— Есть сильно хочется? — спрашиваю я.
— Нет. А вот моих «коллег» по голоданию я периодически провоцирую — рассказываю, какая вкусная еда в Японии. Ребята, говорю, а какой там нежный и сочный тунец. Ммм… Ребята слюну выделяют, но держатся.
Вдох-выдох. Что дальше?
Мы сидим в одном из медицинских учреждений в Горячинске, где самый тяжелый экс-сумоист в мире проходит курс лечебного голодания. В сентябре этого года
Михаханов объявил о завершении своей карьеры спортсмена, в октябре — вернулся из Японии в Бурятию. Сейчас у Анатолия — перезагрузка. 10 дней чистого голода, можно пить только воду, из еды — ни-ни. По утрам голодающие занимаются гимнастикой, днем ходят на прогулку к Байкалу, вечером парятся в бане. Потом будет еще 5 дней, за которые сумоиста потихоньку выведут из состояния абсолютного голода. Ему будут давать отвары и овощные соки.
— Я не ставлю себе задачу именно похудеть, — объясняет мне Толя. — Нужна, в первую очередь, перезагрузка мыслей. Надо остановиться, выдохнуть и понять — кто я, что я, что делать дальше.
Пока Толя, как говорится, в поиске. Новый год он встретит в Заиграево с мамой и родственниками. Вот, наверное, одна ясность в его сегодняшней жизни. Что потом — толком неизвестно. Вроде останется в России и будет продвигать бурятскую борьбу. Хотя и в Японию Михаханова зовут. В Стране восходящего солнца у Анатолия осталось много друзей, здесь, в Бурятии, только родные.
— Друзья создаются годами, — рассуждает Михаханов. — Я в Японии прожил 19 лет. За это время, конечно, сложились крепкие связи. С борцами многими дружу. Мы с ними жили вместе, ели, тренировались.
Знает точно вот что — школу сумо открывать не будет.
— Не хочу, — прямо говорит Михаханов. — Хотя, надо признать, я немало сделал, чтобы популяризировать этот вид спорта. Знаешь почему завел Инстаграм? Потому что обычные японцы не знали сумо изнутри. А я решил им это показать.
Худею не по дням, а по часам
По поводу голодания Михаханов, конечно, малость лукавит. Мы все равно заговариваем о том, как он худеет, и сумоист с удовольствием отчитывается. Приехал сюда с 280 килограммами, сейчас на весах — 262 кг. За 9 дней курса (а я была в Горячинске в предпоследний день «голодающего» этапа) — минус 18 килограммов. И процесс не останавливается, килограммы уходят, уходят, уходят.
— Я понял, что надо любить свое тело, — делится Анатолий. — У некоторых людей, которые вес сбрасывают, потом растянутая кожа остается. А знаешь почему?
Я отрицательно мотаю головой.
— Потому что телу своему внимание не уделяют. Думают, что побыстрее надо жир согнать. И все. А организм хочет любви и понимания. Он на это реагирует. Вот вытяни одну руку перед собой.
Послушно вытягиваю левую руку.
— А теперь смотри на нее внимательно, рассматривай каждую складочку, каждую вену, капилляр. Какая кожа, какие линии. Рассмотрела? А теперь быстро переведи взгляд на другую руку.
Я так и делаю. И замечаю, что левая рассмотренная рука гораздо мягче, белее, нежнее по сравнению с правой нерассмотренной. Это производит впечатление.
— Просто надо смотреть на свое тело и уделять ему внимание, — резюмирует Михаханов. — Я вот этим сейчас занимаюсь, отслеживаю и замечаю, какая другая кожа, например, у меня стала на лице. Очень мягкая. Вот потрогай.
Послушно треплю сумоиста по щеке. И правда. Не младенец, конечно, но кожа не грубая и не шершавая.
— Еще, когда голодаешь, обоняние обостряется, — делится Анатолий. — Я сейчас могу учуять запах морковного сока, когда его мимо несут. И глаза у меня стали лучше видеть. Особенно правый почему-то.
Я иду в правильном направлении
В Анатолии Михаханове есть внутренняя сила и упорство. Смотришь на него и даже не сомневаешься — этот человек точно пройдет весь курс голодания.
— Сижу на днях как-то на лавочке на Байкале, — рассказывает спортсмен. — Ветер сильный, холодно. Красота. Подходит ко мне пожилая пара. Спрашивает: «А вы же наш сумоист?». Я киваю. Они: «Что вы тут делаете?». Я рассказываю про голодание и резюмирую: «Я понял, что надо думать о своем здоровье». Супруг в этой паре отвечает мне: «Я всегда думал, что старость моя далеко. А она нагнала меня в один миг». В этот момент я понял, что иду в правильном направлении. Эта пара свалилась на меня из ниоткуда. А слова мужчины оказались очень точными. Я думаю о своем здоровье. И в этом смысле старость не свалится на меня внезапно.