Депутаты Народного Хурала решали, как сохранить и укрепить муниципальную службу

Почему мы можем потерять муниципальную службу, на которой держится все

Муниципалитеты, где работают сегодня более 2,2 тысячи служащих, не зря называют фундаментом государственной власти. Поскольку муниципальные служащие стоят ближе всего к людям, первыми чувствуют проблемы и принимают вопросы населения, от их работы «на передовой» зависит сегодня очень многое.

Почему мы можем потерять муниципальную службу, на которой держится все

Вот почему свое первое в новом созыве заседание совета Народного Хурала под председательством заместителя спикера Народного Хурала Баира Жамбалова депутаты посвятили вопросу исполнения закона «О муниципальной службе в Республике Бурятия», а, говоря точнее, насущным вопросам развития муниципальной службы в республике.

Нет денег — нет развития   

Как можно было понять из доклада замруководителя адми-нистрации главы и правительства Бурятии по вопросам территориального развития Виктора Аюшеева, вопросы к качеству работы муниципальных управленцев назрели давно. Формально разработаны все нормативные документы, необходимые программы по организации муниципальной службы в республике, выделяются деньги на обучение, проводятся организационные мероприятия, однако в целом качество исполнения должностных обязанностей, особенно на селе, оставляет желать лучшего. Председатель комитета по социальной политике Игорь Марковец отметил, что каждый раз депутаты сталкиваются с работой муниципалитетов и каждый раз видят жалобы граждан и сплошные отписки даже на самые насущные вопросы.

Виктор Аюшеев.
Баир Жамбалов.
Игорь Марковец.

Как выяснилось, главная проблема муниципалитетов сегодня — это кадры. Не секрет, что в какой-то момент муниципальная служба перешла в разряд низкооплачиваемых профессий, где размер заработной платы на фоне постоянно растущего МРОТ не менялся вот уже десять лет, а требования к исполняемым обязанностям, а значит и ответственность возрастали. Все время создаваемый кадровый резерв на поверку себя никак не проявил, потому как обучившиеся за бюджетный счет молодые люди применять полученные знания на практике порой не готовы. Конкурсы на замещение должностей муниципальной службы, к примеру, в Баргузинском районе неоднократно отменялись из-за банального отсутствия желающих. «Насколько эффективно тогда обучение молодых служащих и какова цена вопроса? Может, разумнее тогда направлять эти средства на стимулирующие выплаты?» — задался вопросом Игорь Марковец.

Стартовавший было в 2011 году республиканский конкурс на звание «Лучший муниципальный служащий в Республике Бурятия» из-за недостатка финансирования был закрыт. Практика заключения договоров на целевое обучение в органах местного самоуправления опять же из-за отсутствия средств в этих самых органах не сложилась. С 2014-го по 2016 годы правительством республики вообще не выделялись деньги на финансирование мероприятий программы развития муниципальной службы в республике (финансирование возобновилось только в 2017 году), а органам местного самоуправления не выделялись средства на организацию семинаров для муниципальных служащих по актуальным вопросам местного самоуправления с привлечением специалистов-практиков.

Решение съезда — в жизнь

Как сообщил замруководителя адми-нистрации главы и правительства Бурятии по вопросам территориального развития Виктор Аюшеев, средняя зарплата специалистов в муниципалитетах составляет 16 тыс. рублей, а за счет коэффициентов в северных районах — 20 тыс. рублей. Зарплата небольшая, учитывая, что таким служащим, помимо их прямых должностных обязанностей, зачастую приходится выполнять и те, что не связаны с муниципальной службой, постоянно проходить курсы переобучения, следить за нормативно-правовой базой. Как пояснила зампредседателя комитета Народного Хурала по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Лариса Крутиян, за все эти годы в закон вносились десятки изменений, в том числе обязывающие муниципальных служащих предоставлять сведения о своих доходах.

К примеру, в апреле этого года депутаты Народного Хурала внесли в соответствующую статью изменения, в результате которых порядок поступления на муниципальную службу был значительно упрощен, а требования к должностям главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей муниципальной службы снижены. Да, примерно треть работающих в Бурятии муниципальных служащих имеют сегодня возраст до 35 лет, почти все работники получили высшее образование, однако проблема кадрового обеспечения в муниципалитетах продолжает оставаться в Бурятии одной из самых острых.

— Предлагаю вспомнить итоги прошедшего в 2017 году IV съезда депутатов всех уровней, где одним из основных пунктов резолюции было записано предложение увеличить заработную плату муниципальным служащим, — сообщил присутствующим председатель комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев. — Тогда мы провели кустовые совещания представительных органов муниципальных образований, и везде одной из главных проблем сельской глубинки звучало отсутствие средств на исполнение полномочий, низкая заработная плата муниципальных служащих, отсутствие мотивации у работающих. Молодые перспективные ребята не идут сегодня в эту сферу. Если выражаться образно, это наше слабое звено, и если так будет и дальше продолжаться, мы вообще потеряем муниципальную службу, на которой сегодня держится все. Тогда на съезде вместе с правительством депутаты Народного Хурала взяли на себя обязательства, но, к сожалению, не смогли заложить в бюджет 2019 года средства на повышение зарплаты муниципальным служащим. Я предлагаю сделать это в 2020 году. Будет очень нехорошо, если к следующему съезду этот вопрос не будет решен, и как тогда мы будем смотреть людям в глаза?

Анатолий Кушнарев.

Где взять деньги

В свою очередь, зампредседателя Народного Хурала Баир Жамбалов сообщил, что одномоментно повысить зарплату огромной армии служащих в органах местного самоуправления не так просто, как кажется. «Мы много раз обсуждали это с первым зампредом правительства Игорем Шутенковым, с председателем комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитовым. Нам постоянно задают этот вопрос в поездках по районам, и каждый раз мы сталкивались с тем, что для республики это огромная сумма. По самым минимальным подсчетам, для этой цели требуется изыскать в бюджете 500 млн рублей, которых нет. «Сегодня нам необходимо выполнять «майские указы» президента России, изыскивать средства на повышение заработной платы учителей», — сказал зампред Народного Хурала Баир Жамбалов. Виктор Аюшеев же предложил не просто повышать зарплату, а делать это через стимулирование за какие-то конкретные показатели. К примеру, за повышение доходов сельских поселений через собираемость налогов, которые предложено было довести до 95 процентов. Будет наполняться муниципальный бюджет, найдутся и средства для премирования работников. Солидарную позицию высказал и председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов, а депутат Галсан Дареев предложил ввести методику оценки эффективности работы муниципальных служащих и как-то увязать ее с заработной платой и премией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Слабое звено

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру