Юный барбер из Улан-Удэ стрижет сирот, хочет открыть бизнес и выучиться на хирурга

Петя Пономарев советует не щеголять чересчур пафосными головами

О том, что в нашем городе есть чисто мужские парикмахерские — так называемые «барбершопы», известно не понаслышке. А вот о том, что в одной из них работает очень молодой мастер, выяснилось неожиданно.

Петя Пономарев советует не щеголять чересчур пафосными головами
Петр Пономарев за работой.

На сделанном там и выложенном «ВКонтакте» фото был запечатлен подросток в парикмахерском фартуке и с бритвенной машинкой. «Ему всего 14 лет, а он нереально круто стрижет!» — гласила подпись к снимку. А еще имеет большое сердце, серьезные планы на жизнь и отнюдь недетский взгляд на мир, скажу вам я, лично пообщавшись с Петей Пономаревым.

— Тебе правда 14?

— Ну да, полных (улыбается). Перешел в восьмой класс. Учусь в школе №4 в центре, на улице Смолина. Здесь учатся и дети-инвалиды — с ДЦП, на колясках. Воспринимаем их как и остальных, чтобы не чувствовали себя не такими, как все, и знали: мы равны. Тем более так оно и есть.

— А каким ветром занесло в парикмахерское искусство?

— Мама работает тут («EMSSTUDIO». — Прим. ред.) администратором, а Ирина — барбером. Она и предложила обучить меня мужским стрижкам. Долго отказывался — зачем лезть в это дело и выделяться среди других? Не поймут, засмеют... Но в итоге согласился — чем заниматься-то на летних каникулах? Да и научиться надо всему. Вот я и начал. С середины июня этого года.

— Придя сюда, ожидала увидеть на месте твоего «сенсея» брутального дядьку, но никак не хрупкую девушку...

— Она оказалась замечательным учителем. Первым делом велела мне крутить в руках ножницы — и отдельно, и вместе с расческой, чтобы стричь и расчесывать клиентов, не раня ни себя, ни их. Часа четыре тренировался под ее руководством, еще несколько — самостоятельно дома. Сначала было тяжело удержать сразу два предмета, потом привычно стало. Ирина объясняла все в теории — как стерилизовать приборы, как держать их, как делать плавные переходы и так далее, показывала на практике. Я смотрел и пробовал.

— Учился на манекенах?

— Сразу на людях!

— И какой смельчак стал «подопытным кроликом»?

— Мой друг. Изначально он очень скептично отнесся к этой затее, говорил: «Нет, Петя, не пойду я к тебе, боюсь». Еле-еле уговорил. Сказал, что процессом будет руководить профессионал. Стрижка называлась «андеркат» и стоила у меня рублей 70, хотя у Ирины стоит больше. Она сбрила половину головы и я — половину. Когда взял машинку, вибрация сильно отдавала в руку. Было сложно совладать с нею, но можно. Позже понял, что постриг немного не так, исправился и сделал как надо.

— Кто далее выступали «моделями»?

— Два приятеля. Тоже уговаривал их. Когда стриг одного, не мог зачесать волосы, забыл налить масло в машинку и оставил «пятна» на голове, да еще и плохо сделал пробор — он уходил слишком глубоко. Страшно переживал по этому поводу, но друг успокоил: «Ты же учишься». Второго стриг, учитывая прежние ошибки. Получилось нормально.

— Профессиональный урок, врезавшийся в память?

— Наверное, тот, который я получил в «Малышке». Ехал туда как ассистент, но взял сумку со всеми инструментами. И не зря. Моя наставница стала разговаривать с ребятами, а мне сказала стричь их. Все дети оказались очень спокойными. Самый старший, девятилетний парнишка, тихо сидел, пока я брил его. Так же себя вели и другие…Там были больные малыши. Очень худой и маленький шестилетний мальчишка, от которого отказались отец с матерью. С самого рождения он живет в детских домах. Подошел ко мне, обнял за ногу, назвал папой. Я чуть не прослезился. Страшно вот так остаться одному, без родителей, оказаться ненужным никому, кроме воспитателей…

— Больше не бывал там?

— Был. Общался с детьми с синдромом Дауна, стриг мальчика с аутизмом. Честно говоря, когда видел, как он убегает ото всех, думал: «Просто интроверт». Но когда включил машинку, и ребенок страшно испугался ее шума, понял, что нет… К счастью, все прошло без происшествий.

— Это благотворительные акции?

— Вроде того. У Ирины глубокая вера, сильный духовный мир, высокие моральные принципы. Вот уже месяца три стрижет детей бесплатно и приобщает меня к этому. Еще по просьбе фитнес-тренера, точнее, ее молодого человека — офицера ВДВ, — стригу военных. Они считают своей обязанностью заплатить, говорят: «За каждый труд полагается награда».

— А где находишь платных клиентов? Наставница помогает?

— У нее свои посетители, у меня — свои. В основном друзья и друзья друзей, знакомые и знакомые знакомых от 13 до 16 лет и старше. Нахожу их через саморекламу или «сарафанное радио». Принимаю максимум по три человека в день и беру примерно по 150 рублей как новичок. Отработаю год — буду брать больше как профессионал. С недавних пор справляюсь сам. Когда Ирина уезжала на пару недель, была свободная практика.

— Какие стрижки пользуются наибольшей популярностью?

— Тот же «андеркат», «помпадур», «канадка», при которой волосы стригутся короче по сторонам, на затылке и висках, а объем сохраняется около лба и темени. Много их. Бывают и импровизации. Один тренер просит, чтобы я сбривал ему бока почти полностью и заплетал хвост сзади.

— Как лично относишься к модным прическам?

— Делаю их, но стараюсь не «переборщить» сам и советую не «перегибать» другим, щеголяя чересчур пафосными головами. Все должно быть в меру. В Улан-Удэ появилось много стильных девушек и парней, которые самовыражаются через стрижки, но в основном сталкиваются с непониманием — их часто причисляют к лицам нетрадиционной ориентации. Опять же те, кто раньше презирал такие прически, теперь ходят с ними. Время идет, мнения меняются.

— А как друзья реагируют на твое занятие?

— Нейтрально. Личное дело каждого человека. Подруга даже поддерживает — мол, молодец, сам зарабатываешь деньги, пока многие ровесники выпрашивают их у родителей. Мне кажется, чем ты старше, тем это стыднее.

— Девушек стрижешь? Бороды оформляешь?

— Ответ на первый вопрос — нет. Хотел сделать каре подруге, да не решился. Все же барбер — мужской мастер. На второй — тоже нет. Но думаю приступить через несколько месяцев, когда поднаторею. Пока я видел только вершину айсберга, а хочу увидеть его целиком. Возможно, через пару лет поеду на стажировку в московский барбершоп, где Ирина недавно повышала квалификацию и договорилась с руководством.

— Планируешь связать жизнь с барберством?

— Вообще собираюсь окончить школу, 11 классов, и поступить в вуз в Санкт-Петербурге, а лучше в Скандинавии, заранее получив гражданство: для его обладателей там бесплатное высшее образование. Хочу выучиться на IT-технолога, нейро- или кардиохирурга, иметь основную работу и открыть свой бизнес. Скорее всего, это будет мужская парикмахерская.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 8 августа 2018

Заголовок в газете: «Пока я видел только вершину айсберга»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру