежных мешков». А что последует, если допустить их в Бурятию, каждому из нас хорошо известно. Ныне в частные руки переданы скважины санаторий «Нилова Пустынь» и «Жемчужина» («Вышка»).

Лицензии на пользование скважины должны быть отданы лечебным учреждениям, имеющим лицензии на пользование минеральными источниками в лечебных целях. Местное население надеется, что эти вопросы найдут справедливые решения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 4 июля 2018

Заголовок в газете: Судьбу курортов Тунки не должен определять стук молотка на торгах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру