Краевед: Штирлиц вполне мог родиться в Верхнеудинске – Улан-Удэ

Верхнеудинск – родина разведчиков

Столетие ГРУ и 25-летняя годовщина ухода из жизни Юлиана Семенова в очередной раз привлекли внимание к штандартенфюреру Штирлицу и его биографии.

Верхнеудинск – родина разведчиков

                                                                                     - Пароль в Вернеудинске? - Сверху донизу. - Отзыв - Ломберный стол.

                                                                                      Юлиан Семенов «Пароль не нужен»

 

И появляются сведения, причем именно в «Московском комсомольце», о создании музея Штирлица на его родине в городе Гороховце Владимирской области, дескать «Ольга Семеновна - младшая дочь писателя, получила душевное письмо от жителей Гороховца с предложением создать музей Штирлица».

Это письмо ее так растрогало, что она не смогла сдержать слез. Впрочем, сама Ольга Семеновна говорила в интервью: «Гороховец - то место, где Штирлиц вырос». Вырос, а не родился. Но у меня «все ходы записаны».

А родился Всеволод Владимирович Владимиров 8 октября (как и Юлиан Семенов) 1900 года в Забайкалье, где его родители встретились и поженились, причем отец - Владимир Александрович «профессор права Петербургского университета», а мать – Олеся, дочь ссыльного украинского революционного демократа Остапа Никитича Прокопчука.

В Забайкалье, точнее в Забайкальскую область Приамурского генерал-губернаторства тогда входила и большая часть современной Бурятии. Судя по всему, и «профессор права» и украинский демократ с семьей были сосланы в Забайкалье административно. Вряд ли местом ссылки была Чита, как центр области, равно как и приближенные к каторге Нерчинск, Сретинск и другие Восточно-Забайкальские городки. Остаются Верхнеудинск, Баргузин, Селенгинск. В Кяхту, приграничную, не ссылали. Селенгинск и Баргузин были малочислены... А, вот, Верхнеудинск вполне устраивает.

Верхнеудинск. Фото: pastvu.com

На железной дороге работало много поляков и украинцев, существовала и небольшая колония ссыльных, в том числе - административных. Можно вспомнить, что в Верхнеудинской железной конторе после ссылки служил отец жены Михаила Фрунзе, народоволец Алексей Поликарпович Колтаковский, так же выходец из Украины. Кстати, в Верхнеудинске для сотрудников железной дороги были даже украинские школы. Так что Гороховец, как родина Штирлица однозначно отпадает, а в Забайкалье лучшего места как Верхнеудинск найти трудно. Тем более, в отличие от Читы, Бурятия и Верхнеудинск стали местом рождения нескольких крупных советских разведчиков.

Пожалуй, наиболее известны Борис Николаевич Мельников (1896-1938г.г.) разведчик и дипломат, родившийся в Новоселенгинске и уроженец села Бурнашево Тарбагатайского района, полковник Георгий Иванович Мордвинов (1896 - 1966г.г.). Первый работал под руководством Яна Берзина и готовил операцию по внедрению Рихарда Зорге, второй служил в группе Павла Судоплатова, работал как нелегал в Турции с Н.И. Этингоком, участвовал в операции «Березино», трижды представлялся к званию Героя Советского Союза. Об обоих написано много статей и книг. Но все же они не Верхнеудинцы.

Возможно, самым крупным разведчиком, уроженцем нашего города, был Залман Вульфович Литвин, о котором мы уже писали два года назад в «МК в Бурятии» (25.01.2017 г.) Собирая материалы о Залмане Литвине, я наткнулся на имя еще одного нашего земляка, внесшего свой вклад в советскую разведку - Леонида Капитоновича Лихачева. По странному стечению обстоятельств знал я о нем и раньше, правда, как об одном из первых комсомольцев Верхнеудинска, который был знаком с моим дедом Баклановым Александром Поликарповичем. 

В середине 20-х годов просвещенец Леня Лихачев уехал на Дальний Восток. И там, оказывается, стал разведчиком ОГПУ. Работал в Манчжурии и даже руководил оперативной игрой с японской разведкой в 1936 году. Но уже через год был арестован и в 1938 году расстрелян. Хорошо еще не как японский шпион, а как троцкист.

Нельзя не вспомнить еще одного разведчика-верхнеудинца - Александра Андреевича Глухова. Сведения о нем мы находим в книге В.М. Лурье «Военно-морская разведка СССР (1918-1960г.г.)». Вот что сообщается о капитане 3 ранга Глухове: «Родился 12.09.1911г. в Верхнеудинске, на флоте с 1933 года, с первых дней войны - разведчик Разведотдела Черноморского флота». В книге представлены выписки из наградного листа, замечательно характеризующие Александра Андреевича: «Капитан-лейтенант Глухов в течение 9 месяцев командовал разведотрядом РО Черноморского флота, действовавшим в Крыму до освобождения его от немецко-фашистских захватчиков. Отряд тов. Глухова, действуя в тылу противника, являлся источником наиболее точных полных разведывательных данных, освещающих обстановку в портах и на южном побережье Крыма. Сам тов. Глухов проявил себя как отличный организатор боевой и разведывательной работы в тылу противника и как смелый тактически грамотный офицер, сумевший выполнить поставленные задачи командования при минимальных потерях (один убитый из 53 человек). За успешное руководство, хорошую организацию разведывательной деятельности отряда в тылу противника и лично проявленные стойкость и смелость в труднейших условиях боевой деятельности тов. Глухов заслуживает правительственной награды орденом Ушакова 11 степени».

А.А. Глухов стал первым награжденным этим уникальным орденом на Черноморском флоте, а всего орден Ушакова 11 степени вручался лишь 194 раза. После освобождения Крыма Глухов - командир разведгруппы легких водолазов на Балтийском флоте, где служил и после войны до ухода в запас в 1948 году. О дальнейшей его судьбе, к сожалению, ничего не известно...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру