Учителя из Бурятии поделились «рецептами» разрешения конфликтов с учениками

Удариться в детство, переступить через самолюбие, закусить удила, вести за собой, не уколоть сравнением…

8 ноября 2018 года в СОШ № 1 города Холмска на острове Сахалин учительница русского языка и литературы унизила ученицу, спросив: «Ты приемная, что ли?», и довела ее до слез и носового кровотечения.

Удариться в детство, переступить через самолюбие, закусить удила, вести за собой, не уколоть сравнением…

Девочка просто пришла с дырочкой в свитере.

28 январе 2019 года в школе № 22 города Химkи Московской области учительница физкультуры разрешила избить одного ученика другим, заявив: «Сегодня у нас день каннибала. Можете отпилить ему ногу!». Мальчик слишком долго завязывал шнурки на ботинках.

И это — лишь пара примеров. Скандальные инциденты между педагогами и школьниками случаются в России все чаще. Происходят они и в Бурятии. За минувший год в региональное Минобрнауки поступило 1247 обращений, 11 из которых связаны с конфликтами в образовательных организациях. Но у каждой палки, как известно, два конца: не все учащиеся безобидны и не все преподаватели — жестоки. С какими ситуациями сталкиваются «проводники знаний» и как с ними справляются? Профессиональные секреты из первых уст — в нашем материале.

Юрий Зверев, учитель английского языка

При большом общем стаже у меня сравнительно небольшой педагогический — 14 лет. Работаю в школе относительно недолго. В 42 года заочно поступил в лингвистический университет и на третьем году обучения был приглашен в Кыренскую СОШ. Столь крутой поворот оказался во многом вынужденным: прежнюю деятельность запретили врачи. Но я не пожалел о своем выборе ни на минуту. В 2014 году выиграл грант и вместе с шестью учителями из РФ проходил шестинедельную стажировку в США. А мои ученики неоднократно побеждали в районных олимпиадах, участвовали в республиканских соревнованиях и международных проектах.

Нельзя не заметить, что последнее время в СМИ и социальных сетях появляется информация о конфликтах между школьниками и учителями, которые иногда перерастают в оскорбления и даже физическую расправу. К затяжным противостояниям и экстремальным ситуациям приводит неумение вовремя погасить искры неприязни из-за нежелания решать проблемы и находить компромиссы.

Можно утверждать, что воспитание начинается в семье, и родители ответственны за результат не в меньшей, а то и в большей степени. Чаще всего педагог вынужден иметь дело с уже сформировавшимися характерами и социальными навыками. И должен принимать детей именно такими, какие они есть, а уж менять — по мере возможности, ставя не только перед ними, но и перед собой посильные задачи. Необходимо снижать сложность заданий до уровня, при котором удается получить обратную связь. Все остальное ведет к демотивации, апатии или, наоборот, ожесточению. Невозможно подобрать универсальный ключ ко всем сердцам. Но многое зависит от того, с младшим, средним или старшим звеном работаешь.  

В первом случае полезно «удариться в детство» — вспомнить, каким сам был в этом возрасте, поиграть. Младшеклассники любят, когда их обучают старым играм или фокусам. Но при этом важно сохранять свой статус. Во втором можно применить неожиданные ходы, которые способны поставить зачинщика в тупик. Например, объявить в конце урока: «Ребята, прошу прощения за то, что сегодня не удалось найти общий язык с Сергеем (Бадмой) и пришлось потерять несколько минут драгоценного времени. Уверен, разговор с глазу на глаз будет полезен нам обоим». Ну, а в третье случае и легче, и труднее договориться. С одной стороны, старшеклассники готовятся к экзаменам и не хотят лишних проблем. Достаточно дать задания, выполнение которых гарантирует получение зачетов — и все разрешается к лучшему. С другой, бывают случаи, когда человек озлобляется на школу (например, из-за психологической травмы, полученной в ее стенах) и игнорирует учебу, поскольку уверен (и небезосновательно): его не оставят на второй год. Такие ученики могут разложить любой коллектив изнутри.  Поэтому следует приучать их к постулату «Закон для всех один» — то есть к тому, что надо добиваться своей цели честным трудом и достойными методами.

Любой учитель обязан владеть словом и собой — сдержаться, «закусить удила», продышаться и сохранить спокойствие, даже находясь на грани, когда, казалось бы, невозможно не произнести ругательство или проклятие. Некоторые ребята могут с достоинством перенести неосторожное высказывание. Но где гарантии, что оно не породит нечто более серьезное?

Анастасия Федорова, учитель русского языка

Сейчас нахожусь в декретном отпуске и занимаюсь с дошкольниками. Но до того, как ушла в него, работала с учениками среднего звена. И в школе имело место недопонимание со стороны родителей по поводу оценок ребенка. То ли хотели заткнуть за пояс молодую учительницу, только окончившую университет, то ли и впрямь были уверены в несправедливом занижении оценок. Доходило до того, что записывали меня на диктофон. Подключила социального педагога, и инцидент был исчерпан. И на отношении к ученику никак не отразилось общение с его матерью. В сложной ситуации настоящий педагог не допустит несправедливого и тем более жестокого обращения, попытается урегулировать конфликт, а в кризисной — выйти на директора, психолога и других специалистов, а не применять психическое и физическое насилие!

Елена Афанасьева, учитель русского языка и литературы

Лучше не доводить дело до конфликта — слишком много проблем. Но если это случилось, нужно решать по ситуации. Единого алгоритма нет, есть индивидуальный подход. Приведу в качестве примера первый инцидент за три года моей педагогической практики. Мальчик очень плохо учился, все время был не готов и откровенно мешал. Решила вызвать родителей в школу, чтобы познакомиться с ними, прояснить ситуацию и разобраться с почерком (не дописывает буквы, и компьютер не засчитывает задания). Ученик испугался, что «получит» дома, и, видимо, подумал: лучшая защита — нападение. Сказал, будто я унизила его — назвала «геем» (от фамилии мальчика), и весь класс смеялся. Родственники пришли, нет, прибежали писать жалобу к директору. После разбирательств конфликт вроде замяли, но без моего участия. Оставалось готовить прописи в тетрадях каждый день и не просить домашнее задание. Однажды случайно выяснилось: парнишка увлекается кулинарией. Мы увлеченно обсуждали рецепт плова и шурпы, и он был очень рад, что я люблю азербайджанскую кухню. С тех пор отношения просто замечательные. Могу назвать и «зайчиком», и «солнышком». Главное — не ткнуть в то, что не знает, а мягко указать на это. Сегодня этот ребенок — ответственный за дисциплину во всем классе. Никто не назначал — сам захотел!

Вообще ученики более мягкие с теми, кто на одной волне с ними. Одних нужно приобнять, с другими — поговорить об увлечениях, пусть даже о компьютерных играх. В том же классе после обсуждения игры «Доты» появилось приветствие «За орду!». Не совсем образовательно, но очень эффективно — такой организационный момент настраивает на учебный процесс. С третьими необходимо разговаривать наедине, апеллировать к родному и близкому — мол, брат учился так, и ты сможешь! — но не уколоть сравнением. И со всеми — вместе убираться, участвовать в конкурсах, вести за собой.

Считаю, что любую спорную ситуацию разрешать обязан учитель. Именно он должен поднять «белый флаг», ласково попросить о чем-то. И при таком подходе противостояние рано или поздно сойдет на «нет». За проступки отругать и наказать можно лишь один раз. Каждый день не надо твердить об одном и том же. И ни в коем случае нельзя переходить на личности. Этого не простят. Если соблюдать нехитрые правила, дети не станут бояться и огрызаться и будут знать не только о своих правах, но и об обязанностях.

Цыремпил Доржиев, учитель математики

Сейчас много новостей о неподобающем отношении учителей к ученикам. Но много и недосказанности в этой теме. В большинстве своем школьники воспитанные, но среди них встречаются и те, кто нарочно провоцирует педагога. И поскольку такое поведение обычно тянется из урока в урок, важно, какой выход будет найден. Один ученик любил делать гадости за моей спиной, например, выкрикивать комментарии под смех других. Я старался проходить мимо и не обращать внимания. Ведь делать замечания при всех значило подтверждать его «крутость». Но это долго продолжалось и порядком надоело. Как-то в коридоре во время урока я встретил того «героя», остановил и напрямую спросил: «Ты комментируешь меня все время?». Но такому типажу несвойственно признавать свои проступки. «Я вообще смеялся не над вами» — ответил. А в глазах — испуг. После того случая он изменил отношение ко мне. Действенным разговор с учеником тет-а-тет бывает потому, что рядом отсутствует поддержка в виде «гогочущей» толпы. А вообще современным учителям необходимо «быть на одной волне» с детьми, как написала мне одна выпускница. То есть говорить на простом языке, понятном и малышам, и подросткам, но не переходить грани, сохранять строгость и требовательность. И, конечно, любые конфликты завершаются миром, если стараешься быть выше… не ребят, а сложившейся ситуации и при необходимости можешь переступить через свое самолюбие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 20 марта 2019

Заголовок в газете: Быть на одной волне

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру