Абсолютно все выступающие говорили, что, несмотря на меры поддержки молочного скотоводства (только АО «Молоко Бурятии» в прошлом году было выделено 250 млн рублей), происходит прямо противоположное — молочное поголовье снижается, а вместе с ним объемы производимого в Бурятии молока.
Одну из причин назвали сами производители из Кабанского района, начавшие подготовку к прямой линии с президентом России 20 июня. Уставшие от пустопорожних разговоров, они решились на видеообращение Путину, чтобы заявить очевидное. «Мы заявляем о том, что обманывают не только нас, но и администрацию района, минсельхоз, правительство Бурятии, причем обманывают систематически, нагло и цинично, и нам непонятно, до каких пор будет продолжаться эта клоунада», — говорят тысячи фермеров и владельцы личных подсобных хозяйств Кабанского района, которым АО «Молоко Бурятии» задолжало на сегодня более 12 млн рублей.
Куда убежало молоко
Сколько возглавляет Николай Иванович Шолен сельскохозяйственный потребительский кооператив «Кабанский» (СПОК «Кабанский»), а возглавлял он его последние десять лет, столько и помнит разбирательства с ОАО «Молоко Бурятии» по поводу расчетов за поставленную продукцию. Как объясняют сами фермеры, некоторое время назад единое предприятие разделилось на два — «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» с генеральным директором Анатолием Раднаевым и АО «Молоко Бурятии», которое возглавил бывший руководитель фракции КПРФ в республиканском парламенте, депутат Народного Хурала, Госдумы Юрий Тармаев. Фермеры уверены, что разделение произошло с целью аккумулирования долгов на одном предприятии, чтобы их там благополучно похоронить.
— В день мы собираем у крестьян по 8-9 тонн молока, охлаждаем и отдаем АО «Молоко Бурятии», которое молоко успешно принимает, а с нами не рассчитывается, — рассказывает Николай Шолен. — Были обещания, график реструктуризации задолженности, встречи на высшем уровне, переговоры, но ничего этого не исполняется. С приходом лета наступил сезон большого молока, и расчеты прекратились совсем. Мы самый крупный СПОК в районе, и на сегодня должны деньги около 700 крестьянам, у большинства из которых нет иных источников дохода. После того как жителям запретили ловить рыбу, молоко стало единственным источником существования в деревне. Не получая расчетов, люди перестают держать молочный скот, зачем? Посетите деревни Большое Колесово, Степной Дворец, Ранжурово, Творогово, Романово, Жилино, Красный Яр, Корсаково и другие и вы увидите все сами.
«Рубин» ушел в Иркутск
— АО «Молоко Бурятии» — организация, которая загубила молочную отрасль в республике, и я нисколько не утрирую проблему, — рассказывает директор СПОК «Рубин» Александр Никонов. — Такие объемы молока, которые производит сегодня Кабанский район, способно переработать в республике только АО «Молоко Бурятии». Если в Иркутске три таких завода, то в Бурятии один. АО «Молоко Бурятии» монополисты в этой сфере, и они этим успешно пользуются, то есть постоянно нас обманывают, и решать эту проблему никто не собирается. На сегодня задолженность перед СПОК «Рубин» составляет 8,5 млн рублей. Вместо АО «Молоко Бурятии» мы возим свой скоропортящийся продукт за 350 километров в Иркутск, где не только оплачивают нам транспортные расходы, рассчитываются за товар на следующий же день, но и готовы по первому требованию предоставлять аванс до 1 млн рублей. Полгода назад мы перестали отгружать молоко на АО «Молоко Бурятии», подали иск в суд, но нас убедили, что задолженность будет погашена и заставили иск отозвать. За это время всем СПОКам Кабанского района была хотя бы частично погашена задолженность, кроме СПОК «Рубин». Месяц назад мы вновь подали иск в арбитражный суд Бурятии о взыскании 5,3 млн руб., на что гендиректор Анатолий Раднаев так и сказал — вы ничего от нас не получите.
— Мы не требуем каких-то преференций, мы просим ясности в ответе на вопрос, нужно ли республике молоко, — говорит начальник управления сельского хозяйства администрации МО «Кабанский район» Сергей Балдаков. — Потому что, с одной стороны, мы видим обеспокоенность ситуацией со стороны правительства, помним, как при Наговицыне ОАО «Молоко Бурятии» получило из бюджета 75 млн рублей, а в прошлом году 250 млн рублей с одной только целью — обеспечить своевременный закуп молока у населения. Как юридически было закреплено это условие, если деньги дважды выделялись, а своевременного расчета с населением так и не произошло. Правительство помогает бурятскому предприятию, а молоко кабанские СПОКи вынуждены возить иркутянам по жаре за 350 км! Ведь лучше возить по жаре иркутянам, чем отдавать на АО «Молоко Бурятии» даром! 12 млн 800 тыс. рублей текущей задолженности — это приличная сумма даже для крупного предприятия, не говоря уже о сельчанах. Но если даже усилиями правительства Республики Бурятия не удается наладить партнерских отношений с таким монополистом, как АО «Молоко Бурятии», тогда, может быть, стоит вообще признаться, что молоко республике не нужно, что надо переориентировать людей на что-то иное и не тратить зря деньги.
Куда смотрели юристы
Ровно три года назад, когда мухоршибирские фермеры обратились в правительство точно с такими же жалобами на несвоевременные расчеты от ОАО «Молоко Бурятии» за поставленную продукцию, разбираться в вопросе в район выехал тогдашний глава республики Вячеслав Наговицын. Прямо на встрече с председателем СПК «Колхоз Искра» Василием Коршуновым глава поручил минсельхозу в кратчайшие сроки (!) подготовить такой проект типового договора между фермерами и «Молоко Бурятии», в котором будут четко прописаны предельные сроки расчета за поставленную продукцию.
— Так себя вести нельзя, — сказал тогда Вячеслав Наговицын. — Раз пользуешься господдержкой — принимай вот такой типовой договор. Обсудите с юристами. И этот договор должен действовать, при его несоблюдении — мы прекращаем поддержку.
До отставки Вячеслава Наговицына оставался еще целый год, но типового договора по молоку для хозяйствующих субъектов в Бурятии так и не появилось. Более того, сам Вячеслав Наговицын эту тему на совещаниях больше не поднимал и исполнение собственного поручения не проверял. Уже при новом главе уставший биться с монополистом председатель СПК «Колхоз Искра» Василий Коршунов, как утверждают односельчане, ликвидировал молочное стадо в 3 тыс. дойных коров и переориентировался на растениеводство.
При этом правительство не только не вняло совету Вячеслава Наговицына прекратить поддерживать недобросовестного переработчика в лице АО «Молоко Бурятии», но и стало поддерживать его еще больше. К первоначальным 75 млн добавились еще 250 млн рублей, шокировавшие весь реальный сектор экономики, потому что в таких объемах здесь не помогали еще никому. Если верить прозвучавшему на публичных слушаниях по итогам исполнения бюджета прошлого года, что непосредственно на поддержку производства продукции агропромышленного комплекса, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий было направлено в 2018 году 860 млн рублей, то получается треть этой суммы пришлась на АО «Молоко Бурятии».
При этом министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов, кому, собственно, и давал поручение Наговицын, и кто до сих пор отвечает за происходящее в отрасли, так и не объяснил, что или кто помешал ему три года назад исполнить поручение главы. В каких объемах исчисляются сегодня понесенные потери — на сколько фуражных коров в Бурятии стало меньше, сколько молока мы потеряли, какое количество населения лишили заработка. Наконец, кто за это все должен ответить, учитывая, что по итогам оценки эффективности исполненных в прошлом году госпрограмм, озвученных на тех же публичных слушаниях по факту исполнения республиканского бюджета за 2018 год, неэффективных госпрограмм в Бурятии выявлено не было.