«Пингвин» из Улан-Удэ вошла в ТОП-10 молодых дизайнеров мира

Как стать пингвином: инструкция для детей и взрослых

Хотите почувствовать себя пингвином? Есть один человек, который очень хорошо разбирается в этих птицах. Учит их рисовать, работать с берестой, глиной и кожей.

Как стать пингвином: инструкция для детей и взрослых
Олег Корнилов. Фото: Марина Пантаева

Пингвинами называются воспитанники студии Олега Корнилова в КДЦ «Рассвет». К мастеру съезжаются ученики со всего Улан-Удэ, настолько он умеет увлечь и заинтересовать творчеством.

Студия «Пингвин» появилась около 30 лет назад. Тогда еще юный, совсем зеленый Олег Корнилов только пришел из армии, успев окончить художественно-графическое отделение педучилища №1.

— У нас во дворце была киностудия. Когда я пришел из армии, в этой киностудии как раз тусовались все мои друзья: занимались фото, рисовали фильмы, да и просто проводили время. Я пришел, меня привлекли рисовать мультфильмы. У меня был какой-то небольшой стол, за которым я занимался, рисовал. И директор попросил меня набрать ребятишек. Я набрал группу, так и пошло, — вспоминает Олег Корнилов.

Странное название, на первый взгляд никак не связанное с творчеством, родилось тут же, среди учеников. Сейчас этим «ребятам» уже за 30, и они сами приводят детей к Корнилову. Учитель рассказывает, «пингвин» родился во время работы с берестой, которая требует большого внимания и точного измерения. И из шуточного стало нарицательным.

— Если где-то ошибешься, то уже не получится. И вот такое выражение у них было в то время: «Ну ты пингвин!». «Руки» же у этих птиц немножко назад. И вот потом стали так говорить в другой ситуации. Если ты сделал первый туесок, то ты уже пингвин, значит, чего-то достиг. А когда ты кружку сделал, и из нее можно даже и кипяток пить, она нигде не сочится, то значит, ты уже не пингвин, а мастер. Отсюда и пошло: пингвин, пингвин. Так оно и закрепилось. «Вы где занимаетесь?». «А, да мы пингвины». И вот уже эти мальчишки ушли, у них уже по несколько детей родилось, а «Пингвин» остался, — делится учитель.

За десятилетия появились первые династии «пингвинов». Дети детей сегодня — это и 2-классники, и даже 6-классники. Для каждого находится занятие по душе. Первая большая группа — художники. Мастер учит их не столько рисовать, сколько развивать кисть, управлять рукой и пальцами. За счет этого они получают нужные навыки. Олег Корнилов уверен: рисовать — легко, главное, правильно держать кисть. Сложнее для художника — придумать картину.

Еще одна группа — декоративники.

— Разные ребята. Мальчишки у меня сейчас занимаются с берестой. В дальнейшем, немного поработав с берестой, мы уже перейдем на кожу. Занимаются керамикой, глиной. Делают декоративно-прикладные рамки — с картоном, со стеклом работают. То есть кожа, стекло, картон, глина, береста, дерево — все наше.

Кто-то не останавливается на рисованных мирах, а создает существ. Так, например, учитель с гордостью рассказывает об одной девочке.

— Ей очень нравится динозавриков выдумывать, вот мы с ней зверьков делаем. Это даже не динозавры, а какие-то создания из головы, зверушки. И она делает их очень детально — глаза, лицо, зубы, когти. Они объемные, меховые, с крыльями. И положишь такую зверюгу на руку — а она как будто живая, — рассказывает Корнилов.

Занятия в студии «Пингвин». Фото: Марина Пантаева.
Шляпа сделана руками Олега Корнилова. Фото: Марина Пантаева.
Голова от ростовой куклы на Масленицу. Фото: Марина Пантаева.

В масштабах творчества здесь никого не останавливают. Так, например, родилась идея создавать ростовые куклы из поролона. Теперь на праздники, новогодние елки ребята под руководством мастера делают и чучело Зимы на масленицу, и страшилок на Хэллоуин, и новогодних персонажей для площади Советов.

Направлений в студии немало: здесь рисуют мультфильмы, создают картины и берестяные туески, лепят из глины, шьют из кожи, и даже готовят будущих дизайнеров. Правда, последнее получилось совершенно неожиданно даже для самого Корнилова. Теперь уже известные в сфере моды Полина Зубакина и Антонина Сизых — воспитанницы «Пингвина» — на первых порах даже не умели шить.

— У меня занималась Полина Зубакина, она вошла в восьмерку лучших молодых дизайнеров мира в Милане. Тоня Сизых тоже моя ученица. И костюмы шьем, призовые места занимаем. Вот с девчонками, они уже выпустились из школы сейчас. Занимали первые, вторые места, опережали даже наше известное училище швейное дизайнерское. Они с дорогими тканями работают, а у нас — мешки, бортовка. И вот мы обшивали кожей, делали этнические костюмы. И с этим мы их выигрывали. Тоня раньше не шила, только рисовала. И первую одежду мы с ней клеили, с ней она заняла второе место на международном конкурсе в Иркутске. Потом она швейные курсы окончила, и сейчас этим активно занимается, — гордится учитель.

Из последних достижений Тони Сизых — первое место на Baikal fashion week. Теперь девушка поедет представлять Бурятию на «Русский силуэт» в Москву.

Многие ребята не стали художниками по образованию: кто-то стал врачом, кто-то юристом, предпринимателем и т.д. Постоянно приезжают из разных городов и приходят в гости. Они стали родными. Способствует этому свободное живое общение в студии.

— Мы все друзья. Общаемся, пьем чай вместе. Кто-то идет ставить чай, мы сидим вместе булки кушаем, печенье. У нас такое общение, что я не как преподаватель, а как старший товарищ. Я даю им некоторую свободу, и в студии царит демократичная обстановка, — считает Олег Корнилов.

За творчеством приходят не только дети. «Залипают» на картинах или коже и вполне взрослые люди. Мамы и бабушки остаются, приводя детей. Кто-то специально заходит в студию, отдав ребенка в другие кружки. «Можно нам попробовать?», «Я хочу рисовать», — такие фразы уже давно не удивляют предводителя «пингвинов».

— Почти все приходят без навыков, без умений. Из тысячи человек два, может быть, имеют задатки. Остальные добиваются результата усердием, — такое мнение у Корнилова. — Мы не делим на тех, у кого получается или не получается. Мы — семья.

Работы студии пользуются популярностью. Оно и понятно, в каждую вложена душа и труд учеников. Выставки студии часто проходят и в музее им. Сампилова, и в городском музее, в домах пионеров. Даже в другие города приходилось отправлять.

— Сейчас еще работает выставка в ресторане «Форт Росс» на проспекте Автомобилистов, там все желающие могут зайти и посмотреть, необязательно что-то заказывать. На эту выставку нас пригласил фонд «ЗвениУдинск», и мы благодарны за еще одну возможность рассказать о себе.

Глядя на работы, нельзя остаться равнодушным. Настолько точно проработаны все детали и совершенно неожиданно использованы разные материалы. Тонкая проволока соседствует с кружевом и камнем, а яркие краски подчеркивают созданный художниками мир.

Сам Олег Корнилов делится знаниями щедро не только в студии, но и на мастер-классах: по живописи, батику, бересте и т.д. И считает, что мужчина должен уметь все. Такое напутствие дал ему в свое время отец, теперь и Олег делится опытом с другими.

— Папа мне говорил, что мужчина должен все уметь делать руками. И в электричестве разбираться, и строить, и мастерить. Также и я сына учу работать и болгаркой, и молотком, и пилой. Придумать что-то тяжело, а сделать совсем несложно. У всех одинаковые пять пальцев. По крайней мере, я любого могу научить, — уверен Олег Корнилов.

Мастер считает, что заряд творчества нужен всем: и взрослым, и детям. И именно взрослые особенно нуждаются в созидании.

— У нас, у взрослых, комплексов намного больше, чем у детей. Дети непосредственные, пока мы их не начинаем чему-то учить, а мы зажатые. Редко можно услышать самые простые слова: «Какая вы красивая», «Как вы хорошо выглядите». Все чаще упреки. Сказать гадость получается легко, а вот приятное — извиниться, похвалить, поблагодарить — трудно, — говорит руководитель студии.

— Из-за всех этих комплексов мы просто боимся показаться смешными. Мы боимся выйти на сцену, мы боимся танцевать, петь, боимся неудачи. И когда мы работаем в студии, эти комплексы снимаем. Я говорю: «Не надо бояться. Вы выражаете свое «я». Это ваше дерево, это ваше мнение, это вы. Вы не должны быть похожи. Вы можете быть добрее, умнее, интереснее. Индивидуально, а не похоже», — продолжает он.

Корнилов признается, что и сам отключается от внешнего мира во время работы в студии. Проблемы и трудности отходят на второй план, есть только творчество. «Для меня ничего не существует», — делится он.

— Если мой день прошел и я ничего не создал, то я считаю его прожитым зря. В субботу или воскресенье я уже начинаю ходить по дому туда-сюда, жена меня сама отправляет в студию.

Есть люди, которые приходят в студию после рабочей недели, чтобы успеть что-то сделать. Так, учитель рассказывает про одного юриста, который приходит в выходные и засиживается допоздна за шитьем сумок.

— Людям нравится, потому что это отдых для души. Раньше было легче. Например, люди шли с завода, они шли в театральный, танцевальный кружок, хор, фотостудию или киностудию. А теперь как? Пришел с работы, и кто пивка попить перед телевизором, кто за компьютером поиграть сел. Жизнь такая серая, я даже не представляю, как люди так живут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Как стать пингвином

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру