Жителей Улан-Удэ не смутила облава на киоски с шаурмой и денером

Нарушения, выявленные ОНФ испугали не покупателей, а продавцов

Не секрет, что обитатели нашего городка любят полакомиться едой быстрого приготовления, а спрос всегда рождает предложение.

Нарушения, выявленные ОНФ испугали не покупателей, а продавцов
Проверка точек с фастфудом.

Вот бурятскую столицу и заполонили торговые точки с фастфудом — как грибы после дождя.

Аккурат перед минувшим уикендом их работу проверить решили активисты бурятского регионального отделения ОНФ вместе с сотрудниками центра гигиены и эпидемиологии в РБ, а также представителями СМИ. Общественники, санврачи и журналисты устроили внезапную инспекцию, которая обнаружила многочисленные нарушения, порядком напугав продавцов, но не покупателей.

Первым пунктом нашей проверки стал киоск с денером около торгового центра «Еврозона». Признаться честно, я и сама приобретала там ближневосточное блюдо из горячего лаваша с сочной начинкой, пока не узрела не совсем стерильные условия его приготовления. Их заметили и специалисты, которых не пропустили далеко работники. Двое мужчин, находившихся в павильоне, решительно захлопнули дверь, отделявшую «кухню» от условной «столовой», а их самих — от непрошеных визитеров, невнятно пробормотав нечто вроде «Чужих пущать не велено!».

Но и через стойку невооруженным глазом было видно вопиющее попрание СанПиНов. Контейнеры с мясом и овощами не прикрыты, а потому содержимое изрядно подсушено, и не промаркированы — впрочем, как и ножи для них. В одной из этих тар пристроились щипцы, а в миске с соусом — ложка. Пакеты же с капустой и молоком улеглись рядышком в холодильнике.

Одноразовая посуда и перчатки имелись в наличии. Но на одном из поваров не наблюдалось колпака, а в книге отзывов и предложений — ни тех, ни других: тоненькая брошюра не сшита, не пронумерована и не скреплена. Так что при острой потребности негативное мнение из нее и выдрать можно, словно листок с «двойкой» из дневника.

Если сначала продавцы восточного происхождения явно тушевались и ссылались на незнание русского языка — мол, «моя твоя не понимать», то потом слегка осмелели и потребовали удостоверения у наиболее активных «фронтовиков». А затем долго звонили куда-то и говорили что-то на родном наречии и еще дольше — давали скупые ответы на дотошные вопросы, неустанно повторяя, что их адресовать лучше бы в кафе на Сахьяновой, где, собственно, и находится документация, и откуда поставляется продукция.

Некоторое время за происходящим молча наблюдал невесть откуда взявшийся суровый мужчина (думается, хозяин). И почти все время поодаль томились посетители, которых не особо трогало «контрольное мероприятие» и сильнее волновал собственный голод. «Долго у вас займет эта процедура?» — недовольно поинтересовалась молодая девушка. Оказалось, что она давно покупает здесь денер и весьма довольна качеством. Следом в лавку зашел маленький мальчик, а после — взрослый мужчина, которые умяли фастфуд за обе щеки. Иностранные шаурмье выполняли заказы и параллельно беседовали с проверяющими, а в итоге вновь апеллировали к недостаточному владению «великим и могучим» и не расписались в документах, что отдали образец на пробу. Пришлось уходить несолоно хлебавши.

Вторая и третья точки — на рынке «Динамо». В одной повар и по совместительству продавец была застигнута врасплох. И не нашла ничего лучше, чем отвернуться и спрятаться за ширмой, когда ее попросили представиться, предоставить документы, объяснить, почему открыта тара с начинкой и нет уголка потребителя, или хотя бы позвать того, кто может сделать вышеперечисленное. «Ну все, ребята, уходите давайте», — чуть ли не со слезами твердила девушка. Но, тем не менее, пояснила, что мясо закупается у двух поставщиков, курица пришла накануне вечером, а вот бумаги выброшены утром (не то ради избавления от мусора, не то для заметания следов) и с готовностью предложила: «Приходите завтра — все покажу!».

В другом общепите владелец с помощницей охотно вывалили перед нами и договор аренды, и декларацию на птицу, и прочие бланки, а также пустили нашу спутницу в халате и шапке в свой «санктум санкторум». Справедливости ради стоит отметить, что это — единственная организация, проявившая такую сговорчивость. Полы и оборудование там оказались довольно чистыми, а вот курица, «катавшаяся на гриле», — совершенно незащищенной. Сухарики же, хранившиеся в холодильнике, казались подозрительными, зато клиенты — невозмутимыми: как ни в чем не бывало они продолжали свою трапезу. Но, видимо, довольны не все горожане.

— В штаб в течение этого года неоднократно поступали жалобы на организацию быстрого питания и просьбы о проверке санитарных норм при приготовлении фастфуда, — подчеркнул член БРО ОНФ Максим Киреенко. — Мы инициировали ее и вместе со специалистами выявили отсутствие маркировок на товарах, а также нарушение товарного соседства, когда, грубо говоря, возле маринованных огурцов хранится открытое молоко. И после того как сотрудники центра гигиены и эпидемиологии направят акты обследования нам, перешлем их вместе с обращением представителям управления Роспотребнадзора, которые проведут дополнительную проверку и примут соответствующие меры. Но изначальная цель здесь — не наказать, а показать, как нужно работать предпринимателям, и что надо знать потребителям.

— Ни одно из трех заведений полностью не соответствует установленным требованиям, — добавила активист БРО ОНФ Виктория. — У повара должна быть рабочая форма, сменная обувь и прикрытые волосы, на кухне — раковина с бумажными полотенцами и антибактериальным мылом, причем жидким, не кусковым. Нигде мы не увидели всего в комплексе. В свою очередь, врач отделения санэпидэкспертизы по гигиене питания Юлия Хандажапова выделила нарушения по водоснабжению: все предприятия работают на привозной воде, однако емкости не подвергаются дезинфекции. Помимо этого нарушается поточность технологического процесса: на одном столе обрабатываются и готовая продукция, и сырье, в частности, мясо, которое вообще нельзя использовать в подобных условиях как потенциальный источник сальмонеллеза. 

— Есть конкретные замечания и по каждому киоску, — пояснила эксперт. — Например, только один из двух сотрудников первого павильона предоставил медкнижку, где есть медицинский осмотр, но нет гигиенической подготовки и аттестации, которую регулярно обязаны проходить работники общепита. Сотрудница второго павильона не показала сопроводительные документы. Общее санитарное состояние неудовлетворительное везде, и для административного расследования достаточно оснований.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: А Васька слушает да ест

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру