Бурятия, участвуя в этом масштабном мероприятии, уложилась в срок, назвав победителем конкурсного отбора иркутскую фирму ООО «ЭкоАльянс», которое должно было приступить к исполнению обязанностей с 1 января 2019 года.
Однако развитие событий показало, что ни выбранный региональный оператор, ни власти региона, ни жители республики не готовы к переменам. Оказалось, что более двух лет, отведенных правительством РФ, недостаточно для полноценной приватизации сферы по обращению с отходами и старта «мусорной» реформы. За это время в республике не была сформирована инфраструктура, необходимая для организации полноценного процесса накопления, сбора, переработки и утилизации отходов. Почему так произошло?
Никто не спорит, что проблема с мусором как в стране, так и в республике дошла до точки кипения и кардинальные перемены здесь были жизненно необходимы. Для этого должен быть выбран региональный оператор с реальной и действенной программой деятельности. Хотя одного только этого недостаточно. Должны были быть созданы и другие необходимые условия, определены нормативы и параметры деятельности по сбору, переработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), но этого сделано не было.
Другими словами, не сформирована полноценная территориальная схема обращения с отходами (терсхема) — основной нормативно-правовой документ, в котором должны быть заложены все параметры деятельности регионального оператора, прописана логистическая схема сбора, транспортирования, переработки и утилизации отходов. Подготовка этих мероприятий в республике была возложена на министерство природных ресурсов Бурятии, которое пока с этой задачей не справилось.
Эксперты опасаются, что и дополнительного времени, отпущенного поправками в законодательство, может снова не хватить, так как по сей день вразумительного ответа министерства по сложившейся ситуации и программе выхода из нее не озвучено.
Росприроднадзор России еще в 2017 году, проанализировав состояние дел по подготовке к выборам региональных операторов в РФ, вынес заключение о формальной и безответственной разработке многих региональных территориальных схем. Он призвал регионы в обязательном порядке скорректировать свои терсхемы, приведя их в соответствие с требованиями законодательства для того, чтобы не формально, а добросовестно подготовиться к выборам региональных операторов.
«Вызывает тревогу позиция ряда субъектов РФ, где специально уполномоченные органы власти отказываются заниматься корректировкой терсхем. Они выдвигают следующие аргументы: средства на разработку схемы уже потрачены и, поскольку она согласована с Росприроднадзором, формальных оснований для корректировки нет. При этом им прекрасно известно, что Росприроднадзор был вынужден согласовывать недостаточно проработанные схемы с той единственной целью, чтобы определить зоны деятельности регоператоров и тем самым не затормозить ход реформы. Таким органам власти необходимо понять, что в их же интересах доработать некачественный документ, по которому впоследствии они же сами просто не смогут работать в силу его неполноты и реферативности». (Из статьи Росприроднадзора РФ «Опыт согласования территориальных схем» в журнале «ТБО» №11/2017).
К сожалению, минприроды Бурятии к терсхеме, к которой Росприроднадзор и минприроды РФ неоднократно высказывали нарекания, проигнорировало это требование, отнеслось к проведению конкурсного отбора сугубо формально, что и привело к неутешительному результату.
Если говорить о выбранном региональном операторе ООО «ЭкоАльянс» и его фиаско на этом поприще, то можно констатировать, что оно вполне закономерно и ожидаемо. Региональный оператор должен обладать, во-первых, программой развития, встроенной в региональную территориальную схему по обращению с отходами, во-вторых, материальной базой, достаточной для эффективного решения своих функциональных обязанностей, в-третьих, хорошим инвестиционным потенциалом для дальнейшего развития. Мы все понимаем, что организация сбора мусора — это самая минимальная задача и самая простая. И даже с ней не справилось ООО «ЭкоАльянс». Главная и самая болезненная задача — что делать с собранными отходами? Где и как их переработать и утилизировать?
Хотелось бы узнать, сделает ли республиканская власть правильные выводы, будет ли переработана терсхема с тем, чтобы из невнятного опуса объемом 650 листов превратиться в действительно работающий документ — дорожную карту для мусорной отрасли региона и какими будут требования к новому региональному оператору?
Республике нужен другой региональный оператор, который будет не просто перераспределять тариф, собранный с жителей, между субподрядчиками, а предложит комплексную программу развития сферы по обращению с отходами, выстроит оптимальную логистическую схему накопления, сбора и транспортирования, организует совместно с региональной властью строительство мусороперерабатывающего завода (МПЗ) с передовой технологией, а также объектов по размещению отходов и полноценную инфраструктуру. И только тогда, возможно, у жителей Бурятии не будет возникать вопрос о необоснованно высоком тарифе на сбор, вывоз и переработку ТКО.