Очередь в детские сады как признак системного кризиса

Вопрос ребром: «Быть или не быть?»

В сетевом медиапространстве на прошлой неделе появилась петиция об отставке председателя комитета городского образования Ульяны Афанасьевой: «Афанасьева У.С. занимает должность с 2012 года. 

Вопрос ребром: «Быть или не быть?»

Однако за эти 6 лет так и не была разрешена проблема с детскими садами хотя бы для детей от 3-х лет».  

Надо отдать должное решимости и настойчивости родительской общественности Улан-Удэ в борьбе за обеспечение прав наших детей на дошкольное образование. В столице Бурятии мамы и папы активно объединяются в общественные движения, проводят флешмобы, митинги и сборы подписей. Благодаря их усилиям власть ни на минуту не забывает о насущной проблеме, но, судя по публичным высказываниям ответственных лиц, они недооценивают ее масштабы, а главное, не предлагают стратегию для вывода экономики региона на иной качественный уровень. А между тем «для сохранения страны нам попросту остро нужны по возможности здоровые дети», — так говорил еще в начале XXI века Вячеслав Глазычев.

Факты — упрямая вещь

Выполнение указа президента России о ликвидации очередности в дошкольные учреждения не означает «ликвидацию Афанасьевой» — как виновника нехватки мест в детских садах Улан-Удэ.

Многотысячные очереди в детские сады Улан-Удэ — не частный случай. Это очередной конкретный показатель перманентного системного кризиса в экономике Бурятии, несмотря на смену высшего должностного лица. О другом показателе этого системного кризиса — о проблемах в высшем образовании Бурятии — мы говорили ранее.

Полагаю, что не только руководитель комитета городского образования Ульяна Афанасьева, но и многие иные специалисты, причем из смежных сфер, пересекающиеся по роду деятельности с данной проблемой, знают, что реальное решение вопроса вне компетенции руководителей муниципалитета.

Манипулирование мнением горожан

Избирательный подход (прямые выпады в адрес председателя комитета городского образования) говорит об управляемости процесса, в частности — о желании определенных сил сместить руками недовольных горожан Ульяну Афанасьеву. Вне всяких сомнений, что отставка Афанасьевой саму проблему не решит, ибо председатель комитета городского образования всего лишь один из винтиков огромной бюрократической машины, которая в Бурятии упорно из года в год дает сбой.

Масштабы проблемы

Бурятия входит в восьмерку регионов России, где ситуация с детскими садами признана наиболее острой. Поговорим об Улан-Удэ, ибо в столицу Бурятии стекаются все антропотоки.

Учреждения дошкольного образования, стоящие на балансе муниципалитета Улан-Удэ, сегодня уплотнены под завязку. Строительство же новых зданий с тем, чтобы обеспечить местами в детсадах всех желающих, требует миллиардных бюджетных вливаний.

При этом никто не будет спорить с тем, что отсутствие должного количества детских садов в Бурятии — это, прежде всего, следствие, а не причина. На протяжении многих лет детские сады в Улан-Удэ практически не строились. Как сообщает ТАСС о ситуации в Бурятии, в электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения в регионе стоят 25 тыс. детей. Из них в возрасте от 3 до 7 лет — 5,8 тыс. человек, 4,8 тыс. из которых — в городе Улан-Удэ.

«До конца года приобретаем два детских сада, в следующем году еще два, — сказал Алексей Цыденов о планах до 2020 года. — До конца этого года и в следующем году уже гарантированно 1,1 тыс. новых мест в детских садах у нас появится».

«Отдельная задача — правильно оценить потребность. У нас порядка 30 тыс. детей, которые в очереди не стоят в принципе по разным причинам», — добавил глава республики. (Подробнее см. ТАСС: http://tass.ru/sibir-news/5445910).

О методике расчетов

Как говорил великий Гете: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». Если вникнуть в систему расчетов потребности в детских садах в республике, то начинаешь понимать, насколько примитивна методика расчета, которая доводится до широкой общественности.

Методика расчетов: раз на 1100 детей надо 4 детских сада, то на 5800 детей соответственно в 5 раз больше. Сметная стоимость одного места при строительстве дошкольного учреждения (источник — ФЕР) — 630 000 рублей. Необходимая сумма на строительство детских садов немногим более 3,5 млрд рублей.

С подобной методикой простого деления хвоста очереди на вместимость одного детского сада (арифметика на уровне знаний начальной школы) министра образования Бурятии не пустят ни в один кабинет правительства Российской Федерации.

В арифметических расчетах не учтены нелинейные демографические и миграционные процессы. По данным статистики, очередь в детсады в столице Бурятии ежегодно прирастает почти на 1 тыс. детей: наблюдается большая миграция населения из села в город, но при этом в самой республике наблюдается пусть незначительное, но все же снижение рождаемости. Демографический и миграционный процессы сводят на нет примитивную методику расчетов потребности в дошкольных учреждениях. Нет разумного обоснования расчетов — нет детсадов. Показатели демографии, миграции — это не просто сухие цифры, это ключевые показатели, отражающие состояние экономики.

Сегодня в Бурятии наблюдаются два антропотока: поток внутренней миграции (село — город), порождающий очередь в детские дошкольные учреждения Улан-Удэ, и поток внешней миграции молодежи Бурятии за пределы республики, порождающие вопрос, а кому в будущем будут нужны ныне востребованные детские сады…

Статистика — это наука

В Бурятстате убеждены, что ситуация на рынке труда республики «стимулирует внешнюю миграцию молодежи за пределы региона». И приводят следующие цифры: в 2017 году миграционный отток молодого населения (16-29 лет) составил 1169 человек, в том числе уехало на учебу 1414 человек. Поиск работы привел к оттоку 437 молодых людей».

Обратите внимание, что речь идет о молодежи, о тех, кто думает о своем будущем, в том числе и о потомстве. Сложно представить, что молодые люди для продолжения рода человеческого будут возвращаться обратно на родину. Поток молодых людей, устремляющихся за пределы республики, возрастает с каждым годом. И они правы. Престиж местных вузов падает. Предприятия закрываются.

Не получилось бы так, что республика и город будут тратить время и иные ресурсы на привлечение средств федерального бюджета, на поиск и приобретение земельных участков под строительство детских дошкольных учреждений, а с течением времени в них просто некому будет ходить…

Кроме того, никто не говорит о расходах на содержание социальных объектов. А это значительные суммы. К примеру, содержание пристроя к 63 школе обойдется бюджету Улан-Удэ в оставшиеся 4 месяца текущего года в 8,5 млн рублей. Но сегодня это нужный и долгожданный объект, которого ждут горожане.

Налицо парадоксальная ситуация: с одной стороны, Бурятии как воздух нужны детские дошкольные учреждения, с другой — возрастающая миграция молодежи.

Вырисовывается удручающая картина

Смена высшего должностного лица республики была нацелена на положительные изменения в развитии экономики Бурятии. К сожалению, за два года не прорисован даже приблизительный контур обозримого стабильного будущего региона.

Вины Алексея Цыденова особой нет. Беда в том, что «чистые» технари постсоветского периода (да и не только они!) невольно оказались в гуманитарном вакууме — не получили фундаментальных философских знаний, не восприняли гуманитарные ценности, не усвоили их как основу мировоззрения и мировидения в глобализирующемся мире. «Антропотоки», «идентичность», «человеческий капитал» — без глубокого понимания закономерностей формирования, развития и движения этих явлений эффективное управление становится имитацией или фикцией. Выдающийся французский философ Клод Леви-Стросс предостерегал: XXI век будет веком гуманитарной мысли, или его не будет вообще.

Алексей Самбуевич получил профессиональную подготовку в министерстве путей сообщения. Подготовка менеджеров системы МПС в части исполнительской дисциплины намного круче, чем в любом ведомстве федерального подчинения. В МПС, в системе жесткой логистики, действует другая — математическая — логика, связанная с линейными обозримыми процессами, с материальными объектами. Сама креативность менеджеров этой системы имеет другую природу, нежели в системе управления многомерным социальным объектом.

В системе управления сложными системами синергетическое мышление — залог успеха. В науке управления сложными системами и объектами неукоснительно действует принцип Уильяма Эшби: «Система управления не может быть простой, она должна быть настолько же сложна, насколько сложен управляемый объект». Это непреложный закон, сообразно которому должна развиваться жизнь любого социумного образования, будь то отдельная корпорация или субъект федерации. В государственной системе управления принцип Эшби необходимо понимать следующим образом: для каждого состояния объекта управления должно быть сформулировано эффективное управленческое решение. Для этого субъект управления должен иметь достаточную профессиональную квалификацию и обладать способностью к синергетическому мышлению для управления нелинейными социальными процессами.

Никогда не задумывались, почему вымерли динозавры? Это очень просто. Динозавры вымерли потому, что у них был слишком маленький мозг для огромного тела. Как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 22 августа 2018

Заголовок в газете: Будущее предъявляет настоящему

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру