ХТК администрации главы Бурятии: с вещами на выход

Общественные наблюдатели «за тюрьмами» почти год скитаются без крыши над головой

На прошлой неделе общественная наблюдательная комиссия Республики Бурятия — та, которая осуществляет контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, — провела «прямую линию».

Общественные наблюдатели «за тюрьмами» почти год скитаются без крыши над головой
ОНК Бурятии посещает одно из пенитенциарных учреждений. Фото: пресс-служба УФСИН РБ.

Но организовала ее в кабинете административного корпуса одного из силовых ведомств, а не в помещении правительственного здания, откуда внезапно «вылетела» еще в октябре 2017-го, «уступив» место минтуризма.

Позже выяснится: причина такой рокировки связана с изменениями закона, согласно которым предоставление помещений некоммерческим организациям возможно лишь через специальный конкурс. Но поскольку его положения еще только в проекте, «наблюдатели от общества» ведут свою работу буквально на коленке, что сказывается на ее результатах не самым лучшим образом.

Что в имени вашем?

ОНК Бурятии — один из 85 региональных общественных органов России, образованных согласно федеральному закону №76 от 10 июня 2008 года. В личное время и на общественных началах ее члены посещают следственные изоляторы и исправительные колонии, гауптвахты и дисциплинарные воинские части, изоляторы временного содержания и учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и даже психиатрические больницы.

Здесь они проверяют условия содержания подопечных касательно быта, питания и медпомощи, рассматривают жалобы от заключенных, пишут выводы рекомендательного характера и направляют их в компетентные инстанции, но не вмешиваются в ход расследования уголовного дела и тем паче не разглашают сведения без соответствующего разрешения.

Ко всему прочему общественные наблюдатели проводят личные приемы посетителей — родственников подозреваемых и обвиняемых, подследственных и осужденных, давая ответы на волнующие их вопросы. Собственно из этих соображений в 2015 году администрация правительства РБ и выделила им кабинет №103 площадью 13,7 кв.м в подведомственном здании №3 по улице Ербанова, 7а, — напротив театра оперы и балета.

С вещами на выход

Этот адрес был официально зарегистрирован. Так на одном этаже расположился целый блок общественного контроля — Общественная палата, аппараты уполномоченных по правам человека и предпринимателей и общественная наблюдательная комиссия Республики Бурятия. В предоставленном ей помещении имелись все удобства — Интернет и телефонная связь, документация и четкий график. И вдруг среди ясного неба грянул гром.

— 16 октября 2017 года новый директор хозяйственно-транспортного комплекса Александр Ерко прислал уведомление об освобождении кабинета для министерства туризма, созданного 29 сентября. А дать нам другой отказался, несмотря на социально-значимую функцию, — рассказывает председатель ОНК по РБ Николай Ломако. — Я направил документы в Общественную палату РФ. Ее зампред, Герой России Вячеслав Бочаров написал обращение на имя главы Бурятии Алексея Цыденова с просьбой разобраться в ситуации плюс выделить автотранспорт для посещения мест принудительного содержания в отдаленных районах, но не получил реакции.

Николай Ломако.

И началась свистопляска. «Выселенные», которые не имеют собственного бюджета, попеременно обращались со своей бедой то к и.о. руководителя администрации Тэлину, то к Цыденову, то к Ерко, клятвенно заверившему: будет распоряжение — будет и площадь. И вот в конце тоннеля забрезжил свет: в министерстве сельского хозяйства и продовольствия появилось свободное местечко.

25 апреля 2018 года Ломако, как и полагается в таких случаях, подготовил письмо на имя и.о. директора ХТК Аюра Лхасаранова. «Просим вас предоставить в безвозмездное пользование нежилое помещение №16 в 16,9 кв.м в административном здании по улице Хахалова, 4а, для осуществления деятельности общественной наблюдательной комиссии», — говорилось в нем. С того дня — тишина. Внезапно выяснилось: «выбить» заветные квадраты можно только на конкурсной основе, пока существующей лишь в головах инициаторов изменений законодательства.

«Б» значит «бюрократия»

Корреспондент «МК» в Бурятии» обратился за разъяснениями к директору хозяйственно-транспортного комплекса, который лаконично ответил: «Правового основания для выделения кабинета ОНК в Бурятии нет» и отправил к председателю комитета по межнациональным отношениям администрации главы Бурятии Михаилу Харитонову. Оказалось, что именно он занимался этой проблемой и, когда вновь услышал о ней, нетерпеливо пояснил:

— Если раньше был один порядок предоставления помещений НКО, то теперь, после изменений в федеральном законодательстве и проверок Счетной палаты, станет другой. Разрабатывает его министерство имущества. Две недели назад по этому поводу состоялось совещание. Необходим некий конкурс, но прежде — его урегулирование.

Отныне добровольные объединения граждан с общими целями и задачами должны представить бумаги и подтвердить свою деятельность, дабы обзавестись помещением. Иными словами, доказать, что будут заниматься полезными делами в казенных стенах, а не гонять там чаи. Чиновник недвусмысленно дал понять: общественная наблюдательная комиссия Республики Бурятия едва ли соответствует нужным критериям.

— Сама она не является общественной организацией и не имеет прав на кабинет, — парировал Харитонов. — А вот бурятское региональное отделение «Совета общественных наблюдательных комиссий», где председатель президиума — также Николай Ломако, формально является. Оно подавало  заявление и может претендовать на одно из помещений, но не факт, что получит. Ведь мы добровольно предоставляем их самым лучшим и эффективным, значимым и востребованным объединениям и берем на себя содержание только в этом случае.

Видимо, те, кто посещает спецприемники и пенитенциарные учреждения и защищает интересы преступивших закон граждан, но все еще остающихся живыми людьми, не делают ничего важного. Между тем за 2017 год члены ОНК Бурятии посетили 75 мест принудительного содержания, где провели 24 приема по личным вопросам. Благодаря ее усилиям здесь проводится капитальный ремонт, вскрываются вопиющие нарушения, снимается общая напряженность и улучшается не только бытовая, но и психологическая обстановка

И пока правительства Северной Осетии, Тульской, Новосибирской, Воронежской, Владимирской, Ленинградской областей и других субъектов нашей необъятной родины оказывают ОНК финансовую, имущественную, информационную, консультационную и прочую поддержку, правительство Республики Бурятия неторопливо разрабатывает пресловутый порядок и упрямо игнорирует выполнение федерального закона №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» — с весны от него нет ни ответа, ни привета. Как говорится, тишина и мертвые с косами стоят.

— Поскольку власти региона не желают решать вопрос о гражданском контроле, а те же силовики рады бы, но не вправе сделать этого, я прошу общественные организации, располагающие «лишней» площадью, взять нас к себе на подселение. Ибо арендовать самим не получается, а вести переговоры и решать текущие дела приходится в этой машине, где я сейчас и рассказал вам всю эту историю, — констатирует Ломако, похлопывая по рулю.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 5 сентября 2018

Заголовок в газете: Бездомные контролеры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру