Первую «Байкальскую милю» уже назвали тизером, пробником. На фестиваль возлагают большие надежды, его хотят сделать русской версией «Недели скорости» в Бонневилле. Бонневилль — знаменитое соленое озеро в штате Юта в США, где ставятся сумасшедшие рекорды. Байкал, как говорят москвичи, — место ничуть не хуже. Только у нас не соль, а лед.
«МК В Бурятии» встретился в Максимихе с одной из самых титулованных участниц «Байкальской мили». Наталия Любимова — чемпионка России по шоссейно-кольцевым гонкам, многократная участница зарубежных соревнований. В 2012 году она закончила гоночную карьеру, стала спортивным директором команды Yakhnich Motorsport, но периодически участвует в интересных заездах. В прошлом году Наталию пригласили в составе московской команды Fine Custom Mechanics (FCM) поехать в Бонневилль и установить там мировой рекорд. Она поехала — и установила. Вместе с еще одним пилотом FCM Петром Лапшенковым Наталия вписала новые пределы скорости для 650-кубовых мотоциклов. На модифицированном мотоцикле «Урал» без аэродинамического обвеса Петр разогнался до 175 км/час. А Наташа на том же «Урале», но уже с обтекателем, выскочила за 196 км/час. Такой успех у российских гонщиков — впервые.
— Серьезно? На «Урале»?
— Да, и мы привезли его сюда, на Байкал. Это настоящий советский мотоцикл, он выпущен в 1978 году. Команда FCM racing модернизировала его для соревнований, но основные детали и двигатель сохранила в заводском состоянии. Полное «гоночное» название этого парня — Ural Puncher CR.
— Наташа, вы последний раз ездили на этом «Урале» полгода назад в Бонневилле. Как он, изменился?
— О нет, он такой же крутой. Я в него влюблена.
— Для вас мотоцикл — это живое существо?
— Я отношусь к технике как к людям. Вот «Урал» — это точно парень. Мне кажется, он такой утюжок. Быстр, технологичен, умен. И при этом очень симпатичный. На Бонневилле к нам многие подходили и говорили: «Вау, какой красивый мотоцикл!».
— Вы уже оценили лед Байкала как мотоциклетную трассу. Чем он похож на соль Бонневилля? Или ничем не похож?
— Соль, наверное, как песок, мотоцикл как бы рыскает по трассе. Состояние трассы зависит от времени суток. Все рекорды на американском озере ставятся в промежуток с 7 до 10 утра. Когда начинает жарить солнце, вода выпаривается, и соль становится слишком рыхлой. Байкальский лед — совершенно другая структура. Но и здесь лучшие результаты показывались утром, когда лёд твёрдый и зацеп лучше. В наш уикенд днём было жарко, поверхность превращалась в кашицу. Мотоциклы дрифтили, буксовали. Байкал — живая структура, он вносил коррективы в нашу трассу. В начале мероприятия прямо поперёк трассы прошёл разлом. Организаторам пришлось немало потрудиться, чтобы этот участок выровнять. Но все равно гонщикам сложно. На идеально гладком льду было бы проще — открыл газ и пошёл к своей миле. В общем, надо быть готовым к неожиданностям.
— Выпавший снег — это еще одна неожиданность?
— Да, снег шёл практически всю ночь и сбил планы организаторов по подготовке трассы. Конечно, трек почистили и подготовили, но вместе с тёплой погодой поверхность стала менее цепкой. Выяснилось, кстати, что на первой «Байкальской миле» участники использовали 11 разных способов шиповки резины, и не все они оказались удачными. Сцепка колес идет именно со льдом, снег мешает. Но все понимают, что Байкал и Бонневиль — это очень разные места. Байкал гораздо более непредсказуемый. Но он и волшебный. Первые дни, когда лед был совершено прозрачный, я выходила на него и думала: «Как же такая красота возможна? Ну, завтра привыкну». Но нет, привыкнуть не можешь, я каждый раз смотрю на озеро с благоговением.
— Вам не удалось на Байкале превзойти свои бонневильские рекорды. Ваша максимальная скорость тут была 131 км /час, у Петра Лапшенкова — 161 км/ч. Не расстроены?
— Я мега-счастлива и горда, что принимала участие в первом фестивале скорости. Как бы это пафосно ни звучало. Было до мурашек круто.
— А как же рекорды?
— У меня есть определенная трезвость, есть понимание. Нужно тренироваться, и рекорды придут! Если я не уверена в своих силах, ручку газа на 100 процентов не открою.
— Я думала, гонщики — совершенно безбашенные люди.
— Иногда мне кажется, что я такая трусиха! Знаете, в моей спортивной карьере были и травмы, и боль, и титулы, и победы. Но пилот должен на трассе испытывать страх. Страх является неким ограничителем глупости.
— Мотогонки для вас — опасный вид спорта? Что чувствует женщина, которая разгоняется на огромной скорости по льду или по соли?
— Думаю, женщины, как и мужчины, получают огромную дозу адреналина! На Бонневиле мне было трудно оценить опасность. До него я ни разу не ездила на том самом модифицированном «Урале». И никогда — по соли. Но я понаблюдала, как едут другие спортсмены. Стало более-менее понятно. С первых метров я почувствовала себя уверенно. На байкальском же льду — оказалось сложнее. Плюс результат зависит не только от твоей бесшабашности, но и от того насколько подготовлена твоя техника, правильно выбраны и подготовлены колеса. После тестовых заездов каждый принимает решение, с какой скоростью ему двигаться и насколько рисковать.
— Наташа, а мужчины-гонщики и женщины-гонщики — насколько разные существа?
— Женщин в мотогонках единицы, и им бороться наравне с мужчинами достаточно сложно. Изначально мы слабее — по физиологии. Есть примеры женщин в мотоспорте, но в зачёте с парнями девушки крайне редко стоят на первых ступеньках пьедестала — если мы говорим о мировых гонках. Но все равно нас постепенно прибавляется. Это говорит о том, что скорость, машины и адреналин одинаково манят и мужчин, и женщин.
— Нет снисходительного отношения к женщинам-пилотам?
— Наши с Петром рекорды, которые мы поставили в Бонневиле, оказались очень мотивационной историей. Здесь, на Байкале ко мне подходили многие местные ребята, они говорили: «Вы Наталья? Мы за вас болели! Так здорово!». Мой рекорд вызвал не протест, он мотивировал молодых гонщиков. «Если девчонка смогла, то и мы сможем». А я — только за.
Кстати
Главными судьями фестиваля «Байкальская миля» стали супружеская пара из Америки Шон и Кэти Джордан. Они многократно участвовали в неделе скорости в Бонневилле и знают все подноготную супер-гонок. И живут Джорданы рядом с известным соленым озером. Шон — большой любитель мотоциклов «Харлей Дэвидсон», у него собственная кастом-мастерская. «Соль мягкая, а лед твердый, — философски сказали корреспонденту «МК в Бурятии» Джорданы. — Ну, еще на Байкале холоднее. А вообще у «Байкальской мили» огромное будущее. В следующем году точно приедут иностранные гонщики».