Из Японии в Бурятию: радости и горести Анатолия Михаханова

Богатырь из Бурятии – о прощании с сумо, поддержке бухэ барилдаан, похудении без диеты и автографах на улице

8 октября один из выдающихся сынов бурятской земли, единственный профессиональный сумоист российского происхождения вернулся из Страны восходящего солнца, где прошел достойный путь воина длиной в 18 лет и прославил свою большую и малую родину. А на прошлой неделе дал первую пресс-конференцию для региональных СМИ.

Богатырь из Бурятии – о прощании с сумо, поддержке бухэ барилдаан, похудении без диеты и автографах на улице
В Селенгинском районе.

Анатолий Михаханов подробно поведал о планах на общественную жизнь и коротко — о перспективах собственной. Но почему он все же покинул спорт, чем займется на родине, нашел ли спутницу жизни и что думает об Улан-Удэ, мы разузнали.

О Японии

— Прожил там долго — с 16 до 35 лет — и пережил много. Бывали и радости, и горести. В особо сложные времена говорил себе: «В душе-то я бурят! Что скажут дома, если сбегу отсюда?». Приходилось терпеть. А вот тосковать времени не было. Занимался спортом, поддерживал связь с друзьями, родственниками и земляками, в частности, с Хамбо ламой, выезжал на природу, изучал японский язык при помощи толстенного словаря и полного погружения в языковую среду. Сейчас владею им в совершенстве, даже иногда перескакиваю с русского. Могу написать иероглиф! И, конечно, общался с людьми, знакомился с культурой и обычаями. В Японии слегка опасаются России, немного знают о Бурятии. В прощальном интервью сказал местным корреспондентам, что на карте нашей большой страны есть одна маленькая республика возле озера Байкал. И было бы здорово, если бы ее увидели японские туристы. Я мог бы остаться в стране, где вырос как человек и состоялся как спортсмен, но  тепло простился с ней и точно так же буду вспоминать. Завершил карьеру потому, что достиг оптимального возраста. Хотя многие заканчивают и гораздо раньше. Некоторые становятся учителями, некоторые уходят в другие профессии.

О сумо

— Каждый день в 4 часа утра открывали глаза, в 5 шли на разминку и с 6 до 10, а то и 10.30 были на тренировке. Полгода я посещал школу, обучался традициям, о которых рассказывали другие борцы и учителя из ассоциации сумо, и вскоре вышел на ринг. Отборолся три схватки, проиграв первую и выиграв вторую и третью, поднялся в определенный ранг и стал сумоистом. Начались турниры в Токио и других крупных городах, показательные выступления в маленьких поселках и деревнях… Постоянно находился в разъездах, каждый месяц получал зарплату плюс вознаграждения. Этих денег вполне хватало на нормальную жизнь, но большая их часть уходила на лечение, фитнес-залы, на тренера и массажиста. Прежде чем удалось найти «своего» специалиста, хорошо чувствующего тело, пришлось сменить нескольких.

О косичке

— После того как обрезали косичку, сестра, которая прилетала в гости в Японию, отвезла волосы в Заиграево. По идее хранится косичка мокрой в стеклянной банке. Но мама растеребила ее (улыбается), а я привел в нормальное состояние, когда приехал. Так что сейчас с ней все в порядке.

О бухэ барилдаан

— Пока не определился, что буду делать на родной земле, но точно знаю: буду поддерживать бурятскую национальную борьбу. Почему именно ее? Вся моя жизнь — борьба, а сам я — борец с тех пор, как вступил на ринг. Чем бегать с сигаретой, лучше заниматься спортом. В каждом японском парке возле каждой детской площадки наряду с горками и качелями есть дохе, где толкаются ребятишки. Существуют и кружки, куда приходят дети в раннем возрасте, и ассоциация сумо, куда они вступают с 15 до 23 лет. Сумоистами могут и не стать, но о японской национальной борьбе, а, значит, и своих многовековых традициях будут знать. Вот бы и у нас появились секции по бухэ барилдаан! Надеюсь, главы районов прислушаются к этой идее и откроют их. Ну а я пока не обещаю бороться сам и тренировать ребят, обещаю присутствовать на всех соревнованиях (возможно, в регионе будет учрежден турнир имени Анатолия Михаханова. — Прим. ред.). Школу сумо открывать не намерен. Пусть в Японии развивают этот вид спорта, а в Бурятии — свой, даже свои (на моей тоонто нютаг — в Заиграевском районе — много знаменитых спортсменов-гиревиков). И пусть поддерживают Итигэловские игры, чтобы их посещало как можно больше народу.

Обрезание косички.
С сумоистами перед отъездом на родину.

О традициях

— В Стране восходящего солнца из поколения в поколение передаются разные секреты — например, по пошиву кимоно. С самого детства ребенок приучается трогать шелк, перекрашивать цвета и так далее. И было бы хорошо, если бы такой опыт распространился в Бурятии. Недавно ездил на соревнования по выделыванию шкуры в Селенгинский район, которые проходили под патронажем Хамбо ламы. Первое место там занял русский по внешности, но бурят в душе, как и все, кто родились и живут здесь! Однажды я ждал рейс в московском аэропорту и завел разговор с двумя русскими парнями, которые назвали себя чеченцами, потому что были родом из Чечни. И они совершенно правы!

О настроении

— Внутри я очень рад прибытию домой, а внешне спокоен. Стал выходить на ковер — привык скрывать эмоции. Ведь когда знаешь, что соперник тоже тренировался, и выигрываешь схватку, не будешь же ликовать во всеуслышание, иначе проявишь неуважение. Если вы не верите в мое хорошее настроение, просто почитайте мои социальные сети, где оно отлично прослеживается!

О Бурятии и фанатах

— 18 лет я постоянно не жил в Бурятии, но иногда приезжал сюда и всегда интересовался местными новостями. С каждым годом республика вместе со столицей меняется в лучшую сторону, особенно когда появились новый глава и министры. И, думаю, дальше будет только лучше. Сейчас в Улан-Удэ ко мне частенько подходят фанаты и спрашивают: «А можно сфотографироваться с вами?». Отвечаю: «Конечно, можно!», или шучу — «100 рублей». Просто нравится, когда люди улыбаются. Недавно зашел в кафе, пообщался с посетителями, сфотографировался с детьми. Было очень тепло и душевно!

О религии

— Каждый христианин ходит в церковь, мусульманин — в мечеть, ну а буддист — в дацан. Поэтому едва я вернулся на родину, отправился в Иволгинский дацан, чтобы поклониться Хамбо ламе Дамбе Аюшееву и Хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову и получить освящение, без которого новые дела начинать нельзя.

Об образовании

— Я уехал за океан почти сразу после того, как окончил школу. И хотя поступил в Бурятский государственный университет, не смог посещать занятия и был исключен. Что ж, попытка не пытка. Попробую поступить еще раз и получить высшее образование. Говорят, сегодня в России без него никуда.

О весе

— В Японии замечательная кухня — те же их роллы и суши дадут сто очков вперед нашим! Борцы приходят маленькими и набирают вес порой через силу, некоторые впоследствии сталкиваются с сахарным диабетом. Но сумоисты, которые «завязывают», зачастую становятся худыми. У меня нет проблем со здоровьем, как показали регулярно проводившиеся медицинские осмотры, но меняется рацион питания. К диетологу не обращался. За неделю ушло пять килограммов. Собираюсь худеть и дальше.

О личной жизни

— Больная тема. Еще не задумывался о ней. Надеюсь, со временем все будет хорошо и найдется моя вторая половинка. Наши женщины нравятся больше, хотя и японские тоже ничего. Не буду загадывать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Радости и горести Анатолия Михаханова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру