«Да пошла ты, старая!»: водители 129-го маршрута в Улан-Удэ подняли тариф несмотря на протест

Теперь и другие перевозчики в Бурятии могут задрать оплату за проезд

Пару недель назад по республике разнеслось пренеприятное известие: стоимость проезда от Сотниково до Улан-Удэ в одночасье вырастет с 28 рублей до 37.

Теперь и другие перевозчики в Бурятии могут задрать оплату за проезд
Сельский сход в Сотниково по повышению тарифа на проезд.

А поскольку перевозчики на этом (и ряде других маршрутов) получили возможность диктовать тарифы самостоятельно, чиновники всех уровней беспомощно развели руками. Дескать, селяви!

Сказать, что пассажиры возмутились подобной перспективой — значит не сказать ничего. «Почему мы должны ездить по заоблачным ценам при никудышном обслуживании?» — гневно и вполне резонно вопрошали они в социальных сетях. Из виртуального пространства народное недовольство выплеснулось в реальное. На прошлой неделе в Сотниково прошел сельский сход, где жители высказали решительное «нет» повышению оплаты, а муниципальные власти, как ни странно, поддержали повстанческие настроения. Совместный демарш не дал желанного результата — расценки все равно подскочили, пусть и меньше ожидаемого. Однако платить по ним люди не желают. Все подробности — в нашем материале.

Хождение по мукам

Если одни катаются в Сотниково несколько раз в месяц, то другие — по нескольку раз в день. И при обоих раскладах вояж туда напоминает квест покруче «Форт Боярда». Дождаться заветный автобус, не окоченев от долгого стояния на остановке, — этап первый. «Запихнуться» в переполненный салон, демонстрируя виртуозную работу локтями, — второй. Не свалиться во время пути, словно спелая груша, — третий. Добраться до пункта назначения в относительной целости и сохранности — конечная и зачастую невыполнимая миссия.

Минувшая пятница не стала исключением из правил. Около четырех часов дня на площади Советов в маршрутку №129 народу набилось, что селедок в бочку. Но водитель нисколько не смутился этим фактом. «Проходите в зад!» — то и дело рявкал он. Пассажиры молча повиновались. Через десять минут на одном квадратном метре стояло по четыре человека. Упасть не боялся уже никто, ибо падать было некуда.

Не меньшая плотность наблюдалась в актовом зале Сотниковской СОШ к шести часам вечера. Люди текли потоком, садились на стульях и лавках, вставали в проходах и коридорах. Среди присутствующих были замечены представители регионального министерства транспорта, районной администрации, омбудсмен по правам человека в РБ, сотрудники МВД (видимо, на случай бунта) и МЧС (при особом накале страстей), а также рядовые граждане, которые толковали между собой о проблемах насущных. В разговорах фигурировали не только маршрутки, но и пресловутая школа, и местная больница, и котельная, работающие через пень колоду. «Наше село — самое захудалое место во всем регионе», — с прискорбием констатировали сотниковцы.

То, что имеются определенные трудности, мужественно признал и глава Иволгинского района Виктор Очиров. «Но есть и пути решения!» — воодушевленно заметил он, после чего зарядил о ликвидации третьей смены, «смягчении» воды, и, между прочим, миграции в Сотниково из иных сел, что свидетельствует о не столь уж плачевном положении дел здесь. Жители терпеливо внимали пятнадцатиминутному монологу и заметно оживились, когда руководитель муниципального образования плавно подошел к транспортному вопросу.

Народ против

В объяснения пустился председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Сергей Южаков. Тут-то непосвященные и узнали, что федеральный закон №220 от 13 июля 2015 года установил два вида перевозок — по регулируемым тарифам и по нерегулируемым, нормативно-правовые акты на которые вступили в силу с июля 2018-го. Именно тогда под пассажирские перевозки и была заложена бомба замедленного действия.

Поясним. В первом случае «таксы» определяют власти (на межмуниципальном сообщении — республиканская служба по тарифам, на пригородном — районный совет депутатов), они же обеспечивают субсидирование. Во втором все делают перевозчики, периодически меняя расценки отнюдь не в сторону понижения, уведомляя об этом всего за десять дней до даты «икс» и частенько не давая обоснования своим действиям.

Разделение потребовалось, поскольку верхи не справляются с финансовым бременем. Правительство Бурятии явно не потянет 94 маршрута, ибо тратит только на №120 «Улан-Удэ — Николаевский» с четырьмя отправлениями в день около 10 млн рублей за год из регионального бюджета. В свое время народные избранники из Иволгинской долины закрепили тариф для маршрута №129 — 1,42 рубля за 1 пассажиро-километр. Однако 8 июля истек контракт на «контролируемые» перевозки по нему, и заработало правило на «неконтролируемые».

— Недавно маршрутчики собрались повысить оплату. После долгих переговоров условились поднять ее максимум на 4 рубля, — заверил Южаков. — Тарификация будет происходить следующим образом: внутри населенного пункта — 15 рублей...

Госслужащий не договорил — толпа недовольно загудела, напомнив, что до недавних пор проезд по Сотниково стоил 10 рублей. «Не знаете, а болтаете!», «Совсем заврались!» — скандировали участники собрания. Едва микрофон оказался в зале, жалобы посыпались как из рога изобилия.

— Живу на Верхнем Садовом четыре года, — рассказывает пенсионерка Алла Лисина. — Три месяца, пока туда ходил микрик, шоферы всячески унижали, оскорбляли и материли жителей. Один из них не хотел везти меня до дома, поскольку ехала я не из Улан-Удэ за 28 рублей, а с остановки «Школьная» за 10 — кстати, после капельницы в сорокаградусный мороз. Все-таки довез, но, когда поблагодарила его, заявил: «Да пошла ты, старая…». Мы никогда не попадаем на передние сиденья — там постоянно лежат водительские вещи, трясемся словно кильки в банке. В этом году ко мне приезжала подруга и сказала: «Нигде не видела такого бардака». Если задирать цены, то хотя бы по делу!

Вторая дама посетовала, что проживает возле птицефабрики и едва залезает в набитую битком маршрутку, но регулярно тратит приличные деньги на дорогу вкупе с прочими нуждами — ни много ни мало — по сто рублей на ребенка в день (один из ребятишек учится в первую смену, другой — во вторую).

— И по 200 рублей на взрослого, — вторит активистка Марина Тихонова «сестре по несчастью». — 60 — на «прогон» туда и обратно, минимум 50 — на обед, 90 — на сигареты. А в неделю? В месяц? В год? На целую семью? Вырисовывается кругленькая сумма!

— Я сообщил бригадиру 129-х маршруток, что мы получаем обычные зарплаты и пользуемся таким же топливом, как и все, а он посоветовал найти прибыльную работу, — говорит селянин Александр Орлов.

Новые расценки при прежнем доходе и сервисе просто-напросто не укладываются у людей в головах. «Проезд поднимают, пенсии — нет, — возмущенно восклицают пожилые женщины на телекамеру. — Недра тут не разрабатываем, нефть и золото не добываем. И если бы обслуживали достойно! Но автобусы покрыты пылью да грязью, ходят через 15-20, а то и 40-45 минут. Если на дорогах не стоит проверка, водители договариваются об интервалах по рации и набирают по 40 человек, потому что так выгоднее. Они видят в нас не людей, а «кирпичи», даже называют так! Имеют во всех позах! И это — никакая не пошлость, а суровая реальность!».

Сотниковцы считают: дело пахнет криминалом, иного объяснения творящемуся безобразию нет. Тем более официальный представитель «хамов маршрутных» внятно не растолковал, почему родилось непопулярное решение. «Население постоянно мигрирует, подвижного состава катастрофически не хватает, хотя машины ездят с раннего утра до позднего вечера», — вяло оправдывался он. Возможно, перевозчик сослался бы на то, что топливо, запчасти, электроэнергия дорожают, да и кредиты не платят сами себя, но его голос утонул в общем свисте и улюлюканье. Настало время собирать камни.

Спасение утопающих

— Выходит, 30 человек третируют более 10 тысяч, — резюмировал один из мужчин. — Независимо от того, что предпримут эти ребята, надо платить по старому тарифу. А еще — оставить за собой право на обращение в Иволгинский районный суд, Государственную Думу и Совет Федерации, чтобы наши представители там задумались о легитимности закона, который подрывает материальное положение огромного количества людей, и инициировать процедуру передачи села городу.

Александр Орлов вспоминает: когда стоимость проезда от Сотниково до Улан-Удэ выросла до 28 рублей, водители клятвенно пообещали возить всех пассажиров исключительно в сидячем положении. «С тех пор я езжу только в стоячем, — разводит мужчина руками. — Нынешняя цена — предельная. Иначе придется обращаться в прокуратуру, антимонопольную службу и объявлять открытый тендер на пассажирские перевозки!».

Экс-кандидат в депутаты Народного Хурала Александр Красовский предложил оставить действующие «таксы» и предоставить последний шанс, а при необходимости — отправить уже подготовленное заявление с собранными подписями «куда следует».

— Решено запустить два больших автобуса по 45 мест на данном рейсе в часы пик, — объявил председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса РБ. — Поскольку невозможно «протянуть» 2-ку и 82-й до населенного пункта, не мешает завести туда пару дополнительных маршрутов по схеме, которую предложит население, чтобы обеспечить конкурентную борьбу.

А пока суд да дело, глава Иволгинского района постановил продлить 129-й как внутренний до Бурвода и оставить прежнюю цену до марта 2019 года. Если салоны станут чище, шоферы — вежливее, а время ожидания — короче, то и размер тарифа, возможно, выше. «Народ должен быть услышан!» — припечатал Очиров.

Но народ услышан не был. Его глас, как и решение схода, оказались «по барабану» перевозчикам. Утром 29 октября граждане лицезрели в «микриках» объявления: «По с. Сотниково — 15 рублей, с. Сотниково — КПП — 20 рублей, с. Сотниково — Улан-Удэ — 32 рубля». Все, как и говорил товарищ Южаков.  Многие решили платить по старой цене вопреки возмущению водителей, а некоторые и вовсе намерены пересесть с автобусов на попутки.  Чем это закончится — пока неизвестно.

Как бы то ни было, прецедент создан. Отныне и прочие «неподконтрольные» маршрутчики могут потребовать более высокую оплату за свои услуги. И с этим ничего поделать не смогут ни министерство транспорта, ни омбудсмен, ни надзорные органы, ни глава Бурятии. Выхода всего два — вносить изменения в злокозненный закон либо нивелировать его последствия, увеличивая долю муниципального транспорта и создавая условия для коммерческого. Впрочем, при плачевном состоянии и откровенной криминализации транспортной отрасли последний вариант представляется маловероятным.

Маршрутка «Хендай» врезалась в дорожное ограждение. Фото: УГИБДД РБ.

Трагедия подтвердила справедливость жалоб жителей Сотниково на перевозчиков  

Чрезвычайное происшествие произошло днем в понедельник, 29 октября, на маршруте «Улан-Удэ – Сотниково», по которому курсируют скандально известные автобусы №129.

Недалеко от остановки «Птицефабрика» в пригородном Сотниково в 200 метрах от Улан-Удэ 40-летний водитель маршрутки «Хендай», не справившись с управлением, врезался в дорожное ограждение. В результате ДТП местная жительница, 66-летняя пенсионерка, вылетела из окна автобуса и погибла на месте происшествия. Об этом сообщает пресс-служба МВД по Бурятии.

Также в результате ДТП пострадала еще одна пассажирка, которая была доставлена в медицинское учреждение.

В пятницу, 26 октября, в поселке Сотниково состоялся сельский сход. Он был посвящен планирующемуся повышению тарифа на проезд из Улан-Удэ до поселка и обратно с 28 до 37 рублей. А также улучшению качества транспортного обслуживания. Люди жалуются, что в часы пик невозможно уехать в город или обратно. Автобусы постоянно бывают переполненными, и люди вынуждены ждать маршрутку на остановочных пунктах до 45 минут. Однако несмотря на то, что сельский сход потребовал повременить с повышением стоимости проезда до весны, а глава Иволгинского района занял позицию жителей Сотниково, перевозчики тихой сапой повысили тариф с 29 октября до 32 рублей.

По этой причине в социальных сетях начались волнения. Смертельное ДТП лишь усугубит ситуацию между жителями поселка Сотниково и перевозчиками. Между тем, сегодня, после сдачи номера газеты в печать, прошла информация, что цена все же сохранится на прежнем уровне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: "Да пошла ты, старая!"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру