Как девушка из Бурятии стала популярным инженером-энергетиком в Германии

Про нашу землячку и ее работу часто пишут немецкие газеты

В феврале Туяна Цыдендамбаева-Вольперт приехала в Бурятию погостить к родителям и родственникам. Уже 15 лет она живет в Германии, но каждый год выбирается на родину.

Про нашу землячку и ее работу часто пишут немецкие газеты
Туяна с мужем Томасом в немецком городе Гейдельберг. Фото: из архива Туяны Цыдендамбаевой-Вольперт.

— Мне иногда говорят: «Да ты хуже немцев», — смеется Туяна. — Слишком пунктуальная, слишком системная, слишком собранная. На самом деле, я люблю цифры. Но еще больше цифр я люблю технику. Вот, например, реальный двигатель, вот реальная фура… И к их созданию я причастна. Вот это радует.

А я ему говорю: «Так свитер наденьте!»

В этот приезд в Улан-Удэ Туяна привезла маме стопку немецких газет, в которых написано про нее и про ее работу. А работа у девушки совсем не слабая — инженер-энергетик на железной дороге.

— Всегда мечтала спросить инженера-энергетика о том, что он конкретно делает, — делюсь я.

Мы встречаемся в кафе в центре в Улан-Удэ. На следующий день Туяне — улетать.

— Мы ищем, как сэкономить энергию, — рассказывает Туяна. — Обходим все подразделения железной дороги — от офисов до депо и котельных. Все смотрим и предлагаем решения. Заменить лампочки на более долговечные LEDы. Приглушить или увеличить интенсивность света. Поднять температуру в здании, когда холодно, а днем, когда солнце, — убавить. При этом надо заботиться о людях, которые находятся в помещении, — чтобы им не было слишком жарко или прохладно.

— А люди нормально реагируют на ваши предложения?

— Вот был сотрудник в депо, он зимой там в футболке ходит и еще форточку открывает — потому что ему жарко. Мы решили понижать температуру — слишком уж много электроэнергии расходуется. Он говорит: «Так холодно же будет!». Мы отвечаем: «Так кофту наденьте!». Ну, поспорили немножко.

При этом сами поезда энергию едят все больше и больше. Сейчас в современные вагоны устанавливают кондиционеры, обогреватели, wi-fi, дополнительные розетки… И это все нескончаемо. Технические приблуды будут появляться дальше и дальше. Инженеры-энергетики остановить прогресс не смогут. Но рационально распорядиться энергией — вполне.

В Германии все «зеленые» профессии, связанные с экологией, сейчас очень популярны. Про них пишут, про них говорят, это модно. Вот и наша железная дорога решила, что журналисты должны написать про ее представителя. Искали молодого инженера. Мой шеф и посоветовал меня. Девушка! Иностранка! С мужской профессией!

Журналисты оценили предложение и быстро согласились на такую героиню.

— Статья вышла в конце прошлого года на специальном портале, с которого другие газеты могут перепечатывать материал, если это интересно, — вспоминает Туяна. — Вечером ее разместили, а утром я уже ждала — сколько СМИ ее поставили у себя. Оказалось, много. Часть газет я купила и оставила на память. Буду бабушкой, покажу внукам: «А вот когда я была молодая…».

Программируешь — и насосы работают. Это эффектно

Туяна — абсолютный технарь. Этим она пошла в папу. Мама — врач.

— В детстве я обожала строить из кубиков пирамиды и дома, — продолжает девушка. — Любила чертить.

Фото из архива Туяны Цыдендамбаевой-Вольперт.
Мама Туяны периодически приезжает в гости к дочери. Фото: из архива Туяны Цыдендамбаевой-Вольперт.

При этом Туяна — технарь-практик, а не технарь-теоретик.

— Я как-то устроилась экономистом, — рассказывает она. — Но не пошло. Потому что работала только с цифрами. И на выходе получались только цифры. Не впечатлило меня это. Другое дело, когда я работала в «Сименс». Программируешь, программируешь — а на выходе насосы работают, котел подключается, жалюзи открываются. Те самые, которые я программировала. Это эффектно.

Первые же сильные впечатления от техники у Туяны случились еще на одном заводе — «Мерседес». Девушка проходила там практику.

— Конвейеры, на которых собираются детали, движутся с нереальной скоростью. Несколько часов — и огромный двигатель для огромной фуры готов.

Сами студенты-практиканты следили за качеством сборки и изучали разницу между тем, как собирают детали люди и как — роботы. Вплоть до того, с какой силой гайки закручивались.

— И как? Большая разница?

— Конечно. Все большие блоки могут собираться на конвейере. Но всю тоненькую работу, все мелкие детали могут собирать только люди. Без человека мы еще долго не обойдемся.

5 вопросов о всяком разном

1. Как познакомилась с мужем?

— Томас продал мне телефон в салоне связи. Мы встречались семь лет, поженились в прошлом году. Сейчас муж занимается телекоммуникациями, он менеджер по продажам.

2. Общаетесь с земляками из Бурятии?

— Да, знаю точно, что во Франкфурте живут минимум еще две бурятские девушки. Одна учится, а другая пишет диссертацию. Мы познакомились на праздновании Сагаалгана в Германии в позапрошлом году, на него все буряты, живущие в Европе, собираются.

3. Кто-нибудь из немцев знает, где находится Бурятия?

— Все знают, где находится Байкал. У немцев широкое мировоззрение, они интересуются другими странами. Байкал часто показывают по телеканалам про природу. И многие из жителей Германии там были.

4. Как ваша мама с немецким зятем общается?

— Им, конечно, тяжеловато общаться, потому что они не знают языки друг друга. Я постоянно у мамы с Томасом переводчик. Иногда путаюсь и говорю мужу по-русски, а маме — по-немецки.

5. А квартира у вас есть?

— Мы снимаем квартиру. Отношение к недвижимости в Германии, думаю, другое, чем в России. Люди, живущие в больших городах, хотят быть свободными, независимыми, не привязываться к месту. Главная страсть — путешествия, повидать мир. Молодежь готова передвигаться на общественном транспорте и работать несколько лет без отпусков — а потом полгода ездить по миру.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Железная леди

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру