Чем возмущены создатели киноальманаха «Улан-Удэ, я люблю тебя!»

Скандал в Союзе кинематографистов Бурятии

На прошлой неделе ленты местных новостей вновь были посвящены разборкам в среде бурятских кинодеятелей. Сначала Интернет облетела весть, что председатель союза Артем Бурлов слагает с себя полномочия, но он тут же опроверг эту информацию.

Скандал в Союзе кинематографистов Бурятии
Баир Цыренов.

Затем режиссер Баир Цыренов сделал громкое заявление о недоверии руководству Бурятского союза кинематографистов и в знак протеста покинул организацию. Мы попросили Баира Цыренова объяснить, что, собственно, произошло между творческими людьми на сей раз, и при чем здесь широко разрекламированный фильм «Улан-Удэ, я люблю тебя».  

— Баир, в минувшую пятницу вы фактически сделали личное видеообращение к Артему Бурлову, в котором просите его написать заявление об отставке, извиниться перед вашей съемочной группой и рассказать правду про каких-то корейцев. В свою очередь Артем Бурлов заявил о том, что вы должны вернуть ему деньги. О чем речь?

— Речь о киноальманахе «Улан-Удэ, я люблю тебя», который союз кинематографистов Бурятии поручился снять к Дню города. Фильм был интересен тем, что создавался в виде шести киноновелл, объединенных сквозным сценарием, и за создание каждой новеллы отвечал отдельный съемочный коллектив. К примеру, шестую новеллу «Новая жизнь» делал мой съемочный коллектив. Новелла была посвящена тому, как жители республики уезжают на заработки в Южную Корею.

Новеллу «Колибри», рассказывающую о людях культуры, снял продюсер Булат Цыденешеев. В его команду «Арчи фильмс» вошли такие амбициозные, талантливые молодые люди, как Арсалан Цыренжапов и Чингис Будаев. Сразу за два фильма взялся молодой режиссер Батор Цыбиков, победитель многих кинофестивалей. Первую новеллу совместно с «Монулой фильмс», где снялись федеральные актеры, он посвятил теме Великой Отечественной войны. Вторая новелла была создана с участием оперной балерины Лии Балдановой и артиста театра русской драмы Сергея Рыжова. Новеллу в новом для Бурятии жанре нуар снял режиссер Батор Доржиев, к слову, создатель более 40 фильмов. Его фильм «Убийца» вышел в Бурятии в прокат в 2017 году.

— У вас претензии к прокату фильма в кинотеатрах города?

— Я высказывался о том, что сам кинопроцесс изначально был организован из рук вон плохо. Много непонятных вещей, вопрос о финансах был размытым вплоть до середины июля. Напомню, прокат состоялся уже 8 сентября, то есть не было времени все нормально подготовить. Реклама фильма появилась буквально перед самым прокатом. На улицах города до сих пор висят баннеры, хотя фильм давно уже не идет, потому что не выстрелил в прокате, да он как социальный проект и не рассчитан был на коммерческое использование.

Согласно отчету кинотеатров, на сеансы приходили по 5-6 человек. Такого же рода киноальманахи, как фильмы «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Париж, я люблю тебя», не имели коммерческого потенциала и также провалились в прокате. Но наша съемочная группа, в частности, возмущена не этим обстоятельством, а тем, что новелла «Новая жизнь» вообще не вошла в фильм «Улан-Удэ, я люблю тебя». В первоначально заявленном проекте из шести новелл, в конце концов, осталось только пять.

Весной этого года стало известно, что к Дню города планируется создать фильм из шести новелл, объединенных одной темой. Фильм обещали показать жителям на День города бесплатно. Я написал сценарий, идею придумали со сценаристом проекта Александром Мангатхановым, собрал съемочную группу. Отснятый материал мы представили вместе с другими участниками проекта на «генеральный цензурный просмотр», который состоялся 27 августа в присутствии представителей городского комитета по культуре.

Никаких замечаний мне тогда никто не сделал, но на следующий день со мной встретился представитель союза кинематографистов Бурятии Александр Козлов, который сообщил, что конкретно моей работой заинтересовались некие корейцы. Они готовы приехать в Улан-Удэ и заключить договор на участие в создании фильма. Их заинтересовал сценарий. Министерство культуры Бурятии якобы в курсе этого вопроса. Единственным условием корейцев было то, чтобы фильм до показа нигде не выходил. То есть если я согласен, то моя новелла не должна войти в «Улан-Удэ, я люблю тебя».

— Вы, конечно, с радостью согласились. Но насколько все это было оговорено в соглашении с первоначальным заказчиком? Собственно говоря, кто этот заказчик, на каких условиях он заказывал вам новеллу и какие деньги грозится взыскать с вас Артем Бурлов?

— Кажется, я был единственным, кто подписал договор на создание новеллы с компанией «Азия фильмс», которая перечислила мне 50 тыс. рублей в качестве предоплаты. Никаких особых условий договор не содержал, в том числе разъяснений, как быть, если новелла не войдет в фильм. Нужно ли возвращать деньги в случае, если новелла не состоится. Потому что нашей вины в том, что шестая новелла не вошла в киноальманах, не было. Сам Артем Бурлов сообщил нам о корейцах, и окажись история с корейцами правдой, для нас это было бы лучшим вариантом. Я подписал бы с корейцами договор и вернул «Азия фильмс» 50 тыс. рублей.

Думаю, никаких корейцев вообще не было. Судите сами, «предложение корейцев» последовало на следующий же день после генерального просмотра. Когда я начинал задавать вопросы, в союзе мне каждый раз говорили — надо немного подождать, переговоры ведутся. В сентябре мне поступило предложение принять участие в питчинге в Иркутске. Питчинг — это такая площадка, куда авторы представляют свои кинопроекты с целью поиска инвесторов. Надо было решать — либо ехать в Иркутск, либо ждать корейцев, и я решил сам все выяснить в минкультуры. Там мне сказали, что не знают ни о каких корейцах.

— Подождите, сам Артем Бурлов объяснил факт невыхода новеллы тем, что она не устроила по качеству ни его, ни режиссера проекта Виктора Овчинникова.

— Да, теперь Артем грозит нам судом и требует вернуть аванс в размере 50 тыс. рублей. Также он отправил наш урезанный наполовину фильм, недоозвученный, без цветокоррекции, в каком виде были представлены на генпрогон все картины, в Интернет, чем основательно подпортил нам возможный коммерческий прокат фильма в будущем. Если говорить о качестве фильма, то мы считаем, что наш фильм достойного качества и идейного содержания. С 2011-го по 2014 годы я жил и учился на курсах высшей школы режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге, в мастерской Юрия Фетинга. В 2016 году снял полнометражный фильм «Отражение», являюсь участником и призером многих кинофестивалей.

Для нашего звукорежиссера Владимира Очирова это тоже не первый проект, он успешно работал звукорежиссером в театре бурятской драмы, сейчас — в театре «Ульгэр». Личная въедливость до мелочей в своей работе — вот что характеризует Владимира. Наш оператор Сергей Намжилон — брат небезызвестного Александра Намжилона — довольно востребованный оператор на рынке рекламы, коммерческой видеосъемки. Кроме того, наш проект мы обсуждали и с Буддийской традиционной Сангхой, получили разрешение на съемки на территории Иволгинского дацана. Перед съемками проводили с артистами тренинги, пробы, снимали много дублей перед командой «мотор». Артисты нашего проекта все лето провели на площадке, хотя все они взрослые люди, ради проекта отложили все свои дела, совмещали работу и съемки в ущерб семье и здоровью, ведь иногда наши съемки заканчивались ближе к утру, а начинались также утром.

— Артем Бурлов заявил, что вся эта история с его снятием с поста председателя есть желание конкурентов выиграть конкурс на субсидию минкульта Бурятии. Какова ваша версия произошедшего?

— Моя версия — на генеральном просмотре наша новелла «Новая жизнь» не прошла цензуру. Заявленную тему — массовый выезд жителей Бурятии в Южную Корею на заработки, видимо, посчитали неудобной для праздника. На обсуждение этих вопросов нас не допустили, там присутствовал только председатель союза Артем Бурлов. Поставленный перед фактом, Артем, видимо, не нашел ничего лучше, как преподнести мне всю эту историю с корейцами. Если это правда, тогда ни о каком возвращении 50 тыс. рублей не может быть и речи. Хорошо, что мы в какой-то степени подстраховались и параллельно с 15-минутной новеллой создали 45-минутный фильм, где я выступил также режиссером и исполнителем главной роли, который хотим сейчас продолжить снимать.

Кстати, новелла Булата Цыденешеева «Колибри» также не прошла цензуру в том плане, что из нее по каким-то причинам была вырезана сюжетная линия в исполнении певца Чингиса Хандажапова (Ли). Это его первая актерская роль, и, с моей точки зрения, он исполнил ее вполне достойно. Как я понял, новелла в итоге пострадала от такого вмешательства. Ли — медийная личность, на него в кино могли бы пойти люди, однако почему с ним так поступили, нам опять же никто не объяснял.  

— Все-таки зачем на прошлой неделе вы собрали внеочередной съезд союза кинематографистов Бурятии?

— Это был не съезд, а небольшое собрание тех, кто принимал участие в создании киноальманаха «Улан-Удэ, я люблю тебя». Артем Бурлов на собрание не пришел. Собрание почему-то сделали закрытым для прессы, хотя многие телекомпании приехали к началу мероприятия. Помимо моей проблемы всех интересовал финансовый вопрос, потому что до сего дня, как было озвучено, никто ничего за свои новеллы не получил. Вообще первоначально говорилось о 3 млн рублей, которые должны были поступить на создание фильма из разных источников — от мэрии, спонсоров. Потом зашла речь о том, что денег нет, и максимум, что перечислят, это 1 млн 100 тыс. рублей на всех. Прокат в кинотеатрах также себя не оправдал. Согласно финансовому отчету, который предоставил нам на собрании руководитель союза кинематографистов Бурятии Дмитрий Ользонов, деньги были потрачены на рекламу и еще на что-то. Якобы сейчас решается вопрос о прокате фильма в школах и колониях, чтобы окупить хотя бы минимальные затраты.      

— Что вы решили на собрании?

— Что Артем Бурлов напишет заявление о сложении с себя полномочий, но отсрочит уход, поскольку на 1 октября 2018 года назначена встреча кинематографистов с главой республики Алексеем Цыденовым, и чтобы не сорвать эту встречу, он становится и.о. председателя. На следующий день Артем Бурлов дает интервью «Тивикому», где отрицал все эти факты. Плюс становится известно, что встреча с главой перенесена. Само собой, что никакой новой информации о корейцах я не узнал.

— Вам не напоминает все это первый фестиваль бурятского кино, где все также делалось второпях, заказчиком выступила городская структура МАУ «Центр культуры и досуга Улан-Удэ»? Почему тогда никто из ваших коллег не возмутился тем фактом, что за показ своего фильма Солбон Лыгденов получил 800 тыс. рублей, автор «Решалы» — 150 тыс., а кто-то вообще ничего не получил?

— Лично мне заплатили тогда 75 тыс. рублей. Для нас это был первый подобного рода опыт. Думаю, не является случайностью, что киноальманах к Дню города также снимали в основном начинающие режиссеры.

— В одной из новелл фильма «Улан-Удэ, я люблю тебя» к героям попадает одна и та же записка, прочитав которую они неожиданно становятся добрыми и всепрощающими. В записке было написано «Улан-Удэ говорит: забудь обиды». Не хотите последовать тому, что сняли ваши коллеги?

— Мне ставят в вину то, что я раздуваю скандал, бьющий по имиджу союза кинематографистов Бурятии. При этом никто не видит ничего особенного в том, что работа целой съемочной группы пошла насмарку, люди потратили свое время, отодвинули все дела, но так и не дождались результата. Все остальные режиссеры хотя бы увидели плоды своего труда на экране, наша новелла не удостоилась и этого. Информация утаивается, отношение к людям настораживает.

В свою очередь я также приглашаю Артема Бурлова забыть обиды, начать держать слово и предпринимать шаги к выходу из данной ситуации, которая действительно не красит никого. Нам нужен союз, но с прозрачными, понятными схемами финансовых потоков, честностью и уважением к каждому члену союза и с внятным планом работы на несколько лет вперед. Также хотелось бы видеть поменьше пустого пиара и бесчисленных публикаций в СМИ о деятельности союза, а побольше продуктивной деятельной работы и как результат — достойные картины, которые бы приносили известность нашей республике и стране. Тогда к союзу присоединятся многие известные люди. Пока, как бывший член союза, к сожалению, приходится констатировать, что нам нечем похвастаться, кроме череды скандалов и громких пустых заявлений.

— Ну что ж, это ваше мнение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 3 октября 2018

Заголовок в газете: Шестая новелла

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру