Историю с хищением крупной партии нефрита в Бурятии пытаются поставить с ног на голову

В отношении главы «Сибирьгеологии» возбуждено два уголовных дела

В начале июля Бурятская таможня возбудила уголовное дело в отношении основателя и директора горнодобывающего предприятия «Сибирьгеология» Александра Секерина за контрабанду.

В отношении главы «Сибирьгеологии» возбуждено два уголовных дела

Бизнесмен и геолог подозревается в незаконном вывозе за пределы России 10 тонн стратегического ресурса — нефрита-сырца.

Полудрагоценный поделочный камень был продан за 8 миллионов рублей китайской компании «Anhui Hongfu Jade&Jewellery Co Ltd». Эти 10 тонн были лишь одной пятой частью предназначенного на экспорт в КНР нефрита, добытого «Сибирьгеологией» на Горлыкгольском месторождении в Окинском районе Бурятии.

Сначала было дело

Еще вчера мало кто в Бурятии слышал об Александре Секерине и его горнодобывающем предприятии. И не только потому, что «Сибирьгеология» зарегистрирована в Иркутской области, платит налоги в областной бюджет, хотя и добывает полудрагоценный камень на территории Бурятии. Пользователи недр не любят публичности, и имя Александра Секерина по-прежнему оставалось бы известным лишь геологам и недропользователям, если бы не другое уголовное дело, возбужденное опять же в отношении директора «Сибирьгеологии» тремя месяцами ранее — 30 марта 2018 года республиканским МВД.

Александру Секерину вменялось в вину осуществление предпринимательской деятельности (добычи нефрита) без лицензии. В качестве вещественного доказательства к делу были приобщены почти 120 тонн зеленого камня, изъятых на период следствия у «Сибирьгеологии». Связь между двумя уголовными делами непосредственная: сначала незаконная добыча, а затем незаконный сбыт.

И Александр Секерин сразу же прославился. Некоторые СМИ не скупятся на эпитеты — «уважаемый», «заслуженный», «известный», «опытный» Александр Секерин, который теперь рискует попасть за решетку якобы из-за чужой ошибки и «конкурента».

Доказательство умысла

Никто и не спорит — заслуженный, уважаемый, опытный. Именно за особые заслуги перед наукой и отраслью в 2002 году ветеран геологии, кандидат наук Александр Секерин бесплатно и без конкурса получил на Горлыкгольском месторождении нефрита в Окинском районе Бурятии участки недр, на которые, собственно, он сам и указал. Стало быть, знал, где и что залегает.

История умалчивает, насколько успешной была деятельность «Сибирьгеологии» в течение 12 лет — вплоть до того момента, когда в 2014 году выездная комиссия Роснедр не установила, что две из трех эксплуатируемых предприятием жил (№№ 36 и 37) фактически лежат за пределами границ лицензионного участка «Сибирьгеологии».

Остается также гадать, когда именно опытнейший геолог Александр Секерин усмотрел ошибку в системе координат своих-чужих участков. В 2014-м по результатам выездной комиссии Роснедр? Или все же в 2002-м, когда получал и регистрировал лицензию? Как бы то ни было, добычу нефрита на спорных участках Александр Секерин не прекратил. И еще долго не прекращал.

Добыча продолжалась в 2015 году, когда по результатам конкурса право на разработку месторождений зеленого нефрита в границах Горлыкгольского месторождения (включая злополучные 36-ю и 37-ю жилы) было выкуплено другим недропользователем за крупную сумму, поступившую в бюджет.

Разработка продолжалась и в 2016-2017 годах. Нефрит, добытый Александром Секериным в этот период времени, и стал для него камнем преткновения.

Так вот, не останавливая эксплуатацию двух жил, Александр Секерин, руководствуясь какими-то своими соображениями, в начале 2016 года обратился в арбитражный суд Бурятии с иском об оспаривании итогов конкурса. В исковом заявлении он прямо написал, что жилы под номерами 36 и 37 действительно лежат за пределами его участка, то есть признал сей факт. Однако через пару месяцев этот иск сам же и отозвал. Но сделанного не воротишь: следственные органы расценили исковое заявление доказательством умысла на незаконную добычу нефрита с участков, которые по итогам конкурса по закону принадлежат другому недропользователю.

Круг замкнулся

Круговорот нефрита в природе завершается в Китае. В этой стране за полудрагоценный камень готовы платить большие деньги. Неизменный на него спрос в Поднебесной объясняет и нездоровую (криминальную) возню в самой Бурятии, где по недоразумению этого нефрита — завались (90 процентов от всех запасов по России).

Вот и «Сибирьгеология», как кот Васька, который слушает да ест, согласно статистическим данным, добыла в первом полугодии 2016 года 42 тонны нефрита с жилы №36 и еще 70 тонн — с жилы №10. А за тот же период 2017 года — 70 тонн с жилы №37 и 30 тонн — с жилы №10. Почему это важно.

Дело в том, что жила №10 — единственная из трех, которую фирма Александра Секерина разрабатывает на законных основаниях. Вот только разрабатывает ли?

В ходе следствия по уголовному делу выяснилось, что в 2016 году по заверению работников фирмы «Ирбис», которую «Сибирьгеология» наняла в качестве субподрядчика, работы на жиле №10 не велись. По факту оттуда не извлечено ни одного килограмма нефрита, а в отчетности говорится о 70 тоннах поделочного камня. Это обстоятельство позволило следствию предположить, что предприятие Александра Секерина «выкачивало» зеленое золото из чужих жил. И не только жил. Впрочем, следствие разберется. Пока же, по предварительным данным, речь может идти о незаконной добыче в 2016-2017 годах с жил под номерами 36 и 37 порядка 180 тонн нефрита-сырца.

«Меня застукали...»

Поэтому решительно непонятно, каким таким чудесным образом Александр Секерин предстает в некоторых публикациях жертвой обстоятельств. В замечательной лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» герой Анатолия Папанова говорит своему зятю — мелкому жулику и спекулянту Диме Семицветову: «Тебя посодют, а ты не воруй!» в ответ на его истеричное: «Меня застукали, ко мне приходил следователь!». И хотя любая аналогия хромает, что-то общее есть. Ирония заключается в том, что Александру Секерину, к которому, возможно, «приходил следователь», тоже грозит реальный срок — газеты пишут. Но, может, и пронесет. Но не потому, что кругом прав. 

Уже который год республика небезуспешно добивается декриминализации нефритовой сферы. И касается это не только местных жителей, подозрительно легко находящих «серьезные» каналы для нелегального сбыта нефрита. Но и уважаемых геологов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: Происхождение нефрита

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру