Кондуктор улан-удэнского трамвая читает пассажирам свои стихи и заряжает любовью к жизни

Юлия Фалилеева: «У меня все хорошо, даже если очень плохо»

Те жители нашего города, которые передвигаются в трамвае, хоть раз да встречали там молодую женщину с сумкой наперевес, которая шустро «обилечивает» людей, попутно общается с ними (не из банальной вежливости или праздного любопытства, а искреннего интереса), помогает устроиться поудобнее пожилым, беременным и даже декламирует стихотворения собственного сочинения.

Юлия Фалилеева: «У меня все хорошо, даже если очень плохо»
Юлия Фалилеева. Фото: Дора Хамаганова.

Лучший кондуктор 2015 года и, пожалуй, самый лучезарный в столице Бурятии, Юлия Фалилеева известна многим и любима всеми, кто ее знает. Самые угрюмые горожане расцветают при виде нее, заряжаются позитивом, раскрывают сумки в поиске подарочков и распахивают души. А некоторые специально ждут «ее» вагон — обсудить погоду и новости, посетовать на хвори, да и просто поговорить по душам. Корреспондент «МК» в Бурятии», чего греха таить, тоже попала под обаяние Юли, узнала секрет ее оптимизма и послушала берущие за душу строки.

— В принципе любая работа — или осознанный выбор, или некое стечение обстоятельств. А как ты оказалась билетером «уличного поезда»?

— Оба родителя служили в полиции и носили форму. Профессию их я безмерно уважала, а вот форма мне жутко не нравилась. В голове не укладывалось, как вечно ходить в одной и той же одежде и подолгу сидеть на одном и том же месте! Сама я выучилась на портного-закройщика в лицее №15 и устроилась заказным кондуктором в МУП «Управление трамвая». Работала с утра или с обеда — когда удобно было. Понравилось то, что можно надевать любые вещи, пусть и со специальной жилеткой, наблюдать за происходящим вокруг, находиться в постоянном движении... Рабочий день пролетал незаметно. Потрудилась два месяца, уволилась, но после вернулась.

— И почему? Наверняка эта деятельность зацепила чем-то помимо своей подвижности и относительной свободы самовыражения.

— Скорее, кем-то — людьми. Вот утром заходишь в вагон и видишь: все сидят уставшие. Одни еще не отошли ото сна, другие уже планируют дела. А ты подходишь за оплатой, здороваешься, заговариваешь, и они становятся довольнее. Наблюдают за тобой, отвлекаются от своих забот. Те пассажиры, которые ездят регулярно, расплываются в улыбке, когда встречаешь их, словно старых знакомых. А те, которые обычно «гасятся» (сидят с деньгами, но упорно смотрят в окошко — «вдруг меня не заметят?»), тянут руки и привлекают мое внимание.

— Абсолютно любого можешь разговорить? С кем и о чем доводится беседовать?

— Я просто чувствую настрой и отталкиваюсь от него. Допустим, обилечиваю человека и между делом говорю что-нибудь. Если отреагировал — и расспрошу, и поболтаю. Самые словоохотливые, естественно, пенсионеры! Постоянно шучу, что у меня на лбу стоит метка «60+». Чаще всего рассказывают, кто чем заболел, у кого что выросло на даче, кто родился, крестился, женился из детей-внуков и так далее… Как-то бабушка пожаловалась, что сломала ногу на ступеньках. Выговорилась — и легче стало.

— Бывали ли приятные памятные случаи, связанные с пассажирами?

— Великое множество! Например, недавно на «Октябре» в трамвай зашла немолодая женщина. Опустилась на сиденье и перебирает вещи в рюкзаке, причем довольно долго. «У вас произошло что-то?» — спрашиваю. «Кошелек пропал, — отвечает. — Видимо, забыла его в бассейне». Я предложила выйти на «Элеваторе» и вернуться за пропажей пешком либо доехать до дома бесплатно (по голове за это, конечно, не погладят, но человеческое соучастие пока не отменяли). Она решила забрать портмоне и, если не сможет найти его, дойти до «Саян» на своих двоих. Пришлось дать 15 рублей на обратную дорогу. Дама рассыпалась в благодарностях, спросила мои фамилию, имя, отчество и вечером попросилась в друзья в «Одноклассниках». Но я не добавила ее, поскольку не узнала. На следующий день женщина нашла меня, отдала деньги и вручила шоколадку. И, да, в социальных сетях мы все-таки «зафрендились».

— А неприятные?

— Лет пять тому назад в вагон сел молодой солидный мужчина в дорогом бежевом костюме и, как полагается, оплатил проезд. Через пару остановок заходит мужичок бомжеватого вида, который не расплачивается. Я мирно, но настойчиво выпроваживаю его, как вдруг вмешивается тот парень — чего выгоняете человека? — и покупает билет. Этот товарищ встает около своего спасителя — мол, спасибо, братан! — и… его вдруг сташнивает прямо на шикарный пиджак и брюки.

Да и кто только не встречается. Один раз зашел мальчишка с «тоннелем» в щеке, через который виднелись зубы, другой раз — девчонка в шортах, через которые просвечивали трусы, а на них красовалась надпись: «Готовлюсь к пятнице». Всего и не упомнишь!

— И явно не соскучишься! Ну а флирт имеет место?  Наверное, многие мужчины пытаются знакомиться с тобой.

— И некоторые не останавливаются, даже когда видят кольцо и узнают, что я замужем. Иногда дарят цветочки, которые просто везут с собой или специально покупают в магазинах. Всегда раздавала их коллегам-женщинам или оставляла в диспетчерской. Но однажды получила настолько роскошный букет, что принесла домой. Мысленно сжалась: «Как к этому отнесется муж?». Но он отреагировал адекватно и с юмором. Между нами состоялся следующий диалог: «Откуда цветы взялись?» — «Пассажир подарил. В какую вазу поставить? И ты больше ничего не скажешь?». — «А что тут сказать? Экономия семейного бюджета! Я дарить не буду!» (смеется).

— То есть сцены ревности и разборы полетов супруг не устраивает?

— Говорит: «Я уверен в тебе. И пусть остальные завидуют, что у меня такая жена». Наглядный пример. Выходила из транспорта, и другой кондуктор-мужчина подал мне руку и повел через дорогу. Вдруг я повернула голову и увидела мужа, который сидел в машине, облокотившись на руль, и внимательно так смотрел на нас. Когда уселась рядом, он поинтересовался: «Сама перейти не в состоянии?». Вместе посмеялись.

— Другие презенты вручают, кроме цветов?

— Что только не дарится! Но преимущественно содержимое пакетов. За последнее время мне отсыпали картошку с морковью и огурцы с помидорами, угощали мороженым, шоколадкой и овсяной кашей быстрого приготовления, давали наклейки, мыло (как пояснили, без всяких намеков, от чистого сердца). Супруг твердит: «Пора открывать музей, как в «Поле чудес». Даже хотели вручить деньги. В трамвае ездит старенькая бабуля, постоянно справляюсь о ее делах и здоровье. Вот и в тот раз мы встретились, пообщались. Я подошла к коллеге и почувствовала, что меня дергают за платье. Повернулась назад, а старушка сует купюру: «Купи своим ребятишкам гостинцев». Аж слезы навернулись на глаза. «Не надо, лучше вы почаще заходите ко мне в вагон», — нашла альтернативу. Сестра подруги говорит: «Юлька, ты так работаешь, что хочется тебе дать что-нибудь!». На самом деле я просто отношусь к людям по-человечески, и они ко мне — аналогично. Недавно у нас оборвалась контактная сеть, и народ высадили прямо на мосту. Но все вошли в положение, никто не возмущался, даже пенсионеры не ворчали.

— И еще делишься своим творчеством... Расскажи, как давно ты пишешь стихи и на какую тему?

— Сочиняю их с 17 лет — о семье, матери, детях. Бог знает, сколько сожгла и выбросила. Пишу по вдохновению, а порой и по просьбе, когда знакомые идут на свадьбу или день рождения, выкладываю в соцсетях (так в студенчестве накопила на популярный тогда фотоаппарат «Кодак»). Мама собирает все мои творения и плачет над адресованными ей (улыбается). Читаю стихотворения пассажирам, если они попросят — но без микрофона, чтобы прислушивались. Я участвовала в тематическом проекте на телеканале АТВ и акции «Трамвай поэзии», после чего поэт Иван Башанов пригласил вступить в литературный клуб — дескать, «нужна свежая кровь». Но времени на это, увы, не хватает. За один-два выходных дня нужно сделать все дела.

— А мне хоть одно прочесть можешь?

— Встаю я утром на рассвете, к окну неспешно подхожу,

Открою штору солнце встретить и бога тихо попрошу:

Пусть он про нас не забывает, благословит нелегкий путь,

Единственный о всех все знает, не даст в уныньи утонуть.

Потом пойду, где спят детишки. Бесшумно, не тревожа сон,

Из-под подушки уберу я книжки, что дочь читала перед сном.

Присяду рядом на кровати, взгляну на ангелов моих.

Любви моей, конечно, хватит и на детей, и на родных...

— Повезло твоей маме с дочерью, твоим детям с матерью тоже! Скажи пару слов о своей семье.

— У меня 14-летняя дочь, 6-летний сын и горячо любимый муж, портрет которого висит на доске почета ЛВРЗ. Самой мне 36 лет по паспорту, но стабильно 30 в душе. С тех пор, как перешагнула эту отметку, не считаю возраст.

— Не порывалась уйти из кондукторов? Все же в этом деле хватает трудностей — то жарко, то холодно, то «зайцы»?

— Работаю здесь восемь лет и планирую работать до пенсии. А сложности есть везде. Я не зацикливаюсь на них, тем более знала, на что шла. Да, случаются и жара, и холод. Но труднее, чем кондукторам, ходящим по салону, приходится водителям, сидящим в кабине, и того хуже — продавцам, стоящим на улице. Все познается в сравнении. Да, попадаются разные люди. И некоторым пассажирам хочется «халявы». Однако компромисс находится практически с каждым. У всех нас в жизни свои проблемы. Но они не решаются, если мысли просто гоняются в голове, а вот настроение портится. Поэтому у меня все хорошо, даже если очень плохо. Когда же вагон заезжает на Богатырский мост, и окрестности озаряются солнцем, забываются невзгоды и просыпается такая радость, которой невольно делишься с миром.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: «У меня все хорошо, даже если очень плохо»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру