Гарантийный фонд Бурятии выдавал сомнительные поручительства и переплачивал за инжиниринговые услуги

Главный «инструмент» поддержки бизнеса перенастраивается

В гарантийном фонде содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Бурятии перезагрузка.

Главный «инструмент» поддержки бизнеса перенастраивается

Созданный в 2011 году как еще один инструмент поддержки бизнеса, в том числе — начинающего, гарантийный фонд открывает новую страницу в своей истории. Для этого имеются все предпосылки: к руководству фонда пришли новые люди, частично поменялся коллектив сотрудников, сделан анализ деятельности прошлых лет, ведется поиск новых форм работы.

Оборотная сторона

Цель гарантийного фонда Бурятии вытекает из его названия. Фонд выступает поручителем перед банками за предпринимателей в том случае, когда последним не хватает залогового имущества на развитие бизнеса. И гарантирует своим капиталом возврат заемных средств. Начиная с 2011 года гарантийный фонд выдал поручительств банкам на 2,2 миллиарда рублей, открыв дорогу многим успешным сейчас предпринимателям, которые, в свою очередь, привлекли в экономику региона более 4,5 миллиарда рублей.

Но была и оборотная сторона деятельности гарантийного фонда, пережившего не одну прокурорскую проверку эффективности использования выделяемых средств, как минимум, дважды поставленную надзорным органом под сомнение. И дело здесь не в эффективности самого механизма поддержки бизнеса. Какие могут быть сомнения в нужности того, чтобы помочь предпринимателям получать банковские кредиты? К примеру, благодаря участию гарантийного фонда в судьбе предпринимателей только в 2018 году в республике было сохранено свыше 1,1 тысячи рабочих мест, создано почти 180 новых, а отчисления во все уровни бюджета составили четверть миллиарда рублей.

Проблема в том, что эти показатели деятельности государственного инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства могли быть гораздо выше, но гарантийный фонд Бурятии к исходу 2017 года «усилиями» его предыдущих руководителей сам оказался в тяжелой ситуации — и спасатель бизнеса стал нуждаться в спасении. Если в 2015 году гарантийный капитал фонда составлял порядка 320 миллионов рублей, то в 2018 году он сократился до 150 миллионов рублей. Это значит, что добрую половину гарантийного капитала (а это субсидии, выделяемые из бюджета) фонд, как поручитель, вынужден был выплатить банкам, поскольку их заемщики по разным причинам не смогли выполнить обязательства перед кредитными организациями.

Благими намерениями

Сегодня уже не секрет, что причиной стремительной деградации «инструмента поддержки» стала практика выдачи гарантийным фондом сомнительных с точки зрения риска поручительств, зачастую предоставляемых клиентам без глубокого анализа финансового состояния предприятий, их планов, без выезда на место дислокации бизнеса и даже (что зафиксировано документально) прямо в день обращения в гарантийный фонд. Принятие решений о предоставлении поручительств стало носить «кулуарный» характер. Как следствие — один из самых высоких по России показатель исполнения обязательств по договорам поручительств — практически в каждом десятом случае на общую сумму свыше 255 миллионов рублей, перекочевавших в банки. Эти деньги вернуть будет очень сложно.

Одним из ярких примеров такой «расточительности» стала гарантийная поддержка сельхозпредприятия «Агролидер плюс». Сейчас фирма и ее основатель, известный в Бурятии аграрий Олег Пак, признаны банкротами. Республика потеряла, как это говорят, крепкого хозяйственника, к чему государство тоже приложило руку, предоставив ему без учета реального финансового состояния фирмы несколько поручительств на общую сумму более 50 миллионов рублей. Теперь «Агролидером плюс», рухнувшим в итоге под тяжестью кредитного бремени, занимаются правоохранительные органы, возбуждено уголовное дело по одному из эпизодов сотрудничества между гарантийным фондом и индивидуальным предпринимателем.

В частности, по договору поручительства от 2015 года гарантийный фонд выплатил банку, в котором кредитовался Олег Пак, свыше 13 миллионов рублей. Несмотря на это, спустя несколько месяцев, весной 2017 года, гарантийный фонд вновь заключил с ним договор поручительства примерно на такую же сумму. Спрашивается, куда смотрели эксперты гарантийного фонда и из каких благих соображений исходили они, позволив Олегу Паку усугубить свое и без того тяжелое финансовое состояние? Теперь действиям бывших сотрудников гарантийного фонда, причастных к предоставлению таких поручительств, будет дана правовая оценка.  

Кому я должен — всем прощаю

В деятельности любого гарантийного фонда априори заложены определенные риски. К банкротству бизнеса могут привести разные причины, начиная от общего по стране экономического кризиса, например, резкий скачок курса доллара, как это было в 2014-2015 годах (в те годы по России много полегло предприятий), заканчивая ошибками самих бизнесменов в оценке своих возможностей, как это произошло с «Агролидером плюс». На этот случай предусмотрен механизм возврата задолженности, однако, как констатировала прокуратура Бурятии, до 2017 года гарантийный фонд допускал неоправданно «длительное непринятие мер» по ее взысканию по договорам поручительств. Эта «претенциозная» работа с заемщиками была фактически брошена на самотек, что и стало поводом для учредителя гарантийного фонда — министерства промышленности и торговли Бурятии — произвести здесь кардинальные кадровые перемены.

Было бы счастье, да несчастье помогло. Анализ причин, приведших к банкротству вчерашних подопечных, показал, что оно, банкротство, не во всех случаях носило объективный характер. Имело место и откровенное жульничество, когда предприниматель, понимая, что его дело — дрянь, начинал выводить активы на сторону, объявлял себя банкротом, с которого потом нечего было взять. В этой ситуации гарантийный фонд возмещал банкам их убытки за счет гарантийного капитала, но ставил под угрозу стабильность своей работы в будущем.

С 2018 года гарантийный фонд вернул более 21 миллиона рублей. Немного, но все же. Главное, что процесс взыскания задолженности с недобросовестных предпринимателей в настоящее время поставлен на особый контроль. К примеру, благодаря обновленной службе безопасности здесь выявили находящуюся в собственности у одного из бывших клиентов фонда дорогостоящую квартиру в Москве, на которую наложен арест. Каждая заявка на получение поручительства рассматривается со всех сторон, что называется — под лупу. С прокуратурой Бурятии согласована процедура выдачи поручительств, что, по мнению нового директора гарантийного фонда Бурятии Андрея Пермякова, сразу сказалось на снижении рисков. По его словам, гарантийный фонд с 2018 года заключил с предпринимателями 75 договоров поручительств, и ни по одному из них сожалеть не пришлось.

Узким кругом

Выдача поручительств — лишь одна из нескольких ключевых функций гарантийного фонда. С 2017 года здесь заработал региональный центр инжиниринга по оказанию предпринимателям нефинансовых мер поддержки, таких, как маркетинг, сертификация, написание бизнес-планов, планов модернизации оборудования и прочее. Естественно, за бюджетный счет. На эти цели в 2017 году поступило из республиканской казны 7 миллионов рублей. И люди пошли за помощью.

Прокуратура Бурятии именно в региональном центре инжиниринга выявила основные и самые значительные нарушения законодательства, связанные, преимущественно, с отсутствием реальной конкуренции среди специалистов и структур, работающих на этом рынке в Бурятии. К примеру, предприниматель заказывает составление бизнес-плана. Региональный центр инжиниринга должен оценить жизнеспособность идеи и объявить конкурс среди организаций и индивидуальных предпринимателей, способных идее предпринимателя придать форму бизнес-плана. И получить за это вознаграждение. Казалось бы, простая формула, но здесь она дала сбой. Выяснилось, что, по сути, конкурсы не проводились, а к написанию бизнес-планов (оказанию прочих услуг) привлекались одни и те же фирмы. При этом цены за услуги брались, как говорится, с потолка: в ходе анализа последствий обнаружилось, что по некоторым видам работ они в разы превышали средние по России. Расходы, разумеется, нес гарантийный фонд.

С приходом новых управленцев ситуация резко поменялась — вместе с ценами, благодаря чему теперь за те же деньги региональный центр инжиниринга оказывает нефинансовые услуги гораздо большему числу предпринимателей. Возросло и количество подрядчиков, что и обеспечило долгожданную конкуренцию на этом рынке. Если в 2017 году гарантийный фонд прибегал к услугам всего 9 исполнителей, которым выплачивал баснословное вознаграждение, то к исходу 2018 года их стало уже более 40. Выше конкуренция, ниже цены, больше возможностей. И никакой коррупции.

Прочь влияние извне

Иными словами, времена, когда на гарантийном фонде некоторые предприимчивые люди зарабатывали лихие деньги, прошли. Участники рынка — банки, консалтинговые фирмы, бизнесмены реального и прочих секторов экономики — начинают понимать, что к управлению гарантийным фондом Бурятии пришли настоящие профессионалы с солидным опытом работы в финансовой сфере. Теперь решают они — кадры, как это, собственно, и должно быть. А не как это было прежде — под влиянием охочих до дармовых бюджетных денег граждан. Как следствие — полное доверие к новому коллективу гарантийного фонда со стороны учредителя — министерства промышленности и торговли, правительства и Народного Хурала Бурятии, которые своими решениями назначили гарантийный фонд управляющей компанией над всей инфраструктурной поддержкой малого и среднего предпринимательства («Мой бизнес») и увеличили капитал фонда еще на 43 млн руб.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: Работа над ошибками

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру