Воин-афганец из Бурятии: «Страшно было, когда узнавал о гибели товарищей»

Валерию Бадмацыренову война не снится, но каждую ночь он летает во сне

Всего в афганской войне участвовало 2,4 тысячи наших земляков. Из них 24 человека не вернулись домой, 35 навсегда остались инвалидами.

Валерию Бадмацыренову война не снится, но каждую ночь он летает во сне

«Я кругом и навечно

Виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться

Посчел бы за честь.

Но хотя мы живыми

До конца долетели —

Жжет нас память и мучает совесть

У того, у кого она есть».

Ветераны, которым посчастливилось вернуться домой, обычно не любят вспоминать то время, не хотят бередить раны — зримые, незримые, телесные, душевные.

Хочу рассказать об участнике боевых действий 1986-87 гг. — о Валерии Дашеевиче Бадмацыренове, майоре запаса, награжденным орденом Красной Звезды.

...Ко мне подошел высокий молодой мужчина, поздоровался. Бросаются в глаза его военная выправка, уверенная походка. Он — уроженец Красноярского края, единственный сын в семье рабочего. На мой вопрос, считает ли себя счастливым, если вернулся с войны без единой царапины, он не торопится с ответом — ведь слово емкое.

Валерий с малых лет «заболел небом». Вот откуда? Может быть, из кино или кто-то был живым примером? Так мечтать, готовить себя и выбрать именно летное училище в городе Сызрань — тоже неслучайно. Без проблем поступил, тогда как многие по три раза пытаются, чтобы быть принятыми. Успешно закончил училище в 1977 году, получил назначение в Забайкальский военный округ в город Кяхта. Осваивал МН-8, МН-24, МН-2. Затем был переведен в ГДР, в город Штендаль, где прослужил до декабря 1986 года, откуда в составе авиационной эскадрильи его направили в Афганистан исполнять интернациональный долг.

— Наша миссия заключалась в том, чтобы сменить своих товарищей в Кабуле, прослуживших положенный срок. Какие у них были лица… радостные, восторженные, что живы, что едут домой…

Нашу эскадрилью в 20 экипажей распределили по комнатам по 6 человек в бараке. Боевой задачей было прикрытие пехоты, самолетов, прилетающих из Союза и обратно. Летали на предельной скорости и всегда были готовы принимать огонь зенитных ракет на себя.

Опасность была всюду. В таких случаях говорят: «В рубашке родился». Все зависит от умения, тактики, сноровки ведения боя.

Нашу эскадрилью никакая хворь не брала, но были моменты, когда приходилось едва ли не молиться своему богу… Под Суруби, когда территория, казалось, была очищена от «духов», вдруг прямо передо мной падает вертолет горящим факелом с малой высоты. Мгновенно сработал инстинкт самосохранения, сразу стал стрелять по предполагаемому месту пуска ракет. Чудом выжил…

Валерий Бадмацыренов.
Валерий Бадмацыренов.
Сергей Чойбсонов.

— Население Афганистана в основном живет очень бедно, — далее вспоминает ветеран. — Скажут им: «Убивай неверных, и ты получишь вознаграждение», они и стараются вот для таких душманов. Шли поставки вооружения, боеприпасов, долларов из-за границы, в основном из Пакистана. Мы относимся к смерти по-разному. По-настоящему страшно было не тогда, когда вел бой в воздухе, а когда узнавал о гибели своих товарищей.

Однажды мы попали под ночной обстрел. Все наше руководство было обстреляно и погибло. Слишком много потерь… когда плечи уставали таскать гробы. Погибших складывали в гробы и грузом «200» отправляли на родину самолетом «Черный тюльпан». Вспоминая афганскую жизнь сорокалетней давности, думаю, что испытание, выпавшее на наше поколение, мы вынесли с честью, не опозорились перед отцами, дедами-фронтовиками Великой Отечественной.

Еще Валерий Дашеевич глубоко чтит память о своем друге-земляке, безвременно ушедшем от нас, однополчанине Сергее Гуржаповиче Чойбсонове, ветеране боевых действий в Афганистане, тоже награжденном орденом Красной Звезды, и с которым начинал служить в отдельной авиационной части в городе Кяхта. Затем продолжали вместе службу в группе советских войск в Германии в городе Штендаль. Далее — Афган.

— Самыми высокими, до трех метров, и трудными для доставки боеприпасов, продуктов были посты «Пилотка» и «Снайпер». Такой вылет доверяли лишь опытному летчику — капитану Чойбсонову. Командование полка, учитывая нашу дружбу, доверяло мне прикрывать МИ-8 Сергея. Нужно, чтобы вертолет завис строго над площадкой и, закрепившись хотя бы одним колесом шасси за площадку, висел до полной выгрузки. Одно неверное движение могло привести к катастрофе. Я в это время облетаю пост и слежу, чтобы не было никакого вторжения. При обнаружении — уничтожаю врага. И таких вылетов в день случалось от 5 до 10. Сергей в гуще событий — спасал сбитых летчиков, раненых; убитых вывозил с поля боя. Без его МИ-8 не обходилась ни одна операция.

«Будет хлеб на полях колоситься,

В небе жаворонки кружить.

Пусть трагедия не повторится,

Должен мир на планете жить!».  

Сегодня Валерий Дашеевич скучает по полетам. Он говорит, что война ему не снится, но каждую ночь летает во сне. И от всей души поздравляет ветеранов с годовщиной вывода советских войск из Афганистана и желает фронтовикам и их семьям здоровья, радости и удачи во всем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: Принять огонь на себя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру