Обладательница мирового рекорда скорости о Байкале: «Как же такая красота возможна?»

Гонщица Наталья Любимова рассказала, чем отличается Байкал от американского Бонневиля

На прошлых выходных в селе Максимиха в Бурятии прошел первый фестиваль скорости «Байкальская миля». Большинство организаторов, судей и участников приехало из Москвы. Привезли гоночные мотоциклы, багги, спорткары и даже мопеды.

Гонщица Наталья Любимова рассказала, чем отличается Байкал от американского Бонневиля
Наталия Любимова вместе с тем самым Уралом, покорившим Бонневилль.

Первую «Байкальскую милю» уже назвали тизером, пробником. На фестиваль возлагают большие надежды, его хотят сделать русской версией «Недели скорости» в Бонневилле. Бонневилль — знаменитое соленое озеро в штате Юта в США, где ставятся сумасшедшие рекорды. Байкал, как говорят москвичи, — место ничуть не хуже. Только у нас не соль, а лед.

«МК В Бурятии» встретился в Максимихе с одной из самых титулованных участниц «Байкальской мили». Наталия Любимова — чемпионка России по шоссейно-кольцевым гонкам, многократная участница зарубежных соревнований. В 2012 году она закончила гоночную карьеру, стала спортивным директором команды Yakhnich Motorsport, но периодически участвует в интересных заездах. В прошлом году Наталию пригласили в составе московской команды Fine Custom Mechanics (FCM) поехать в Бонневилль и установить там мировой рекорд. Она поехала — и установила. Вместе с еще одним пилотом FCM Петром Лапшенковым Наталия вписала новые пределы скорости для 650-кубовых мотоциклов. На модифицированном мотоцикле «Урал» без аэродинамического обвеса Петр разогнался до 175 км/час. А Наташа на том же «Урале», но уже с обтекателем, выскочила за 196 км/час. Такой успех у российских гонщиков — впервые.

— Серьезно? На «Урале»?

— Да, и мы привезли его сюда, на Байкал. Это настоящий советский мотоцикл, он выпущен в 1978 году. Команда FCM racing модернизировала его для соревнований, но основные детали и двигатель сохранила в заводском состоянии. Полное «гоночное» название этого парня — Ural Puncher CR.

— Наташа, вы последний раз ездили на этом «Урале» полгода назад в Бонневилле. Как он, изменился?

— О нет, он такой же крутой. Я в него влюблена.

— Для вас мотоцикл — это живое существо?

— Я отношусь к технике как к людям. Вот «Урал» — это точно парень. Мне кажется, он такой утюжок. Быстр, технологичен, умен. И при этом очень симпатичный. На Бонневилле к нам многие подходили и говорили: «Вау, какой красивый мотоцикл!».

— Вы уже оценили лед Байкала как мотоциклетную трассу. Чем он похож на соль Бонневилля? Или ничем не похож?

— Соль, наверное, как песок, мотоцикл как бы рыскает по трассе. Состояние трассы зависит от времени суток. Все рекорды на американском озере ставятся в промежуток с 7 до 10 утра. Когда начинает жарить солнце, вода выпаривается, и соль становится слишком рыхлой. Байкальский лед — совершенно другая структура. Но и здесь лучшие результаты показывались утром, когда лёд твёрдый и зацеп лучше. В наш уикенд днём было жарко, поверхность превращалась в кашицу. Мотоциклы дрифтили, буксовали. Байкал — живая структура, он вносил коррективы в нашу трассу. В начале мероприятия прямо поперёк трассы прошёл разлом. Организаторам пришлось немало потрудиться, чтобы этот участок выровнять. Но все равно гонщикам сложно. На идеально гладком льду было бы проще — открыл газ и пошёл к своей миле. В общем, надо быть готовым к неожиданностям.

— Выпавший снег — это еще одна неожиданность?

— Да, снег шёл практически всю ночь и сбил планы организаторов по подготовке трассы. Конечно, трек почистили и подготовили, но вместе с тёплой погодой поверхность стала менее цепкой. Выяснилось, кстати, что на первой «Байкальской миле» участники использовали 11 разных способов шиповки резины, и не все они оказались удачными. Сцепка колес идет именно со льдом, снег мешает. Но все понимают, что Байкал и Бонневиль — это очень разные места. Байкал гораздо более непредсказуемый. Но он и волшебный. Первые дни, когда лед был совершено прозрачный, я выходила на него и думала: «Как же такая красота возможна? Ну, завтра привыкну». Но нет, привыкнуть не можешь, я каждый раз смотрю на озеро с благоговением.

Наталия Любимова и ее напарник Петр Лапшенков на представлении всех участников «Байкальской мили».
Урал, на котором установили несколько мировых рекордов, промаркирован красными наклейками победителя Бонневилля.
Наталия Любимова на закате. Озеро Байкал.
Американцы Шон и Кэти Джордан приехали судить «Байкальскую милю».

— Вам не удалось на Байкале превзойти свои бонневильские рекорды. Ваша максимальная скорость тут была 131 км /час, у Петра Лапшенкова — 161 км/ч. Не расстроены?

— Я мега-счастлива и горда, что принимала участие в первом фестивале скорости. Как бы это пафосно ни звучало. Было до мурашек круто.

— А как же рекорды?

— У меня есть определенная трезвость, есть понимание. Нужно тренироваться, и рекорды придут! Если я не уверена в своих силах, ручку газа на 100 процентов не открою.

— Я думала, гонщики — совершенно безбашенные люди.

— Иногда мне кажется, что я такая трусиха! Знаете, в моей спортивной карьере были и травмы, и боль, и титулы, и победы. Но пилот должен на трассе испытывать страх. Страх является неким ограничителем глупости.

— Мотогонки для вас — опасный вид спорта? Что чувствует женщина, которая разгоняется на огромной скорости по льду или по соли?

— Думаю, женщины, как и мужчины, получают огромную дозу адреналина! На Бонневиле мне было трудно оценить опасность. До него я ни разу не ездила на том самом модифицированном «Урале». И никогда — по соли. Но я понаблюдала, как едут другие спортсмены. Стало более-менее понятно. С первых метров я почувствовала себя уверенно. На байкальском же льду — оказалось сложнее. Плюс результат зависит не только от твоей бесшабашности, но и от того насколько подготовлена твоя техника, правильно выбраны и подготовлены колеса. После тестовых заездов каждый принимает решение, с какой скоростью ему двигаться и насколько рисковать.

— Наташа, а мужчины-гонщики и женщины-гонщики — насколько разные существа?

— Женщин в мотогонках единицы, и им бороться наравне с мужчинами достаточно сложно. Изначально мы слабее — по физиологии. Есть примеры женщин в мотоспорте, но в зачёте с парнями девушки крайне редко стоят на первых ступеньках пьедестала — если мы говорим о мировых гонках. Но все равно нас постепенно прибавляется. Это говорит о том, что скорость, машины и адреналин одинаково манят и мужчин, и женщин.

— Нет снисходительного отношения к женщинам-пилотам?

— Наши с Петром рекорды, которые мы поставили в Бонневиле, оказались очень мотивационной историей. Здесь, на Байкале ко мне подходили многие местные ребята, они говорили: «Вы Наталья? Мы за вас болели! Так здорово!». Мой рекорд вызвал не протест, он мотивировал молодых гонщиков. «Если девчонка смогла, то и мы сможем». А я — только за.

Кстати

Главными судьями фестиваля «Байкальская миля» стали супружеская пара из Америки Шон и Кэти Джордан. Они многократно участвовали в неделе скорости в Бонневилле и знают все подноготную супер-гонок. И живут Джорданы рядом с известным соленым озером. Шон — большой любитель мотоциклов «Харлей Дэвидсон», у него собственная кастом-мастерская. «Соль мягкая, а лед твердый, — философски сказали корреспонденту «МК в Бурятии» Джорданы. — Ну, еще на Байкале холоднее. А вообще у «Байкальской мили» огромное будущее. В следующем году точно приедут иностранные гонщики».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 20 марта 2019

Заголовок в газете: Первая миля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру