Сотрудники национального музея Бурятии рассуждают о «краже века» в Третьяковской галерее

История самых громких краж из музеев в Бурятии

Утро понедельника в Национальном музее Бурятии началось очень нервно. Директору Татьяне Бороноевой позвонило множество людей, начиная от просто знакомых и заканчивая сотрудниками прокуратуры.

История самых громких краж из музеев в Бурятии
Татьяна Алексеева показывает хранилище, в котором находится около 3 тысяч картин.

Все спросили одно: «Это что же, вашего Куинджи похитили?». Татьяна Анатольевна нервничала и объясняла в который раз — не нашего, не нашего. Да не нашего!

Завело пружину местное информационное агентство. «В Москве украли картину Куинджи, выставлявшегося в Бурятии», — написали журналисты. Технически-то все верно. Картина художника «Закат в степи», обитавшая в стенах нашего Национального музея, сейчас временно живет в Третьяковке — на большой выставке всероссийского масштаба. Но нагло забрали из-под носа смотрителей совсем другое произведение, висевшее в соседнем зале, — «Ай-Петри. Крым». Позже информационщики переделали заголовок — «Из Третьяковской галереи в Москве украли картину Куинджи». Но лингвистический осадочек остался.

Потом «Ай-Петри» нашли в Подмосковье. «Закат в степи» как был целым и невредимым, таким и остался. А мы пошли в Национальный музей Бурятии, чтобы узнать, как там пережили последние новости.

— Это шок, — вздыхает Татьяна Денисова, зав. сектором хранения изобразительного искусства музея. — Но я сама удивлена, как смотрители Третьяковки все пропустили. Человек просто снял картину и ушел. И никто даже ничего не заподозрил. Наши смотрители сразу спросят, если кто чужой дотронется до работы. Надо снять картину с экспозиции — сначала пишут об этом в специальный журнал. Потом выходит хранитель, и под его личным присмотром рабочий или рабочие переносят картину.

Старый метод хранения картин — штабеля. При этом рамы часто ломаются друг об друга.
А.И.Куинджи. «Закат в степи».

В августе прошлого года «Закат в степи» отправили на реставрацию в Третьяковку. Это было условием участия «бурятской» картины в выставке. Со стены тогда работу снимали двое мужчин-рабочих. Меньше бы не получилось — картина большая и тяжелая, 83х146 см. Именно поэтому ее и отобрали кураторы московской выставки. Она стала центром притяжения «закатного» зала, где были собраны работы, посвященные уходящему солнцу. Остальные пейзажи имеют гораздо меньшие размеры.

— Это отчасти спасло «Закат» от воровства в Москве, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Одному человеку ее невозможно было бы вынести. Слишком неудобно.

А вот «Ай-Петри. Крым» — работа маленькая, всего 39х53 см. Этим и воспользовался вор.

В Национальном музее Бурятии есть видеокамеры, решетки на окнах, бдительные смотрители-женщины и один вахтер-мужчина. А еще в прошлом году здесь появилась новая система хранения картин. Часть из шедевров русского изобразительного искусства висит на стенах. Но гораздо больше находится в хранилищах. И их несколько.

— Часть вот до сих пор стоит в штабелях, — показывает Татьяна Денисова свои владения. (Это старая схема — картины ставятся одна рядом с другой, а сверху накрываются тканью). — Очень неудобно, а для работ — губительно. Одна рама давит на другую, может даже до поломки дойти.

Остальные картины хранятся в более благоприятных условиях. Что-то — в зале с выдвижными секциями. Часть — в зарешеченных коробах, которые просто так не откроешь. Там самые ценные экспонаты. В том числе еще 7 работ Куинджи.

— Я с 1983 года работаю в музее, — говорит напоследок Денисова. — И на моей памяти ни вандализма, ни краж тут никогда не происходило. Но я этого очень боюсь. Очень.

Громкие кражи из бурятских музеев

В 2005 году из музея декабристов в Новоселенгинске похитили старинную скрипку 19-го века, копию работы Гварнери. Ее страховая стоимость составила 100 тысяч рублей. Два злоумышленника напали на музейного сторожа, связали его и забрали скрипку, а также редкую книгу из библиотеки братьев Бестужевых и матрицу старинного буддийского текста. Краже поспособствовало то, что музей отключили за долги от электричества, и он остался без сигнализации.

Ровно 2 года назад из геологического музея в Улан-Удэ украли нефрит. Воры проникли ночью в помещение и забрали образцы минерала, которые лежали в открытом доступе. Шкафы с остальными камнями остались нетронутыми.

В сентябре прошлого года два жителя Кяхты, избив сторожа, украли из местного краеведческого музея янтарные бусы и бурятский женский головной убор, украшенный кораллами, малахитом, лазуритом и старинными монетами. Подозреваемых вскоре задержали. Им грозит до 15 лет колонии.

Что случилось в Третьяковке

Вечером в воскресенье, 27 января, в зал Третьяковки зашел мужчина, подошел к картине Куинджи «Ай-Петри. Крым», спокойно снял ее и удалился. Никто из смотрителей его не остановил, подумав, что это сотрудник галереи. В понедельник похитителя нашли в поселке Заречье Московской области. Он сообщил полицейским, что спрятал картину в строящемся объекте в Одинцовском районе. Там ее и нашли. О подозреваемом известно, что ему 31 год и что он проходит по делу о хранении наркотиков. Всю эту историю уже назвали «кражей века».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 30 января 2019

Заголовок в газете: Нас спасло, что «бурятский» Куинджи – большая и тяжелая картина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру