Геннадий Айдаев: «Объявленного большого обновления Хурала Бурятии не получилось»

Прошедшая кампания наглядно показала иссякание кадрового ресурса «Единой России» в Бурятии

Можно бы сказать, что выборы в Бурятии прошли по накатанной колее. Без особых изысков, без новых технологий, без соблазнительных скандальных эпизодов.

Прошедшая кампания наглядно показала иссякание кадрового ресурса «Единой России» в Бурятии

Прошли солидно, степенно, почти «по Брежневу». Да, можно бы… если бы не чувствовалась во всем этом определенная доля усталости и, как ни странно, некое ощущение неуверенности, непрочности, даже аляповатости возведенной конструкции. Изящества недоставало, вот в чем загвоздка, граждане!..

А ведь, казалось бы, сколько затрачено усердия, предприимчивости и даже, извините, простого, как полено, нахальства. В ход было пущено все, включая пресловутый административный ресурс, запугивание бюджетников, вбросы, грязные технологии — словом, «вся королевская рать» была кинута на службу одной задаче, тонко сформулированной как «обновление Народного Хурала силами ума и талантов команды Бурятии». Но вслед за этим модерновым слоганом — «команда Бурятии» — тенью вставал вполне закономерный вопрос: а вот те, кто проиграл праймериз, кто баллотируется от других партий — они-то кто? Марсиане? Манкурты?.. И почему это во имя победы новоявленной и пока еще ничем себя не проявившей «команды» на алтарь брошены все не слишком-то изобильные ресурсы? И еще: если внимательно присмотреться, то эта якобы новая команда «новых надежд» — не слишком ли она напоминает все ту же давно знакомую нам «осетрину второй свежести»?..

Минувшая выборная кампания наглядно продемонстрировала иссякание кадрового ресурса партии «Единая Россия». И хотя она сохранила почти прежнее количество мест, однако для прохождения ее кандидатов по партийным спискам в тех или иных округах «ЕР» пришлось заниматься не совсем благовидным делом: «стягивать» голоса. Как же это выглядело, так сказать, в первом приближении? Ну, к примеру, вот так: бюджетникам «советуют» под уважительным предлогом открепляться со своих участков и «стягиваться» к некоему заранее намеченному избирательному участку (допустим, в школу № такую-то), где и проголосовать, при этом с помощью мобильного телефона учинив над собой некий «добровольный обряд самоконтроля». Повторимся: в первом приближении! Впрочем, не будем углубляться в эти почти сектантские тонкости — достаточно вспомнить ту самую «унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла».

Вот так и обеспечивался хороший проходной балл для определенных кандидатов. Увы, в нашем случае доморощенная задумка не совсем получилась. Не хватило голосов… того-сего… Короче, «торговали — веселились, подсчитали — прослезились» …

Возникшая почти в канун выборов тема пенсионной реформы стала для оппозиционных сил сущим подарком. Эти силы получили отличный шанс «качнуть протестную волну». И что же? Коммунисты с жириновцами и «справедливороссы» с Мироновым, конечно, отвоевали некое количество депутатских мандатов, но это совсем не та истинная, цивилизованная многопартийность, которая нам пока лишь снится в наших степных юртах да в наших таежных зимовьюшках.

Впрочем, на мой взгляд, плановой, полноценной агитационной работой у нас в Бурятии никто почему-то не занимался. Объяснение, мне кажется, все то же: усталость электората от бесчисленных обещаний правящей партии, отсюда — слабость ее авторитета в Бурятии, неверие людей в позитивные перемены…

Мы живем во времена бурного развития информационных технологий. Так что дела в Хабаровском крае, Приморье, Хакасии у всех на виду. Вывод прост: народ предпочитает голосовать не за тех кандидатов, которых настойчиво рекомендовали из больших городов, и не потому, что «те» были плохими руководителями, а по самой простой причине: народу надоело быть «неразумными ребятишками, за которых все решают взрослые дяденьки. А коли так, паря, то мы вам, тожно, покажем!». И показали…

Анализируя выборы в Бурятии, надо признать, что наш регион как был консервативным — таким и остался. Если раньше он был в «красном поясе» и долго не мог расстаться с коммунистическим мировоззрением, так и сейчас — не могём никак расстаться с демократической идеей. Отвыкаем долго, зато привыкаем медленно. Вот в чем фишка. Но тренд уже есть, «лед тронулся, господа присяжные заседатели!». А вот куда попрет дальше тронувшийся лед, это будет зависеть как от власти, так и от оппозиции.

Сказать однозначно, что победила «команда Бурятии» можно лишь с натяжкой. Увы, не прошли многие «единороссы», среди которых немало тех отважных смельчаков, кто запрыгнул на подножку самого последнего вагона в уже отходящий поезд. Надежный народ…

Неумолимые факты еще раз подтверждают прогнозы о падении рейтинга партии «ЕР» в нашем регионе. И не только у нас. Конечно, есть регионы, где «единороссы» чувствуют себя уверенно, как рыба в рассоле. Пример — победа Собя-нина в Москве. Но Приморье, но Хабаровский край, но Хакасия, наконец… — эти, разумеется, заставят руководство «ЕР» призадуматься, поискать пути реабилитации своего имиджа, сделать оргвыводы, что, несомненно, повлечет за собой соответствующие кадровые решения. Думаю, это коснется и нас. Ведь те 41%, которые они («ЕР») набрали в Бурятии, еще ни о чем не говорят. Многие ставят эти цифры под сомнение, а коммунисты и «справедливороссы» вообще пожимают плечами.

Но, как бы то ни было, официальная статистика есть, она вроде бы удовлетворительная. Но ситуация тревожная. И об этом необходимо думать уже сегодня. Тем более что В.Павлов, секретарь БРО «ЕР», стал спикером НХ (что понимается как победа «ЕР»), и взамен него надо подыскивать нового секретаря. А от этой фигуры зависит очень многое для того, чтобы если не поднять, то хотя бы удержать имидж «ЕР» на сегодняшнем уровне…

У нашей подростковой оппозиции сегодня что-то вроде маленького «головокружения от успехов» (говоря словами тов. Сталина). Когда надушенная и нарумяненная ЛДПР не без удовольствия прятала в свою изящную сумочку 4 депутатских мандата Народного Хурала, их хуральские друзья-соперники — я говорю о коммунистах и «справедливороссах» — испытывали почти те же чувства, хотя и пытались сохранять привычную нахмуренность. Однако воспринимать эти их относительные успехи как аналогичный же рост их авторитета в народе я бы не спешил. Еще раз скажу: дополнительные мандаты у оппозиционных партий это не есть их личная заслуга — это подарок им от руководства страны и правящей партии. Так сказать, детишкам на молочишко. И никакого секрета в том нет.

Если бы коммунисты и «справедливороссы» более тщательно подходили к подбору кандидатур по одномандатным округам, то мандатов могло быть и больше. Но их занимало иное. «СР», как и прежде, искала богатых спонсоров, которые могли бы стать кандидатами от их партии. К сожалению, недалеко от них ушли и коммунисты…

Подводя краткие итоги сказанному, хотелось бы отметить, что объявленного большого обновления Хурала не получилось. Ну, ушли несколько человек, вместо них пришли другие (в скобках: столь же бесцветные). А иные просто «махнулись» креслами. Более того, как бы глумясь над самой идеей «обновления», в Хурал вернулись некоторые почтеннейшие личности, бывшие депутатами даже не прошлого, а позапрошлых созывов. Не смеем говорить о них, как о «траченных молью», поскольку они заслуживают совсем иных слов…

Произошел, правда, на первый взгляд малозаметный, но таящий в себе скрытую угрозу факт создания независимой депутатской группы «Народный депутат», куда перешли кто-то из КПРФ, кто-то из «СР», которых обозвали перебежчиками и по адресу которых так ехидно (и будто бы по заказу) прошелся Бобков. В действительности же — это вполне ожидаемый процесс, который, на мой взгляд, будет постепенно набирать обороты. А что касается действительных перебежчиков, то есть и такие, которые храбро ставят под сомнение свое будущее.

Знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл утверждал, что Юлий Цезарь любил предательство как явление, но не любил самих предателей. С тех пор прошло почти 2 тысячи лет, но отношение к предателям и перебежчикам вряд ли претерпело существенные изменения. Такова уж извечная натура человеческая…

«Выборы прошли, да здравствуют выборы!» — на сей раз на кону уже судьба столицы Бурятии. И, думается, по накалу страстей предстоящие менее чем через год выборы мэра и городских депутатов вряд ли уступят хуральским.

Скорее всего, КПРФ, «СР» и ЛДПР, ободренные известным подарком свыше (говорю все о той же пенсионной реформе), захотят подтвердить или даже усилить свое влияние уже на городском уровне. Так что предвидится немало претендентов и на кресло градоначальника (увы, действующий мэр вызывает у горожан скорее негативные эмоции), и на депутатские мандаты.

Итак, наших уважаемых горожан ждут очередные встречи, открытия, разоблачения из самых экзотических подвалов, подворотен и закоулков. «Добрый вечер, Улан-Удэ! Репортаж из популярного в городе отхожего места ведет наш специальный корреспондент. Сегодня здесь ждут нашего дорогого…» — ну и как вам понравится такое?

Бедные избиратели, ведь это вам, точнее, всем нам придется вброд и даже босиком преодолевать эти мутные, полные битого стекла потоки нечистот, плевков и антисанитарии, которые выльются на наши улицы, площади, а то и в наши квартиры. Но куда деваться, будем крепиться!..

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Прошлогодний снег, минувшие выборы…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру