В Бурятии подростки чаще всего пытались наложить на себя руки из-за семейных проблем и неразделенной любви

Трагические истории

Пару лет назад юные жители Бурятии, как и всей страны, оказались втянутыми в смертельно опасную игру «Синий кит», суть которой сводилась к «самовыпиливанию» из этого мира.

Трагические истории

Но, как утверждают психологи, ребята решались участвовать в страшном квесте не потому, что хотели доказать свою «крутизну». Первопричина лежала в том, что мы привыкли называть обычными жизненными проблемами, перед которыми пасуют лишь единицы подростков…

На сайте уполномоченного по правам ребенка в Бурятии опубликован доклад, который, к сожалению, прошел мимо широкой общественности. В этом документе анализируется суицидальная ситуация среди детей за 2018 год.

Языком цифр

Количество самоубийств несовершеннолетних уменьшается из года в год, в чем автор доклада, уполномоченный по правам ребенка в Бурятии Татьяна Вежевич усматривает роль профилактической работы. Если за 2016 год было зафиксировано 30 подобных случаев, то за 2017-й уже 14, а за весь 2018 год — 12. Пятеро из этого числа – дети до 14 лет, а семеро — 15-17 лет. По столько же соответственно пришлось на представительниц женского и мужского пола. 

Из этого числа пятеро воспитывались в полных благополучных семьях, трое — в опекунских, один ребенок — в неполной благополучной, один — в неполной неблагополучной семье.

Между тем, общее число попыток свести счеты с жизнью оказалось гораздо больше. На 31 декабря 2018 года зарегистрирована 101 такая попытка, которую совершили 92 человека. Возрастно-гендерный состав таков: 29 детей и 63 подростка, 71 девочка и 21 мальчик. 66 школьников, 16 студентов средних специальных и 4 — высших учебных заведений. Нигде не обучались шестеро. Первое место среди причин столь отчаянного поступка заняли проблемы в семье, второе — неразделенная любовь, третье — стресс и ссоры со сверстниками. Далее — проблемы в школе и психологическая травма, алкоголь и любопытство, привлечение внимания, низкая самооценка, сделанное замечание, обострившееся заболевание и даже страшные сны!

В отчете детского омбудсмена подчеркивается: совершение суицидальных действий — не только крик о помощи, но и реакция на глубинные переживания и, как итог — признание собственного бессилия. По результатам рассмотрения всех этих фактов подразделения Следкома по Бурятии возбудили 8 уголовных дел, 3 из которых находятся в производстве, и отказали в возбуждении в 93 случаях. Суровая статистика подкрепляется конкретными примерами.

Демоны внутри

15-летняя С. жила в Джидинском районе с мамой и братом, который отслужил в армии, но без отца. Родители находились в официальном разводе и не поддерживали никаких отношений. Тем не менее, семья не испытывала материальных трудностей. Общительная и неконфликтная девочка училась на «отлично» в девятом классе, активно участвовала в школьных и районных мероприятиях, пользовалась уважением сверстников. Мать постоянно интересовалась ее учебой, регулярно посещала родительские собрания и даже входила в Управляющий совет. Юную жизнь прервала любовная ссора. С лета 2017 года девушка встречалась с молодым человеком, очень любила его. Но однажды произошел конфликт, который принял дурной оборот: 10 февраля 2018 школьница наложила на себя руки.

С марта того же года 17-летний Ш. воспитывался в замещающей семье, куда попал из Бичурского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и где гостил по выходным и праздникам до оформления попечительства. Мальчик был очень рад как новому дому, так и новой школе. Здесь он вел себя спокойно и вежливо, ладил с одноклассниками и, хотя не тянулся к внеурочной деятельности, продвинулся по учебе. Подросток всегда одевался опрятно, выглядел аккуратно и никогда не проявлял суицидальных наклонностей. Тем роковым вечером все члены семьи были дома, пили чай и разговаривали. Вдруг школьник забеспокоился, вышел в туалет на улице и там же был обнаружен мертвым. Одной из версий случившейся трагедии стала несчастная любовь.

Позже, в мае внутри одного из жилых домов Улан-Удэ нашли труп учащейся техникума. Девушка самовольно ушла в мир иной вслед за подругой, которая сделала это месяцем ранее. Т. очень тяжело переживала ее смерть, в первый раз лишь пробовала совершить самоубийство, назвав это шуткой, а во второй — совершила его, оставшись в одиночестве дома. 

17-летняя С. жила в Мухоршибирском районе. Накануне выпускного вечера она участвовала в подготовке сценария праздника, посещала репетиции торжественного вручения аттестатов. Ничего не предвещало беды. И вот в июне девочка пошла на суицид. Предположительная причина такого шага заключается во внутрисемейном конфликте: родители не отпускали к другу по переписке в Саратов. Окончательная — устанавливается следственными органами.

Некоторых спасти удается

Когда мать работает визажистом, дочь закономерно экспериментирует с внешностью, в том числе делает макияж темных тонов и носит одежду соответствующего стиля… Замкнутая и молчаливая, эта ученица одной из средних школ столицы Бурятии показывала средние результаты по школьной программе, но уроки не прогуливала, правонарушений не совершала и вредными привычками не страдала.  Однако в октябре 2018 на мониторинге показала повышенный уровень общей и само-оценочной тревожности, а 28 ноября находилась в эмоционально нестабильном состоянии и предприняла суицидальную попытку, не доведенную до конца, которую так и не объяснила. Позже при диагностике она продемонстрировала высокий уровень аутоагрессии — разрушительной активности, направленной непосредственно на себя. 

Г. проживала в Якутии с мамой, но после девятого класса переехала в Бурятию, а, точнее, в село Заиграево к тете, которая  согласно нотариальной доверенности несла за нее ответственность с 2016 года. А в апреле 2017 года перебралась в Улан-Удэ к бабушке и пошла в местную СОШ. Однажды вечером вернулась домой в пьяном состоянии. Поссорилась с теткой и, когда хотела покинуть квартиру, та помешала. В итоге школьница закрылась в ванной, нанесла себе физический вред и была госпитализирована в больницу скорой медицинской помощи.

В декабре же в Петропавловскую центральную районную больницу поступила Н. Накануне девочка сидела в своей комнате, размышляла насчет неважной учебы и, чтобы больше не думать о ней, решила забыться искусственным путем. Но когда почувствовала себя плохо, рассказала все маме, которая и позвонила в «скорую».

А. воспитывается в многодетной семье, не состоящей на учете ни в комиссии, ни в подразделении по делам несовершеннолетних и, казалось, имеет все необходимое для жизни — теплые отношения с домочадцами, отдельную комнату, обустроенное место для занятий. Оказалось, что нет. Утром 4 декабря 2018 года студента ушла на пары в нормальном состоянии и едва не погибла по собственной инициативе из-за несчастной любви.

— В том же месяце воспитатель центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Радуга», обнаружил у троих ребятишек многочисленные порезы и царапины в области левого предплечья. Об этом сообщили во все уполномоченные инстанции, детей же обследовали в Республиканском психоневрологическом диспансере и выяснили, что один из них состоит здесь на учете, а двое не предрасположены к суицидальному поведению. Сотрудникам социального учреждения объявили дисциплинарное взыскание и рекомендовали проводить воспитательную работу.

Кто виноват и что делать?

По всем детским самоубийствам и их попыткам в Бурятии проводятся следственные действия, работает психолого-педагогическая служба и оказывается специальная помощь. Но надо понимать, что советами, выговорами и даже уголовными делами тут обойтись нельзя: нужно вести системную работу.

Сейчас в муниципальных образованиях повсеместно созданы базы данных семей и ребятишек из групп «риска», с которыми идет коррекционно-профилактическая работа. Из медицинских учреждений в правоохранительные органы передается оперативная информация о суицидальном поведении. Отправляется она и в РПНД. Ко второму кварталу 2019 года общими усилиями должно завершиться комплексное научное исследование суицидов несовершеннолетних.

Кроме того, в образовательных учреждениях реализуются два проекта — «Развитие стрессоустойчивости у детей и подростков в условиях неблагоприятной социальной среды», которые предполагают внеплановую выездную работу по заявкам, а также «Единый родительский урок». Это информационно-методический пресс-пакет на сайте Республиканского центра медицинской профилактики об интернет-безопасности школьников. Основная его задача — совместное решение проблем воспитания и обучения.

За последние два года 1750 мам и пап, дедушек и бабушек опробовали данный формат. Необходимо повышать квалификацию педагогов, психологов, сотрудников ПДН, специалистов органов опеки, обеспечивать их методическим и диагностическим инструментарием. А самое главное — выстраивать уважительно-доверительные отношения с ребенком, при наличии которых нет острой потребности во всем вышеперечисленном.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 6 марта 2019

Заголовок в газете: Все останутся, а я умру

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру